Перед Концом cвета рай появится в этом мире, и только волки будут знать дорогу к нему. Но волков истребили двести лет назад? Нет, они есть. Они притворяюся людьми.
Мир обречен. За стенами городов снег засыпает руины и обломки военной техники. Кто воевал здесь и за что, и как случилось, что цивилизация прекратила свое развитие - никто уже не вспомнит. Города постепенно приходят в упадок, знания утрачиваются, люди не видят смысла в завтрашнем дне, поздно что-то менять. Или еще не поздно? Четыре парня, которые на самом деле волки, и девочка, которая на самом деле Лунный Цветок, идут через пустынные земли в поисках рая. Рая, ни больше, ни
меньше, а удастся ли им достичь этой цели - кто знает? Путь далек и нелегок, противники, у которых свои виды на Лунный Цветок, могущественны, а время не ждет. Огромная красная луна уже восходит над равнинами, возвещая близкий Конец света...
В советское время было такое жанровое определение: фильм-сказка. Или повесть-сказка, соответственно. Под него попадало множество вещей от «Хоттабыча» и «Незнайки в Солнечном городе» до «Властелина колец» (если бы «Властелина Колец» решили экранизировать в СССР), и в нашем случае это определение приходится как нельзя кстати. «Волчий дождь» - аниме-сказка. В самом деле, для фантастики слишком ненаучно, для фэнтези - слишком современно, а так сразу встают на места волки-оборотни, лунные цветы, пророчества, алхимия и многие другие детали, которые кажутся дикими при пересказе своими словами, но в самом сериале смотрятся на удивление органично. Но дело даже не в этом. Сказке присуще особое восприятие мира, которое кому-то покажется более наивным, а кому-то - более человечным, чем обычное, «реалистическое».
Есть вещи и красивые, и трогательные, а копнешь их поглубже - и звякнет лопата о жесткий каркас мироздания, холодные стальные ребра числом четыре: смерть-свобода-одиночество-абсурд. Здесь не так. Чуда не надо вымаливать на коленях, вырывать с боем или выманивать хитростью у судьбы - оно рядом, вон, цветет среди развалин белыми звездами - только присмотрись, вспомни. За смертью есть рай, а в жизни есть цель - что мешает идти к ней? Самый, может быть, волшебный момент в фильме - когда на вопрос: «Куда ты идешь?» следует невозмутимое: «В рай» - и собеседник все понимает. Это мгновенное узнавание, собственно, и есть то, что отличает волков от людей - они могут спорить, отказываться, открещиваться от своего предназначения - но они в глубине души знают, о чем идет речь.
Примерно на это узнавание уповаю и я, рекомендуя «Волчий дождь» к просмотру. Авторам сериала удалось соединением городской киберпанковой эстетики, подростково-сказочной романтики похода за мечтой и эсхатологического пафоса создать вещь, может, не Бог весть какую глубокую, но, несомненно, очаровательную. Вещь, ценную не образами, а теми ассоциациями, которые рождаются в ответ. Аниме вообще на редкость манипулятивное искусство - все, о чем вы мечтали, но сами не догадывались или не представляли, что про это можно еще и мультики снимать, вы рано или поздно в одном из этих мультиков обнаружите. Киношники обычно стесняются таких приемов, считая, что в кино в первую очередь должен быть какой-то смысл. А анимешники - не стесняются, справедливо полагая, что смысл зрители и сами додумают - лишь бы цепляло. Цепляет.
Эстетика сериала Wolf's Rain обращается к подростковой романтике в нас, только не романтике отрицания, а романтике борьбы. Бросить все и уйти туда, не знаю куда, на поиски того, во что, может быть, лишь ты один веришь. Броситься с голыми руками (пардон, клыками) на танк и выдержать этот бой. Знать, что судьба мира зависит от твоего решения. Все это может показаться смешным, наивным, но когда-то мы все мечтали о чем-то таком.
«Умереть или быть убитым - это закон жизни. Это лучше, чем жить без цели», - главный герой, Киба, выражает свою жизненную позицию просто и честно, и эта честность убеждает, покоряет. На фоне всеобщей безнадеги, уныния и равнодушия эти слова, как знамя, под которое собирается маленькая армия.
Они очень разные, эти люди-волки - создатели хорошо постарались над проработкой характеров. Гордый и целеустремленный идеалист Киба, нигилист и прагматик Цумэ, добрый и доверчивый Тобоэ, раздолбай и пофигист Хиг. У каждого из них свои представлеия о рае, каждый имел свои причины сняться с места и отправиться в путь. На протяжении серий им придется многое понять о жизни и о себе, учиться быть частью команды, доверять товарищам, брать на себя ответственность, постигать
на практике принцип «один за всех и все за одного». Тема дружбы получает в этом аниме прекрасное, на мой взгляд, раскрытие.
Очень интересно наблюдать эволюцию характеров. Каждому персонажу на пути выпадает как минимум одно серьезное испытание, которое меняет его, заставляет чему-то научиться. Причем это касается не только главных героев, но и второстепенных.
По традиции в этом аниме нет абсолютных злодеев, противника всегда можно в чем-то понять. Но чем ближе к финалу, тем острее противостояние, тем настойчивее судьба требует от каждого определиться: на чьей ты стороне? А ничьей стороны не бывает, когда решается судьба мира - либо двери в рай и в будущее, либо смерть, хаос, поражение. Только расклад осложняется тем, что достоверной информацией, что надо делать, не владеет никто. Можно только полагаться на свои представления о должном и недолжном. Свой выбор делают в свою очередь исследовательница Шер, ее муж Хубб, охотник Квинт, его собака (полусобака-полуволк) Блю, командующий армией Северного Города (не помню его имени), дворяне Дарсия и Джагара... А кто был прав - рассудит финал...
Что такое рай, нам так и не расскажут - а надо ли? А возможно ли это вообще? Выразить неземное земными словами, достоверно описать то, чего никто еще не видел, изобразить в подробностях мир, в котором «счастье всем, даром, и никто не уйдет обиженным» (да, всем, что бы там ни говорили высокомерные дворяне)? Это ведь все равно, что объяснять, в чем смысл жизни -- у кого он есть, тот не нуждается в словах, а у кого нет, тому словами не перескажешь. Герои начинают путь каждый ради своей мечты и в процессе понимают, что цель у них на самом деле общая...
К сожалению, эта прекрасная недосказанность может длиться только, пока длится действие. Грамотно завершить сюжетную линию в таких условиях - сложнейшая задача, и, вынуждена констатировать, авторы не с ней не справились. Они так и не смогли выбрать между happy endом (что было бы слишком просто, и вообще, против всех канонов жанра) и unhappy endом (что убило бы здоровую идею в основе фильма) и предпочли компромиссный вариант, вследствие чего у аниме два финала. 26-я серия - вроде как, еще не конец, а 30-я (OVA) - вроде как, уже не сериал. Где вам остановиться - смотрите сами. Так или иначе, скомканность концовки оборачивается неизбежной идейной слабостью. При том, что традиционно смысл в аниме вкладывает не автор, а зритель, при том, что великолепная эстетика и великолепные характеры только способствуют этому, сериалу Wolf's Rain трудно дать по-настоящему красивую интерпретацию. Буддизм и эсхатология совмещаются плохо, а Апокалипсис, Рагнарёк, Фрашегирд - это должно сидеть глубоко в подкорке, чтобы снимать хорошие вещи с такой тематикой.
Подводя итог: «Волчий дождь» - это не та вещь, которую можно назвать художественным совершенством. И не та, в которой можно раз за разом открывать новые пласты смыслов. Но это, безусловно, интересное, эстетичное (хотя, возможно, эта эстетика на любителя) и трогательное
аниме.
Рекомендую не смотреть OVA сразу после TV, во избежание порчи впечатления. Рекомендую также с чистой совестью пропустить серии 15-18, ибо там нет ничего, кроме повторов. Вот теперь, кажется, все.