Кино - искусство синтетическое, каждый фильм состоит из многих частей, создаваемых самыми разными людьми. В синематографе могут найти себя и художник, и писатель, и композитор, и артист больших и малых драматических театров - но чья роль важнее прочих? Вероятнее всего, роль режиссёра, основная задача которого - не только и не столько создавать нечто новое, сколько соединять фрагменты в целую картину. Причём фрагменты частенько имеют неправильную форму и не очень-то желают стыковаться друг с другом - это создаёт некие трудности, но это же создаёт возможность проявить свой талант, если, конечно, таковой имеется. Практика показывает, что составные части хорошего фильма при ближайшем рассмотрении частенько оказываются не так уж и замечательны.
Вот, например, Megazone 23, кино в своё время весьма известное и любимое народом, его влияние заметно даже в весьма современных проектах. Один из немногих полнометражных OVA и один из первых OVA коммерчески успешных, вызвавший к жизни не только два продолжения, но и видеоигру Megazone 23: Aoi Garland. Последнее имело место 13 сентября прошлого года, то есть, «Мегазона» не забыта по сей день, хотя в целом судьба не была к ней благосклонна. Изначально планировалось создать продолжение культового, но не слишком успешного ТВ-сериала Genesis Climber Mospeada, потом из-за проблем с финансированием от этой идеи отказались, а результаты трудов слегка причесали и выпустили в люди. Норобу Исигуро, режиссёр всего происходящего, утверждает, что финальный вариант «Мегазоны» - это преимущественно фрагменты первых эпизодов несостоявшегося сериала.
На этом злоключения проекта не закончились, ведь помянутая выше «Моспида» - это, кроме прочего, не что иное, как основа для третьей части эпохального (в отдельно взятой стране) сериала Robotech. А где «Роботек» - там и Карл Масек, который наложил свои лапы и на «Мегазону», смонтировав из неё (и подручного материала) свой собственный полнометражный фильм Robotech: The Untold Story. Фильм вышел не шибко удачным, хотя даже он, как ни странно, может представлять некоторый интерес... Но мы отвлеклись.
Megazone 23 не из тех фильмов, в которые влюбляешься с первого взгляда. Как ни странно, она чем-то напоминает собственного главного героя, вьюноша милого, по-своему обаятельного, но не очень-то приметного. За такого едва ли зацепится быстрый взгляд, скользящий по толпе. То же и с его историей: она начинается не слишком впечатляюще и, чего уж там, довольно заурядно. Кажется, она немногим отличается от других историй о парнях на мотоциклах, каких немало было в то время. Но это впечатление обманчиво, достаточно подождать всего несколько минут - и «Мегазона» явит своё великолепие.
Она красива, но её красота существует только в движении. Статичные кадры способны запечатлеть характерный визуальный почерк студии Artland, - приятственно-лохматый дизайн персонажей на фоне незатейливых пейзажей - но на их основе едва ли можно представить себе, как всё это выглядит на самом деле. Одинокий рисунок вряд ли способен передать движение. Часто это от него и не требуется, поскольку большая часть аниме, вопреки названию, как раз качественной анимацией-то и не обладает (и год выхода тут мало на что влияет), но к «Мегазоне» это не относится. Конечно, её видеоряд отнюдь не идеален, в нем хватает компромиссов, неподвижных кадров и блёклых спецэффектов, но каждое движение прорисовано так аккуратно и с таким вниманием к деталям, что анимацию этого фильма язык не поворачивается назвать ни посредственной, ни устаревшей. Это - настоящий гимн движению, гимн, который не услышишь со скриншотов.
Музыкальное же сопровождение здесь отнюдь не эпических масштабов, но этого и не требуется от городской сказки, наполненной льющимися из кассетных магнитофонов песнями в традиции японской поп-музыки восьмидесятых годов. Мягкие, тёплые, удивительно мелодичные композиции, сильный, но вместе с тем мягкий и удивительно нежный голос Куми Миясато и её экранного альтер-эго Евы Токимацури, звезды местной эстрады. Восхитительный голос, приглашающий на прогулку по улицам ночного мегаполиса... её песни просты, но не примитивны - это же можно сказать и о событиях, за кадром которых они звучат. Сюжет «Мегазоны» довольно-таки незатейлив, хотя он сложнее, чем кажется на первый и на второй взгляд, и хотя именно он из всех фрагментов картины оставил наиболее заметный след в истории (см., напр., относительно недавний RahXephon). В нём есть пара неожиданных поворотов, но в целом он вполне предсказуем и довольно быстро даёт понять, что звёзд с неба хватать не намерен. Кроме того, в нём есть интрига, есть своего рода кульминация, но развязки нет, кино просто обрывается практически на полуслове. И это неприятно, поскольку смотреть «Мегазону» всё же по-настоящему интересно.
Дело тут вот в чём. Основное (и практически единственное) достоинство этого фильма заключается в том, что он очень, очень хорошо снят. Мы видели графику и получше, мы слышали такие песни, какие в жизни не спеть Еве Токимацури. Но когда музыка идеально подходит к изображению, когда следующий кадр сменяет предыдущий именно тогда, когда это должно произойти, когда нет ни одной лишней сцены, а действие не останавливается ни на мгновение и при этом ещё и ухитряется не выродиться в пустое мелькание кадров - устоять перед таким фильмом очень и очень непросто. Не всем придётся по вкусу его картинка, богатая деталями, но бедная эффектами. Его саундтрек не каждому захочется слушать отдельно от фильма. Его герои могут показаться банальными, а сюжет - вызвать пару саркастичных усмешек. Наконец, идеи, заложенные в нём, отнюдь не новы и не слишком глубоки. Но всё это подано настолько превосходно, с таким вкусом и талантом, что просто-напросто не хочется искать недочёты. «Мегазона» не претендует на место в центре вселенной, но в ней есть всё, чего только можно желать от хорошего фильма. Кроме, конечно, финала: он будет в следующей серии.
Дополнительная информация.
Вообще-то изначально финал у «Мегазоны» был. Первоначально никакого продолжения не планировалось, и после той сцены, которой фильм заканчивается сейчас, следовало ещё несколько других, которые ставили точку в повествовании. Из последующих изданий фильма эту «альтернативную концовку» исключили, но в качестве бонуса она встречается в некоторых DVD-изданиях и в вышеупомянутом Aoi Garland, а также её можно увидеть в Robotech: The Untold Story.