Vive la France!.. И - да здравствует Франция по-японски!!! Лепестки сливы осыпаются в траву Версаля. Свирепые островные дожди обрушиваются на крыши парижских предместий. Белокурые дуэлянты пронзительно кричат, как истинные саму... в смысле, французские дворяне. Бывает «смесь французского с нижегородским», это мы помним из школьной программы; но французский - настолько универсальный компонент мировой культуры / истории / моды / революции, что с чем его только не смешивают! И вот - с японским: коктейль «Роза Версаля» (aka «Леди Оскар») - три капли бургундского на наперсток сакэ, смешать, но не взбалтывать, не угодно ли?.. Мария-Антуанетта и ее августейшая австрийская матушка Мария-Тереза, Людовики - XV и XIV, их фаворитки - г-жа Дюбарри и Жанна Валуа, графиня Ламотт, шведский граф Аксель фон Ферзен, герцог де Гемене и мадам де Полиньяк, Робеспьер и герцог Орлеанский - любите ли вы костюмированную французскую историю, весь этот безумный джаз XVII века, liberte, egalite, fraternite!, все эти кринолины, купидоны,
рококо и гильотины?
И только не надо, прошу вас, не надо нудно толковать об историческом не-реализме, точно вы доценты упраздненных кафедр! Когда одну французскую графиню муж застал с любовником, она, по свидетельству Никола Шамфора, с горечью спросила: «Неужели Вы доверяете Вашим глазам больше, чем Вашей жене?» Так вот: неужели для вас эта самая историческая правда важнее правды художественной?.. Да, наверно, умам неокрепшим (и совсем-совсем неотесанным!) может повредить представление о том, что французские дворяне растили сыновей из дочек, а те со временем занимали ключевые военные посты в государстве. А мушкетер д'Артаньян не привозил подвесок королеве Анне, так что ж, теперь и Дюма не читать?! Потому давайте согласимся, что такой случай - рождение очередной дочери в семействе потомственного военного и воспитание из нее воинственного Оскара-Франсуа - как бы имел место. И этот Оскар, взласканный королем и фортуной, как будто бы стал капитаном гвардейцев, охраняющих крон-принцессу Марию-Антуанетту. Представили? Вот и отлично.
Добро пожаловать в Клуб разбитых сердец... - нет, при чем тут сержант Пеппер? - капитан-лейтенанта Оскара-Франсуа де Жарже! Ведь если сердце есть, оно ДОЛЖНО разбиться (нельзя же предположить, чтоб женское сердце существовало лишь для того, чтобы гонять кровь по венам!).
Сердце мадмуазель Оскар. Сердце Марии-Антуанетты. Я не говорю о мужчинах и об их сердцах. В конце конов, не для того рисуется сёдзе, чтобы размышлять о мужских проблемах. А некоторые (и среди них немало мангак) считают, что лучший мужчина - это женщина. Жизнь Оскар - совершенного существа, победоносного андрогина - отдана на доказательство этого спорного тезиса. А рядом с ней - воплощенная женственность Марии-Антуанетты. Никакого насилия над природой. Все чувства естественны, все побуждения спонтанны, все симпатии искренны. Роза Версаля и австрийская бабочка. Два прекрасных сердца, ждущих своей очереди разбиться. Какое не выдержит первым - сильное и благородное, скованное обручами долга, или нежное и пристрастное, продуваемое ветрами причуд? Какое лопнет красивей и зазвенит чище?..
Яркие краски. Яркие события. Яркие... характеры? Нет, лучше сказать - «натуры». Яркие натуры. Всё, начиная с опенинга (силуэт Оскар, оплетаемый колючими розовыми стеблями: раз уж она - Роза, то вот причитающиеся ей шипы!), продолжая сюжетом и заканчивая моралью, пронизано роковым обаянием эмансипации. Может быть, не собственно женской, вообще «эмансипации»: освобождению от зависимости, свободе выбирать - желанной, но принципиально невозможной. А если возможной, то - такой ценой, что лучше уж... Злодейские злодеи, точно унаследованные «Розой Версаля» из более ранних (и более детских) мультфильмов - кровожадные, беспринципные, неправдоподобные - при долгом знакомстве вдруг приобретают живые черты и с ними - убедительность (см., к примеру, линию мадам Дюбарри; едва ли можно было более полно обличить безнравственную интриганку, однако в момент ее окончательного падения прощаешь несчастной графине почти половину ее брильянтов и ее подлостей!). Конечно, любителям мелких деталей и подробных задних планов тут делать нечего - 40 серий, 1979 год! - тут дай Бог с передними-то планами совладать! Красота садов, парадных комнат и бальных платьев более предполагается авторами, нежели наличествует. Но, как говорил соплеменный Версалю король Генрих IV: Paris vault bien une messe. Классическая «Роза» стоит того, чтобы сериал посмотреть - невзирая на шипы нестыковок, шероховатости рисовки и внезапные уколы японского менталитета под сенью Нотр-Дама. Конечно, если вы любите сёдзе. Потому что «Роза Версаля» - это сёдзе, как оно есть. Настойчиво рекомендую Вашему вниманию - нынче так уже не делают, нет-с, милсдари и милсдарыни! То есть, граждане и гражданки. Ручная работа. Японская вышивка по канве Великой Французской революции.