Да, скажу прямо, если есть желание посмотреть что-то такое необычное, ни на что не похожее, то лучше творений знаменитого экспериментатора Моримото Кодзи и основанной им Studio 4°C мне встречать не доводилось. Если возникает в тебе чувство, что хочется чего-то специфического — то ли осетринки с хреном, то ли конституции, стало быть настало время окунуться в абстракционистскую струю аниме.
Произведения этой небезызвестной студии нельзя оценивать однозначно и категорично, причём это относится как к смыслу, так и к графике. Их работы изобилуют, казалось бы, абсолютно противоречивыми приёмами. Например, персонажи в «Нойзмене» прорисованы несколько грубо и жёстко, однако это всё только на первый взгляд, потому что, как и в других творениях Studio 4°C, облик героев беспрерывно изменяется. Причём эти метаморфозы не имеют ничего общего с чиби или какими бы то ни было вставками, прорисовка персонажей меняется не радикально и не на короткие промежутки времени, а все время и в зависимости от окружающей обстановки и настроения. Создаётся впечатление, что их внешность не фиксирована жёсткими рамками, а может свободно меняться внутри весьма широких границ. Описывать окружающий мир этого аниме, я считаю, нет надобности, и не потому, что на нём не стоит задерживаться, скорее наоборот. Дело в том, что всё предстающее взору трудно всецело описать словами. Вот, к примеру, попробуйте кому-нибудь описать работу абстракциониста. Сомневаюсь, что получится сделать это так, чтобы слушатель смог представить себе картину целиком. Потому что каждый видит подобные произведения по-своему. Единственное могу сказать, что окружающий зрителя мир полон красок — это действительно фонтан цветов, который, подобно нотам в мелодии, заставляет «звучать» произведение на все анимационные лады. Кстати, звукоряд «Нойзмена» очень оригинален, что лишь подтверждает универсальность его сочинительницы знаменитой Ёко Канно. Особенно необычна заключительная композиция Trees Make Seeds.
Теперь, думаю, стоит обратить внимание на сюжет. Однако хоть в фильме и прослеживается некая сюжетная линия, она не имеет определяющего значения, будучи только каркасом. Мне показалось, что авторы привнесли её только лишь для того, что бы выстроить произведение, чтобы оно не казалось абсолютно сумбурным и незавершённым. На самом же деле «Нойзмен» больше похож на сон, красивый футуристический сон с элементами фэнтези. Как будто автор пробудился посреди ночи и постарался запечатлеть сказочные картины, привидевшиеся ему минуту назад. Нас не преследуют заумные рассуждения, и не притягиваются за уши прописные истины, здесь нет места логике, тут главенствуют чувства. Подобно самому Нойзмену, собирающему кристаллы, в которых заточены частички людей, автор выкристаллизовал и заключил полёт своих мыслей на экране. Я уже говорил, но повторюсь — так как на экране изображён полет фантазии, то и ассоциации у разных людей это аниме вызывает абсолютно разные. Кто-то увидит отголоски далёкого мира будущего, подобного Матрице, кто-то найдёт для себя нотки тоталитаризма и промывки мозгов, для кого-то это будет история любви и борьбы, возможно, люди найдут и духовные истоки в этом всем. Я неспроста вспомнил о духовном, ведь от людей, прошедших экзекуцию, оставался кристалл и душа. Именно душа, как бы её ни называли в самой картине. В принципе я человек абсолютно нерелигиозный, но то, как главные герои, парень и девушка, пробовали плод музыкального дерева, вызвало у меня ассоциации с Библией, а именно с Древом познания, плод которого вкусили Адам и Ева. Правда, закончилось в Библии всё немного по-другому, но кто знает, как оно было на самом-то деле.
В общем, «Нойзмен» относится, я бы сказал, к категории неоднозначно-однозначных. Однозначно он может нравится или нет, третьего тут не дано, слишком уж специфический стиль для массового продукта. Фаст фудом такое назвать язык не поворачивается. Неоднозначное оно, потому что, во-первых, нравится может по целому раду причин: кого-то впечатлит графика, кого-то необычность происходящего, а кому-то придётся по вкусу сплав всего этого. Во-вторых, практически каждый находит в картине свой неповторимый смысл и подтекст. Именно то, что мы наблюдаем во всех творениях Моримото Кодзи и его студии — посмотрите хотя бы «Комедию» и «Игры разума», казалось бы, произведения не имеют между собой ничего общего, но каждое из них наделено смыслом, который понятен только тебе.
865 Прочтений • [Рецензия на Звукоед Нойзмен] [16.09.2012] [Комментариев: 0]