Рецензия на Юная революционерка Утэна: Конец Света юности
Как известно, если полнометражный фильм снят после сериала с таким же названием, то он скорее всего вторичен по отношению к нему и является либо продолжением, либо ещё одной серией (в наиболее запущенных случаях такие фильмы даже идут минут пятьдесят-шестьдесят, то есть представляют собой объединение двух-трёх серий). Таких приложений может быть множество – например, у «Платья» их уже шесть. По идее, если зритель знаком с сериалом, «приложения» должны ему нравиться больше, потому как анимация и сюжет там всё же лучше, чем на телевидение (разумеется, это справедливо лишь в том случае, если упомянутый зритель – не поклонник какого-нибудь персонажа третьего плана, которого в киноверсии, естественно, проигнорировали). Впрочем, иногда встречаются и менее заурядные подходы к проблеме, например, своего рода альтернативные экранизации того же сюжета (персонажи те же, общая схема та же, но всё совершенно по-другому). Такие фильмы можно адекватно воспринимать и в том случае, если вы за всю свою жизнь не видели ни одного эпизода одноимённого сериала, и «Конец Света Юности» - как раз такой случай.
«Утену» принято сравнивать с «Сейлор Мун» и «Евангелионом». С первым сравнением всё понятно: угораздило режиссёра в беспечной молодости поставить одно из самых (а в России – так и просто самое) популярных аниме за всю историю вопроса. Хоть «Сейлор Мун», вероятно, обрела такую популярность в большей степени стихийно, а не благодаря усилиям маркетологов, аналитиков и им подобных представителей неточных наук, от этого факта всё равно не отмахнёшься. Художественные достоинства (или отсутствие таковых) вышеупомянутой прекрасной воительницы отдельного разговора не заслуживают, но заметим, что режиссёру с таким пунктом в творческой биографии создать что-либо столь же популярное не просто сложно, а практически невозможно. Особенно если он не ставит перед собой такой задачи.
Со сравнением номер два сложнее. Да, «Утену» принято называть «Евангелионом для девочек», но так ли это на самом деле? Мне кажется, что нет. В первую очередь потому, что «Утену» даже при всём желании не получается назвать фильмом о проблемах закомплексованных подростков (а «Евангелион» - взглянем правде в глаза – в первую очередь именно об этом), так как главные герои не выглядят подростками. Конечно, самой Утене, например, формально пятнадцать лет, но из-за узких плечей и длинных ног она выглядит гораздо старше. До начала просмотра я вообще был уверен, что ей лет двадцать, хотя такому возрасту никак не соответствовали её аккуратные круглые глаза, занимающие ровно половину лица.
Дизайн персонажей, равно как и дизайн вообще, здесь очень специфический. Например, просвечивающие сквозь пряди волос брови – явление в аниме повсеместное и оттого уже не удивляющее, но здесь через волосы просвечивают и непосредственно глаза: выглядит это очень странно и многим может не понравиться. С длинными волосами, которыми обладает добрая половина персонажей, тоже постоянно творятся какие-то чудеса (временами они напоминают языки пламени). Короче говоря, дизайн на любителя, причём любителя весьма специфического. Главные героини, конечно, очень милы и обаятельны, а вот среди «сильной половины человечества» я не обнаружил никого, кто бы мне хоть немного нравился, даже «прекрасный принц» оказался довольно-таки ужасен. Хотя, безусловно, кому-то подобное дизайнерское решение должно быть ближе – зря, что ли, нарисовали?
Итак, люди с огромными глазами и необычными причёсками носят штаны с лампасами и обитают в здании (или комплексе зданий? – это, как и многое другое, не вполне понятно) с очень странной архитектурой. Винтовые лестницы, угловатые колонны, висящие в пространстве узкие мосты – и всё это непрерывно движется, куда-то дрейфует, причём каждый элемент – в своём собственном направлении. К тому же колонны немного наклонены, освещение подчёркнуто нереалистично, деталей меньше, чем требует реализм, люди порой сливаются с осколками абстрактных витражей. Небо – бездонно голубое, перечёркнутое редкими полосами перистых облаков, а в архитектуре преобладают красный и цвет бетона, так что всё это вместе напоминает не барокко, а смесь конструктивизма непонятно с чем. Очень необычно и очень впечатляет, хотя и не всегда в положительном смысле.
Складывается впечатление, что основная цель этого фильма – отказ от реализма в любом его проявлении: в дизайне, в архитектуре, в сюжете, в постановке дуэлей (которых, к слову, здесь всего две). Поначалу это удивляет, тем более что в начале встречаются эпизоды, поставленные в более-менее классическом ключе. По мере развития сюжета нереальность только нарастает, и в какой-то момент отсутствие реализма превращается в антиреализм, по-своему очень логичный и понятный. Герои словно живут в каком-то другом мире, в котором даже между жизнью и смертью нет почти никакой разницы. И созданию атмосферы иного мира подчинено всё: каждая деталь, каждая фраза, каждый жест. И всё находится в соответствии с ней.
В целом стиль постановки можно определить как «символизм, переходящий в сюрреализм». Кунихико Икухара и его команда обращаются со зрителем довольно жестоким образом: раз этот мир чужой, значит, нет никакой надобности упрощать зрителю жизнь. Так что в фильме нет великих героев, крушащих неприятелей направо и налево, равно как нет и обливающихся слезами и соплями кавайных маленьких девочек, вроде принцессы Хиното в «Х» (и огромного количества подобных персонажей во множестве других фильмов). Нет Жутких Монстров, нет навязчивого психоанализа, нет балагана с расписными роботами. Почти нет экшена, да и с сюжетом тоже имеются некоторые проблемы. Короче, нет всего того, что обычно применяется для привлечения почтеннейшей публики. Фильм совершенно не жанровый, не имеющий чётко выраженной целевой аудитории, не вписывающийся ни в какие рамки – и именно этим он и прекрасен.
Нарисовано хорошо. Движения не слишком реалистичны, но вполне соответствуют облику героев и общему стилю. Фоны неоднородны: некоторые из них завораживающе красивы, некоторые иначе как абстрактной мазнёй не назовёшь. Между прочим, много компьютерной графики – её не видно, но она есть: например, часто встречается градиентная заливка, которая, в принципе, может быть выполнена вручную, но на практике это очень сложно и дорого, а «Утена» в целом отнюдь не похожа на шедевр высокобюджетной анимации. Немало почти не движущихся и даже полностью статичных кадров, постановка сражений тоже далеко не блестяща (хотя и не опускается до уровня «махнул мечом – все умерли», но порой колеблется где-то недалеко от него). Музыка скорее функциональна, чем актуальна, запоминающихся тем не так уж много.
Но такому фильму, пожалуй, не очень-то и нужна графика «Призрака в доспехе» и музыка его же. Коль скоро всё подчинено идее (явным образом не высказанной), идея и является самым важным, всё же остальное – второстепенно. И оно, осознавая свою второстепенность, работает на идею. Отсюда огромное количество символов, пояснением которых авторы себя не утруждают, и регулярно встречающиеся сцены, достаточно опосредованно относящиеся к сюжету. Всё это, а также обильные артхаусные операторские и режиссёрские приёмы, может изрядно раздражать непривычного к таким вещам зрителя, но это – не насилие над аудиторией, не фрустрация ради фрустрации, как было, скажем, во всё том же «Евангелионе». «Утену» часто сравнивают именно с ним, но это сравнение не вполне правомерно: она куда тоньше, глубже, умнее и прекраснее. И такой необычный стиль, как ни странно, удивительно точно подходит этой очаровательной истории.
1188 Прочтений • [Рецензия на Юная революционерка Утэна: Конец Света юности] [16.09.2012] [Комментариев: 0]