«Бродяга Кэнсин» это большая эпопея, в которую вошел сериал, множество сиквелов и один приквел, а крепится все это на одноименной манге Вацуки Нобу (ну и, само собой, на реальной истории Японии). За исключением полнометражного фильма, всю эпопею снимал режиссер Фурухаси Кадзухиро, создавший фильмы из серии «Фатальная ярость» и сериал «Ты арестован!». Но вернемся к бродяге Кэнсину, так как, скорее всего, именно он станет главным персонажем в жизни этого режиссера.
Когда манга Вацуки набрала популярность, то своевременно встал вопрос об ее экранизации. Экранизацию, как это обычно и бывает, начали с длинного (95 серий) сериала, выпущенного на экраны в начале 1996 года (закончили его показывать спустя 2,5 года). Сериал так и назывался «Бродяга Кэнсин», правда, впоследствии ему еще припаяли непутевое, на мой взгляд, альтернативное название «Самурай Икс». «Бродяга Кэнсин» (он же «Самурай Икс») вскоре стал популярен не менее манги, и он до сих пор прилично держится в топах. Такая известность не могла пропасть даром, а посему уже в 1997 году выходит первый полнометражный фильм, а в 1999 и первый OAV. О последнем речь и пойдет дальше.
OAV, выпущенный в виде четырех эпизодов, не изменил названия, однако он не стал сиквелом. На этот раз режиссер Фурухаси поступил довольно оригинально, прервав на время последовательную цепочку и выпустив приквел. Само по себе понятие приквел антонимично сиквелу, и если сиквел это прямое продолжение, то приквел своеобразная предыстория, рассказ о том, что уже известно, но под другим углом. В результате чего новый Кэнсин, точнее старый, но выглядящий по-новому, получился броским и отличим от той истории, к которой зритель привыкал на протяжении десятков часов. Если подумать, то этот приквел можно назвать вторжением реализма. В нем нет комедийных элементов, в нем очень строгий дизайн. Как заметила одна критекесса: «взрослый Кэнсин в аниме смотрится значительно моложе, чем его ОВА вариант». Со своей стороны, не могу с этим не согласиться. Кэнсин в этом приквеле это молчаливый и жесткий убийца, трезво мыслящий и знающий, что он делает, отчего становящийся еще более реалистичным. Повсюду его окружает кровь и связанная с ней трагедия. Когда он рубит дрова, то при каждом ударе видит одну из своих жертв это страшно, реалистично и страшно.
Временной разлом, в котором происходит действие картины, является наиважнейшим для Японии. Именно в это время в стране начинает строиться новая политика (как внешняя, так и внутренняя), а с ней приходит и новый период, носящий название Мэйдзи и означающий общую модернизацию страны. Фактически период Мэйдзи вступает в свою силу где-то в 1868 году и длится до 1912, но действие приквела начинается в 1864 году, что немного раньше. Именно тогда отношения между управляющим страной сёгунатом дома Токугава и императором (законным правителем) обострились до крайности.
История «Кэнсина» основана на исторических реалиях, но вместе с тем является вымышленной, правда, некоторые японские легенды и гласят, что в Киото на стороне императора сражался воин, меч которого разил без промаха, но был ли это Кэнсин, главный герой фильма, или кто-то другой, я, конечно, знать не могу. Таким образом, сюжет фильма тесно переплетается с реальной историей, а поэтому понять и прочувствовать его, не зная истории, как мне кажется, вряд ли возможно. Думаю, будет неплохо, если я скажу пару слов обо всей этой заварушке.
В XIX веке власть управляющего сёгуната неуклонно слабела, а власть южных князей и их самураев усиливалась. Последняя группа склонялась к тому, чтобы возродить Киотское правительство, которое сейчас не имело собственных сил против сёгуната, но южные князья и самураи готовы были прийти к нему на помощь, чтобы, под прикрытием императорского авторитета, разделаться с ненавистным сёгунальным правительством Эдо. И если сёгунат добровольно не подчинится, то было принято силой выдворить его.
Императором в это время был Комэй (правил с 1847 года). Около него группировались, главным образом, представители самураев, и лишь весьма ничтожное число представителей древних родов. Эти передовые и образованные самураи жаждали перемен, чтобы из положения ничтожной знати выйти в министры нового правительства. Однако в самый решительный момент император Комэй умер и на его место вступил Муцохито Мэйдзи. Муцохито вступил в борьбу с сёгунатом более решительно, в результате чего уже в 1867 году последний сёгун Кэйки был побежден. После чего император переехал в город Эдо, который вскоре переименовали в Токио, что означает «восточная столица».
Если рассказывать историю Японии того периода кратко, то она выглядит примерно так. Теперь о фильме. Сюжет этого приквела возвращает нас в детство Кэнсина, тогда его еще звали Синта. Он потерял родителей и попал в рабство, а потом к бандитам, спасает его будущий учитель. Спустя годы обучения Кэнсин нанимается в клан Тёсю (по названию провинции), где сражается на стороне императора против сёгуната. Кэнсин, великолепно играющий роль хитокири (роль убийцы), заслуживает уважение руководства и становится острием меча всего клана. Описывать, что произошло потом, не имеет смысла, так как для этого есть 95-серийный сериал, посмотреть который, в принципе, нужно.
В качестве заключения стоит отметить, что если судить по зрительским откликам, то этот приквел на сегодняшний день является одной из лучших анимационных картин. Это еще раз доказывает, что тенденция к реализму никак не ослабевает, а скорее только усиливается. Можно долго и нудно разглагольствовать о том, что реализм в аниме это плохо, но потенциальному зрителю, как видно, он по душе. Аниме взрослеет.