«Одержав много побед, Александр впал в сильное самовластие. Однажды друг его Клит, спасший ему когда-то жизнь, упрекнул его в неблагодарности. Чтоб доказать противное, Александр немедленно собственноручно убил несправедливца.
Вскоре после этого он убил еще кое-кого из своих друзей, боясь упреков в неблагодарности. Та же участь постигла полководца Пармениона, сына его Филона, философа Каллисфена и многих других. Эта невоздержанность в убиении друзей подорвала здоровье великого завоевателя. Он впал в неумеренность и умер значительно раньше своей смерти»
(Тэффи, «Всемирная история, обработанная «Сатириконом»)
Хотя вообще-то всё было не так. Всё было еще удивительней: философ Каллисфен был женщиной-воительницей Кассандрой; Пармениона Александр не убивал – так само получилось; и Клита не убивал. А Филона убивал, но так было нужно, причем им обоим, причем Филону даже больше…
А еще там были и философ Аристотель, и дух («идея») Платона, и Диоген Синопский (да-да, это который жил в бочке и лаял на прохожих), и ученики Пифагора, и царь Дарий, и царевна Роксана, и юный Евклид, и кого там только не было!.. Ну, пожалуй, богов. Для древней Греции там было странно мало богов. Хотя, правду молвить: кому они сдались, эти боги! Для атмосферы предначертанности сюжету с избытком хватило пророчеств, могущественных философских школ и (ipsissimus!) богоравного Александра.
Произвели поэзию всего две, кажется, причины, и причины-то естественные. Врожденно всем людям с детства подражать и любоваться подражанием.
(Аристотель «О поэзии»)
Если вас смутили легкомысленный эпиграф и мое небрежное перечисление исторических личностей, то переставайте смущаться и поверьте мне на слово: авторы «Александра» отнеслись к своему герою и его эпохе со всем уважением, какое только влезло в формат. Всё-таки, сериал... Молодежь будет смотреть. Нельзя ж было обойтись совсем без женщин в лагере: хоть один бюст в латах быть должен!.. Кем-то нужно было пожертвовать. Пришлось племяннику Аристотеля становиться племянницей Кассандрой. Пустяк? Пустяк. Или, например, царь Дарий. По свидетельствам историков, человек он был по-своему мягкий, безобидный... А кто станет смотреть аниме про сражение глав.героя с таким вот интеллигентным хлюпиком? Стало быть, необходимо Дарию оказаться брутальным и харизматичным деспотом. Ну, и походы потребовалось малость подсократить. Александр ведь загонял свое многострадальное войско, так долго шли его завоевания. Зритель бы этого не вынес. Потому маршрут слегка спрямили, слегка урезали… И – всё равно, очень и очень много соблюли, вот что приятно поражает!
Не геометр да не войдет!
(Надпись над входом в Академию Пифагора)
Например, под соусом многослойных интриг философских и религиозных школ – пифагорейцев, зороастрийцев, индийских брахманов (а почему бы и нет, в конце концов, дошел же Александр до Индии!) – авторы весьма остроумно иллюстрируют и теорию идей Платона, и отрицание «не-бытия» Аристотелем вкупе с его концепцией эллинского государства, и презрение к наслаждению киников, и страстную нумерологию Пифагора. Правда, пифагорейцы обладают способностью летать, брахманы похожи на сушеных бородавчатых жаб в человеческий рост, а Аристотель конструирует самодвижущихся солдат и экспериментирует с генетикой (конь-людоед Буцефал – просто неудавшийся эксперимент)... Однако это, на мой взгляд, допустимые гиперболы – а если бы Платон заговорил, как Диоген, или Аристотель стал индуистом, вот это всё испортило бы. Но авторы на это, слава богам и лично Александру, не пошли. Тема же геометрических фигур (Платоновых тел) – куба, тетраэдра, октаэдра, икосаэдра, додекаэдра, из которых, по Пифагору, состоят пять физических элементов – обыграна с большим вкусом и очень украсила опенинг.
Ищу человека…
(Диоген Синопский)
Александр «увиден» авторами в лучших традициях героического аниме: он сам себе бог, враг и соперник. Большую часть «психологизма» от нас гуманно скрыли – и это очень удачно, ничто так не портит эпос, как непрестанные рефлексии главного героя (бурное дыхание, остановившийся взгляд, хроническая испарина, крики «это я во всем виноват», и т.п.). То есть, он есть, «психологизм», но растворен в сюжете и восстанавливается только выпариванием действия. Словом, по желанию.
А сказки про мудрого, доброго царя-завоевателя людям никогда по-настоящему не приедаются. Как писал Дж. Оруэлл, неясно, «чем же заменить оловянных солдатиков; оловянные пацифисты явно не подойдут».
«На войне эти знатные мужи выступили впереди остального войска и отличались пышностью своего вооружения. Сверху их закрывал шлем, посредине панцирь и со всех сторон щит. Одетый таким образом, знатный муж ехал в бой на парной колеснице с кучером — спокойно и уютно, как в трамвае».
(Тэффи)
Теперь – что касается стиля. Могу признаться, что лично меня «Александр» поразил, как Персию, и покорил, как Египет. Рисунок чем-то напомнил «Желтую подводную лодку» и отечественного «Калифа-аиста» (понимаю, что это малопохожие вещи, однако…). А дизайн персонажей потряс не меня одну, но всех, с кем я имела удовольствие об этом беседовать. Причем для описания доспехов Александра и Александровой свиты все собеседники мои единодушно использовали одно и то же слово, каковое не могу процитировать из соображений политкорректности. Потому позвольте мне обозначить эти самые доспехи как «в высшей степени нетрадиционные». Какого, в самом деле, определения заслуживают металлические гульфики, латы с прорезями для сосков, бесконечные голые ноги в эффектных поножах?.. И ведь если б это были женщины! Но это НЕ женщины. И это даже не яой, прошу особо отметить. Это такая пронзительная мужская эстетика. Женщинам тут нет (и ни сценарием, ни настроением не предусмотрено) специального места.
«Да, это зло из зол, что женщиной зовут,
Дал Зевс, и если есть чуть пользы от нее –
Хозяин от жены без меры терпит зло»
(Семонид Аморгский)
Отмечу, кстати, что феминисток авторы «Александра» решили не ублажать. Женщины в сериале или уродливы, или злонравны, или – и уродливы, и злонравны. Что, впрочем, вполне соответствует большинству греческих суждений того времени: лучшая из женщин – та, которая не занимает места, не требует времени, не слишком мешает героям и не чересчур отвлекает философов. Припомнив об этом, запоздало хочу быть скромно-краткой и удаляюсь... на прощанье посоветовав тем, кто ищет аниме-разнообразия, интересуется историей и не боится прослыть оригиналом, посмотреть «Александра».
1290 Прочтений • [Рецензия на Александр [ТВ]] [16.09.2012] [Комментариев: 0]