Уже в последний год прошлого десятилетия стало ясно, что позиции «Бродяги Кэнсина» как самого значительного и важного телесериала девяностых годов прошлого века останутся неизменными. Ни один сверхдлинный сериал не будет вызывать впоследствии столь бурных реакций, столь пламенной любви к героям и занимать столь высокие места в рейтингах; ни о каком сериале больше не будут столько писать и говорить. Уже тогда было ясно, что «Кэнсин» стал вехой своего времени. Более того, именно после «Кэнсина» начнут набирать обороты так называемые махо-сёнэны – длинные и однообразные саги для мальчишек, повествующие о сплоченных командах героев, участники которых преодолевают невообразимые препятствия во имя дружбы и ради выполнения намеченных с юных лет целей, которые, вне всяких сомнений, добродетельны и, по мнению авторов, служат замечательным примером для подражания.
Но, несмотря на возникшую моду на супергероев, развлекающих зрителя на протяжении двух-трёх лет, Кэнсин (именно как герой, а не как название аниме) так до сих пор и остается самым интересным и умным среди них. Ни Оранжевый Лис из «Наруто», ни резиновый Монки из «Одним куском», ни шаманящий Асакура из «Короля Шаманов», ни милый Гон из «Охотника х Охотника», ни новомодный герой «Блича», ни даже Инуяся из одноименного серила Такахаси Румико не смогли не то что занять одну ступеньку со знаменитым гением Хитэн Мицурюги-рю, но и даже близко к нему подобраться. Авторы перечисленных выше произведений создали героев однотипных, практически неживых, но зато с успехом выполняющих четко отведенную им роль – бить врага и не забывать при этом, скаля зубы, выдавливать из себя вездесущее «мамори». Как персонаж Кэнсин оказался на удивление живым и интересным, и хотя его роль зачастую скатывалась к роли обычного бодигварда, он всегда оставался настоящим героем. Секрет, я полагаю, может крыться в очень умелом подходе Вацуки Нобухиро, который в своей работе больше положился не на боевую составляющую (как в «Наруто» или «Короле Шаманов»), не на приключенческие авантюры (как в «Инуясе» или «Одним куском»), а исключительно на личность героя.
Химура Кэнсин – основа сериала, его изюминка и тот кирпичик, при чьём устранении все действо свалится в одну бесформенную кучу, разгрести которую не смогут уже никакие находки. Без образа главного героя сюжет поблекнет, второстепенные персонажи станут окончательно неинтересны, в злодеях не будет нужды, а вся драматургия останется за кадром. Именно жизненные позиции Химуры, его путь и кредо служат надежным цементом этому произведению. Особенно удачной кажется находка экранизаторов выпустить после ТВ-сериала ряд видеовыпусков, дающих зрителю более полное представление о характере и жизненной истории Кэнсина. Без них образ героя не может казаться полным, он неотточен и местами даже чересчур комичен. С ними же он получает завершенность, объяснимость и тот неуловимый шарм, ту завораживающую притягательность, которая рубит зрителя с той же легкостью, с какой катана Химуры рубит врагов. Образ героя собран сразу из нескольких составляющих, призванных благодаря своему составу «сразить зрителя наповал» уже в первых сериях телеэпопеи.
Кэнсин обладает глубоким умом, жизненным опытом и отсутствием желания стать главой местной деревни или королем какой-то общности, будь то пираты или шаманы, нет у него и цели найти кого-то или что-то. Его образ более возвышен и вместе с тем более прост. Единственное желание героя – вести тихую и размеренную жизнь, помогая по возможности людям с их проблемами. В свое время Кэнсин вдоволь погеройствовал и понял, что такой образ жизни приносит лишь бесконечную череду утрат. И, вероятно, в этом стремлении к безмятежности, в отсутствии амбиций и стремления к подвигам таится особая философия Кэнсина, та частичка притягательности, которая выделяет его среди соратников по жанру. Повидав многое на своем веку, Химура стал мудрым. Его речи можно назвать панацеей современного аниме, где «мамори» и только «мамори» правят всем действом. Между тем монологи Кэнсина можно слушать долго, они многозначительны и при этом лишены удручающего пафоса. Разговоры в этом сериале являются чем-то большим, нежели в других аналогичных произведениях, они превратились в намного более интересную деталь, чем поединки и битвы.
Если попытаться на время оставить главного героя в стороне, забыть о нем и представить на его месте кого-нибудь другого, более амбициозного или, если хотите, более современного, то «Бродяга Кэнсин» уже не кажется столь ценным сериалом. Несмотря на довольно-таки интересное построение, его фабула в отрыве от главного героя не может казаться интересной. Весь телесериал условно разбит на три неравные части, первая из которых является самой маленькой, вторая самой большой и в то же время самой интересной, третья самой незначительной и спорной в плане необходимости.
В первой части зрителю преподносится мир позапрошлого столетия, воссозданный Вацуки Нобухиро, а также основные герои сериала. Другими словами, эта часть является вводной и выполняет роль пролога. Она состоит из почти двух десятков серий, наполненных разрозненными самостоятельными сюжетами в духе современного «Самурая Тямплу». Как вы понимаете, никакого перехода сюжета из одной серии в другую не наблюдается, а вся композиция призвана выбрасывать на сцену новых героев и вкратце обрисовывать их характеры и привычки, а также способы ведения боя. При этом истории главного героя, который появился на экране первым, отведено меньше всего времени. Но, несмотря на это, Химура уже с первых кадров притягивает внимание своим раздвоенным поведением. Особенно его образ покажется интересным тому зрителю, который уже ознакомился с приквелом. Ведь вместо мрачного и замкнувшегося в себе юноши из знаменитой четырехсерийной OVA зритель встретит образ почти полностью противоположный – комичный и несерьезный; вся целеустремленность старого Кэнсина исчезнет, а вместо нее появится шутовская непосредственность нового.
Вторая часть - где роли героев определены, и сюжетное развитие, можно сказать, уже началось, - является самой любимой у опрошенных зрителей. На самом деле такая позиция вполне ясна и логична, и объяснить ее можно тем, что именно с тридцатых серий самостоятельные эпизоды со своими собственным минисюжетами уходят прочь, уступая место главной сюжетной линии, известной как «Битва за Киото». И это очень мудрый поступок экранизаторов, так как дальнейшее клепание серий-наполнителей уже казалось бы неразумным, ведь герои выведены на сцену, а их характеры неплохо обыграны, так что для их дальнейшего применения был необходим некий большой враг и глобальный сюжет, который никак нельзя создать без отхода от филлеров. Единый большой враг и глобальный сюжет соединил всех героев и дал им цель для существования. В этот момент «Кэнсин» превратился в то, что в будущем не перестанет сходит с наших экранов – в приключенческий сёнэн с наличием большого количества драматических сцен и боев. Последние выполнены в виде турнирной системы и представляют собой не битвы «стенка на стенку», а уже традиционные сегодня сражения «один на один», где поединок разбит на несколько составных частей, чередующихся диалогами раненых участников или повествованием их биографий, а может быть и личными воспоминаниями. И что самое приятное, «Кэнсина» не получится упрекнуть в банальности и типичности, а данную систему назвать вторичной. Сегодня такой тип ведения боя (особенно это ярко показано в «Куске» и «Наруто») стал классическим, но во времена «Бродяги» все еще был интересным и захватывающим.
Третья часть – заключительная тянучка. Наверное, так бы охарактеризовала этот отрезок сериала основная группа телезрителей. Эта часть олицетворяет собою возврат к истокам, то есть, возврат к минисюжетам начала сериала. Правда, помимо самостоятельных эпизодов, тут все-таки можно выделить и четыре небольших сюжетных линии: «Амакса Сёго», «Кацу Кайсю», «Поиск элексира» и серию эпизодов про «магов». Все эти сюжетные линии представляют собой набор пяти-шести серий, повествующих об небольших историях, приключившихся с Кэнсином и его командой. Нужно отметить, что качество этих эпизодов оставляет желать лучшего как в плане самих задумок, так и в плане их осуществления на экране. Наверное, именно в этой части все прошлые несуразности «Бродяги Кэнсина» вылезли наружу. Сюжетные сценки стали повторяться, а враги, которые после «Битвы за Киото» должны были исчезнуть как вид или, в крайнем случае, таиться при появлении Химуры, наоборот, повылезали отовсюду и стали лишь сильнее. Мумифицированный Сисио Макото, на борьбу с которым ушло более двадцати серий, оказался более слабым, чем некоторые эпизодичные личности. Налицо было явное растягивание сериала. И это опять-таки неудивительно – «Битва за Киото» оказалась настолько сильной для 1996 года, что поклонники Бродяги решительно требовали продолжения.