«Нео-Токио» или «Лабиринт сновидений» в некоторых переводах - это сборник, состоящий из трех фантастических новелл, совершенно разных по графике и, вроде бы, непересекающихся по сюжету.
Страшно браться за рецензирование такого произведения – слишком много трепета и уважения испытываешь к авторам, этим столпам японской анимации. Какие имена – Ринтаро, Кавадзири Есиаки, Кацухиро Отомо! Их стиль узнается легко с первых кадров, это и уникальная манера повествования, и дизайн персонажей, и темы, которые сэнсеи выбирают для экранизации. Может быть, поэтому хочется написать не столько рецензию, сколько попытаться оценить важность подобных авторских экзерсисов, которые, увы, часто проходят незамеченными на фоне однообразных сериалов с закомплексованными школьниками и их героическими подругами.
Писать о великолепной графике этого аниме бессмысленно, она живет, как слова любимой книги - будто то, о чем читал, находит точнейшее отображение в зрительных образах. Мне хочется попытаться предать ощущения, которые остаются после просмотра, и предположения, зачем и почему такие мастера собрались и «написали», иного слова подобрать не могу, книгу для тех, кто не забыл, что такое хорошая фантастика.
Если вы любите фантастику - не фэнтези, не метания в виртуальной реальности, не головокружительные приключения космических ковбоев, а качественную научную фантастику, которая заставляет решать глобальные проблемы человечества, как свои собственные, то не пропустите случайно завалявшийся на винде или диске файл с названием «Нео-Токио». Если когда-нибудь казалось, что, закрыв книгу, вы понимали, что нужно сделать будущее другим, и были точно уверены, что знаете – как, то этот фильм для вас. Хорошая фантастика – не только развлечение, она учит не чувствовать, но мыслить, это тоже бывает необходимо.
Именно с такой литературой я могла бы сравнить авторский сборник «Нео-Токио», с умными и немного поучительными рассказами, с таким знакомым предвидением будущего, которое отличает фантастику 70-80-х. Здесь есть мистика иных пространств, тонкая ирония над «лучшими» качествами человеческой натуры и предупреждение об опасности экспериментов над собой; но, самое главное, есть своеобразная незаконченность, которая позволяет задавать собственные вопросы и искать на них ответы.
Осмелюсь предположить, что авторы зачитывались подобными вещами, особенно Отомо, который, спустя восемь лет выпустил еще один похожий фильм, я имею ввиду «Воспоминания о будущем». Оба сборника очень близки и по духу, и по стилевому решению, но мое субъективное мнение – «Нео-Токио» изящнее; может быть, потому, что новеллы объединяет сюжетная завершенность и запятая, которую Ринтаро ставит в конце фильма. В любом случае, получить удовольствие и от того, и от другого можно только тогда, когда знаешь, что тебе не может не понравиться. Ну, …как если бы дали почитать Стругацких только на одну ночь, в рукописи авторов.
Итак, вперед, за белым кро…, то есть, клоуном вместе с маленькой фантазеркой Сати и большим пушистым котом. Через зеркало, бегом по лабиринту узких улиц, где за каждым поворотом скрывается что-то очень необычное! Не отставайте, иначе никогда не увидите фантастический цирк, странный цирк смерти, где…
… по замкнутому кругу вечно мчатся гоночные машины, только победа – здесь нет другой цели. Скорость, подобная биению крови в висках, слияние в одном порыве с машиной, и пусть неудачники пожалеют, что встали на линию старта. Но мы-то знаем, что значит желать слишком сильно…
… отдать себя во власть машины, позволить управлять собой. Механизмы такие странные, они считают себя умнее нас. Но разве человек рожден, чтобы рыть котлованы и ковыряться в грязи? Ты, Управляющий живого и неживого мира, ты рано или поздно создашь такие машины, которые все будут делать сами, вот только кто управляет …
… твоей жизнью? Однажды свет погаснет, и ты окажешься среди старых декораций все того же цирка. Спроси себя, что это было? Я не знаю. Может, догоним белого клоуна?…
1213 Прочтений • [Рецензия на Лабиринт сновидений] [16.09.2012] [Комментариев: 0]