Начало 90-ых ознаменовалось для студии «Ghibli» одной, но очень важной переменой. Эту перемену можно по праву назвать переходной ступенькой, ступенькой в будущее гиблевской анимации. Возраст Миядзаки (1941 года рождения) и Такахаты (1935 года рождения) заставил обоих задуматься о том, что пора уже закругляться и в скором времени передавать дела своего ненаглядного детища кому-то в руки. Всю свою жизнь они рисовали милых круглолицых человечков, и не успели оглянуться, как настала пора готовить себе преемников. Главным условием у обоих мастеров было желание найти учеников, которые так же ловко смогут лепить человечков, не вызывая своей лепниной ожесточения у зрителя. Мне не известно, много ли у чародеев анимации было подмастерьев, но уже в 1992 году вышла первая картина, отснятая вторым поколением. Она носила романтическое название «I Can Hear The Sea», а ее автором стал Мотидзуки Томоми. В том проекте меня удивило то, что Мотидзуки до этого со студией «Ghibli» никоим образом связан не был. Но, так или иначе, а рассказывать я собирался не об этом, а о следующем претенденте на звание «великого режиссера студии». В 1995 году им стал Кондо Ёсифуми, снявший реалистический и безумно романтический «Whisper of the Heart». Стоит отметить, что в отличие от прошлого претендента, этот был истинным «гиблиманом». Посудите сами, ведь он участвовал почти во всех важных событиях студии: помогал Такахате и Миядзаки ваять героев для «Grave of the Fireflies», «Only Yesterday» и «Kiki's Delivery Service»; служил супервайзером в дорогом и важном проекте «Princess Mononoke»; да и тот же «I Can Hear The Sea» дизайнил-то именно он. Другими словами, более смышленого парня на вышеуказанный пост найти было бы сложно.
На первый взгляд, «Whisper of the Heart» очень напоминает режиссуру Такахаты Исао. Тут нет сюжета, как его не было в «Only Yesterday» или «My Neighbors the Yamadas». Вся история «Whisper of the Heart» строится на знакомстве зрителя с папой, мамой и двумя сестренками, а потом, когда зритель уже более или менее притрется к очередной семейке «ямад», ему показывают их отношения и реакции на разнообразные вещи и явления. Такой способ повествования совсем не нов для директора, чье имя начинается с большой буквы «Т», но весьма необычен для Миядзаки. А ведь именно на него легло бремя писать сценарий для этого фильма и делать к нему же раскадровку. Всем нам хорошо известно, что господин Миядзаки любит широту и простор для своих историй. Он любит создавать вещи, в которых можно хорошенько развернуться, в которых можно смело устраивать полеты на метлах или драконах, в которых можно без проблем посадить свинью за штурвал самолета. Но тут, тут свинью в самолет посадить было нельзя, это как положить ноги на стол перед зрителем. Выбрав реализм, приходится жертвовать многим, зато появляется возможность рассуждать, показывать зрителю реальную жизнь или хотя бы жизнь такой, какой бы ее хотелось видеть автору.
Странно, но первое, что мы видим в «Whisper of the Heart» строение, чем-то напоминающее нашу «хрущевку» с кучей балкончиков-сушилок для маек и трусов. В этом доме и живет та самая обычная семейка, которую для нас выдумал Миядзаки. Папа пашет в библиотеке, домой ездит на велосипеде. Мама занята по горло важными делами. Старшая сестра ведет себя так, как и должна вести себя старшая сестра. Зато младшенькая являет собой саму жизнь, она просто чудо небесное. Когда она видит летящий дирижабль, то удивляется: «Как же он низко летит». Идя по улице, она задорно комментирует: «Как сегодня жарко», по пути здороваясь с местным псом. А зайдя в метро, заводит разговор, но не с кем попало, а с самым толстым и безмолвным котом. Побеседовав с котом и сделав еще тысячу бессмысленных восклицаний, она сочиняет очаровательную песенку про сельскую дорогу и исполняет ее, хлопая в ладоши.
Признаться, я ожидал чего-то нового от этого союза мультипликаторов, но совсем не того, что предстало взору. Миядзаки и тут не удержался от эпизодического полета, и тут он не сумел обойтись без сказки. Однако, на мой взгляд, это совсем не помешало «Whisper of the Heart» быть очень реалистичным, трогательным и просто хорошим фильмом. Безусловно, господин Кондо с поставленной задачей справился превосходно. В конце концов, достойный ученик достойного мастера сумел-таки сделать достойный фильм.
887 Прочтений • [Рецензия на Шепот сердца] [16.09.2012] [Комментариев: 0]