Из четырёх больших ТВ-сериалов, созданных по манге Такахаси Румико, «Доходный дом Иккоку» является самым малоизвестным и в то же время самым необычным. Необычным не только для творчества Такахси («Несносные пришельцы», «Рамма 1/2» и «Инуяся»), но и для всей индустрии в целом. Последнее утверждение может показаться читателю странным, но, если смотреть на сложившуюся ситуацию объективно, то даже сейчас, когда с момента экранизации «Доходного дома» прошло уже почти 20 лет, найти аналог весьма трудоемко. Все дело заключается в том, что Такахаси, работая над этим произведением, стремилась воплотить то, что является негласным табу в анимационной промышленности она хотела показать простую японскую повседневность, без роботов, без мальчиков-героев и девочек-волшебниц, без добуцу и кавая. На сегодняшний день жанр «повседневность» хоть и является в меру популярным, однако почти никогда не доминирует в произведениях, а является лишь элементом. В сериалах «В поиске Полной Луны», «Любовь и Хина», «Хикару и Го», «Фруктовая корзинка» и других «повседневность» является элементом и работает на свои материнские жанры: спорт, мистику, музыку, комедию и романтику. Наиболее близко к «Доходному дому» подходит сериал «Зовущая тебя вечность», но короткость и слишком напыщенная драматическая сторона ставит сериал в невыгодное для сравнения положение. Другие же повседневные сериалы, вроде «Адзуманги», сравнивать еще более нелепо. Жанр один, но уровень воплощения полностью противоположный. С другой стороны, пример с «Адзумангой», как с одним из немногих по-настоящему повседневных сериалов, довольно-таки показателен; он демонстрирует изменение ситуации в корне. Сегодня индустрия находится на той стадии развития, когда снимать длинные жизненные сериалы и невыгодно, и неинтересно. Появись в этом году, «Доходный дом Иккоку» не выдержал бы соперничества с приключенческими сёнэн-сериалами и заглохнул бы на первом же сезоне. Таким образом, рассматривать описываемый сериал глазами современника несколько неразумно, так как сравнить его попросту не с чем, а стиль и способ постановки разительно изменился. Единственным, на мой взгляд, удачным аналогом «Доходному дому» является сериал-экранизация «Капризы Апельсиновой улицы». Это произведение вышло примерно тогда, когда трансляция «Доходного дома» уже подходила к концу, поэтому его нужно считать последователем, развивающим уже ранее поданную идею. Тем не менее, не смотря на необыкновенно схожую стилистику, дизайны героев, сюжетные сценки и общий тон, оба сериала довольно-таки разнятся. Вышедшие всего на два года позже «Капризы Апельсиновой улицы» уже тогда показывали переориентацию типичной повседневности Такахаси Румико. В «Капризах» Мацумото Идзуми смешал повседневность с мистикой, также был понижен возрастной уровень как героев сериала, так и зрительской аудитории. В связи с этим даже такой схожий сериал, как «Капризы Апельсиновой улицы», явно не дотягивает до той планки, когда его можно сравнивать с «Доходным домом Иккоку», а ведь он был стопроцентным подражателем, чего уж говорить о днях сегодняшних.
«Доходный дом Иккоку» помимо всего прочего это вторая серьезная экранизация манги Такахаси после «Несносных пришельцев». Начало манги было положено в 1980 году, а аниме стартовало только с 1986. Именно в 1986 году закончился показ упоминавшихся «Несносных пришельцев». Если быть точным, то последнюю серию «Пришельцев» открутили во второй половине марта, а уже через неделю выпустили первую серию «Доходного дома». На подбор авторского состава не ушло много времени. Режиссером и дизайнером поставили Кадзуо Ямадзаки и Юдзи Морияму. Первый режиссировал только что окончившихся «Несносных пришельцев», второй рисовал для них же дизайны. Нужно отметить, что Кадзуо Ямадзаки, начиная работу над «Доходным домом», еще продолжал работать над последней серией «Несносных пришельцев», а также над OAV и четвертым фильмом (и то, и другое, само собой, также создавалось как дополнение к «Несносным пришельцам»). Чуть позже на подмогу экранизаторам творчества Такахаси пришел еще не очень известный, но уже очень умелый Мотидзуки Томомицу. Впоследствии он параллельно будет работать над «Доходным домом» и «Капризами Апельсиновой улицы» (не путать с Мотидзуки Томомити, который также работал над «апельсиновой» серией). Из-за этой спаренной работы в постановке обоих сериалов можно будет увидеть общий подход Мотидзуки. Последнее, о чем нужно упомянуть, чтобы полностью завершить историческую справку «Доходного дома», так это о том, что мангу экранизировали не полностью, хотя и старались придерживаться ее содержимого как можно более точно. Вырезанные из манги фрагменты сюжета никак не сказались на восприятии сериала, однако явились существенным недостатком для всей серии. Например, в полнометражном фильме «Доходный дом Иккоку: Последняя глава», который является завершением сериала, зритель видит героя, отсутствовавшего в ТВ-сериале, а это никак не может являться плюсом доблестным экранизаторам.
Далее мне бы хотелось подробнее рассмотреть сам «Доходный дом Иккоку». Для этого я разобью оставшуюся часть статьи на несколько частей.
Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь смотреть «Доходный дом Иккоку», это внушительное количество серий. Кстати, забегая вперед, отмечу, что на самом деле «Доходный дом» очень маленькое произведение по меркам Такахаси Румико, все остальные ее серии на порядок длиннее. Но так или иначе, а сериал весьма-таки объемный. Этому есть два вполне обоснованных объяснения. Во-первых, стиль повествования Такахаси редко позволяет вместить весь сюжет и все мини-сюжеты в 50 и даже 100 серий. Тут я говорю исключительно об экранизациях, так как ее оригинальные манга-проекты, на основе которых и делают аниме, почти всегда по количеству томов больше аниме-экранизаций. У аниме, в отличие от манги, есть одна неприятная особенность рейтинг. Как только аниме перестает быть рентабельным или наскучивает зрителю, его по-шустрому сворачивают и дальше начинают выпускать на видео. Недавно окончившийся «Инуяся» замечательный тому пример. Выходу манги же ничто не мешает, так как структура потребления в этой индустрии несколько иная, также как и структура производства. Во-вторых, как отмечалось выше, «Доходный дом Иккоку» сериал повседневный с элементами романтики, а это уже обязывает его быть длинным. Вообще, я сейчас все сильнее подхожу к понимаю того факта, что показать настоящую романтическую историю можно лишь тогда на сто процентов, когда она прочувствована зрителем и кажется частью того промежутка его жизни, в который он ее просмотрел. Показать романтическую сказку можно и за день, но как можно за день не только привыкнуть к героям, но и научиться их понимать. Именно поэтому небольшие любовные сказки, типа «Хины», «ДиарС» или «Тёбитов», снабжены либо фантастическими сюжетами, либо очень мощным комедийным наполнением, а, следовательно, и называть их романтическими можно лишь отчасти. Они быстро забываются и редко оставляют после себя воспоминания.
Вторая важная составляющая сериала это атмосфера. «Доходный дом Иккоку» считается одним из самых реалистичных произведений японской анимации и уж точно самым реалистичным в творчестве Такахаси. Иными словами, в этом сериале нет никакой возможности увидеть несносных пришельцев, псов-демонов и парней, превращающихся в девушек. Основное место повествования обветшалый доходный дом, основные герои постояльцы и управляющая. На протяжении 96-серий герои толкутся в доме, выходят во двор, ходят за продуктами и на работу, посещают теннисный корт, устраивают дебоши и назначают свидания. Все это показано с необычайной чуткостью и любовью, недаром это произведение отчасти создано на основе воспоминаний автора. Интерьеры детализированы атрибутами того времени, герои это типичные жители Японии 80-х. Поэтому, смотря сериал, зритель невольно попадает в ту эпоху, а отсутствие мистики и элементов других жанров делает это путешествие во времени очень правдоподобным. Как учебник по истории быта вроде того, что в середине 90-х выдал Такахата-сан в своей «семейке Ямада», только намного веселее и не так по-такахатовски занудно.
Центральной темой истории Такахаси являются романтические отношения, сложившиеся между одним из обитателей Иккоку студентом-неудачником и управляющей, милой и во всех отношениях замечательной женщиной Кёко Отонаси. Вся прелесть показанной любовной линии заключается в том, что она развивается очень медленно и неторопливо. В раскрытии персонажей используется главный инструмент этого аниме его продолжительность. Благодаря большому количеству серий перед авторами не стоит задачи впихнуть в тринадцать эпизодов и завязку, и развязку, наоборот, они могут отдавать по 2-3 серии на простые и милые сценки, которые, по сути, никак не влияют на сюжет, но сами по себе являются самой что ни на есть неотъемлемой частью произведения, создающей его целостность. Также положительным моментом может служить и то, что в отличие от тех же «Капризов Апельсиновой улицы» в «Иккоку» очень-очень мало филлеров. Сюжет развивается линейно, как типичная мыльная опера, что для аниме такого уровня, между прочим, довольно большая редкость. И если «Капризы» были переполнены вставками, где каждая серия никак не переходила в следующую, то тут все иначе. В «Иккоку», особенно во второй половине сериала, сюжет движется очень стремительно, захватывает внимание и не отпускает от себя.
К слову о романтике. На сегодняшний день «романтических» сериалов много, почти все они короткие и однообразные. Нельзя сказать, что романтическая линия «Доходного дома» пестрит оригинальностью, нет, напротив, она так же банальна. Но тема романтики вообще не терпит оригинальности, ведь тут главное мастерство, с которым автор подходит к воплощению замысла. И вот с этим сегодня реальные проблемы, а вдобавок к этому еще и прибавляется кризис оформления, когда знают, что хотят, но сделать не могут. Романтика прошлых дней захватывает и влюбляет в себя хотя бы потому, что это романтика тех дней, а не сегодняшних. Даже в романтических фильмах 80-х еще была какая-то вольная непосредственность и одухотворенность. Она складывалась не из мотивов и желаний главного героя понюхать трусы, а из чего-то более неуловимого. Наши деды назвали бы это ухаживанием. Кёсукэ в «Апельсиновой улице» на протяжении почти полсотни серий реально ухаживал за Мадокой, невинно и мило, как это может в идеале делать школьник тех дней, это же делает и Годай в «Доходном доме Иккоку». И если Кёсукэ ухаживал за Аюкавой как школьник, то Годай, будучи уже вполне самостоятельным человеком, делает это более осмысленно и смелее, но, тем не менее, не пошло и все еще неуклюже. И в этой неуклюжести все: и смех, и сопереживания, а для кого-то, возможно, и воспоминания из собственной жизни. А что же мы видим сегодня? Сегодня все так называемые романтические образы делятся на несколько типов. Основным переворотом стало то, что отныне не парни ухаживают за девушками, а девушки прямо накидываются на парней. В некоторых аниме это показано очень искусственно («Ручная горничная»), в некоторых более трогательно («Все оттенки синевы»). Из-за этого даже появился новый поджанр, который у нас в стране окрестили «гаремным сёнэном», ненаучный термин, конечно, но очень подходящий. И если считать этот «жанр» романтическим, то налицо явная деградация. Оставшиеся типажи из псевдоромантического аниме наших дней можно назвать ярчайшей противоположностью типажей первой категории это пышущие энергией «герои-любовники», школьники, основной функцией которых в фильме является завалить «чувиху» и сделать с ней все полагающееся («Клёвая парочка», «Жаркое лето» и т.д.). Последняя категория это недотепы, идиоты, которые и сами не особо пытаются заслужить внимания, и сами по себе ничего не стоят. Они являются шутами, источниками комедийных моментов (главный герой сериала «Любовь и Хина»). Как видно, ни первая, ни вторая, ни уж тем более третья категория не имеет в себе ровным счетом ничего романтического - примитивные образы, не заслуживающие внимания. Первая категория, как я уже выразился, - типичная деградация романтического жанра; вторая – это и вовсе никакая не романтика, а всего лишь поделки для неудержимых подростков. Что же касается типажа, схожего с Кёсукэ из «Апельсиновой улицы» или героем «Доходного дома», то на сегодняшний день это большая редкость. И, наверное, их почти полное отсутствие и делает эти старые сериалы столь захватывающими, произведениями не от мира сего, не нашей эпохи. И это, безусловно, положительный момент.
1496 Прочтений • [Рецензия на Доходный дом Иккоку [ТВ]] [16.09.2012] [Комментариев: 0]