Не каждой картине суждено прожить не одно десятилетие, не канув в Лету. Ну, на то она и классика, вернее, такие картины и становятся тем, что потом мы называем классикой. Страшно подумать, я еще не смотрел мультфильмы, а эта работа уже вышла на экраны. Ой, ну вот, выдал свой возраст. Хотя это нашей слабой половине позволительно скрывать его, а вот нам, «самураям», не пристало. Так вот, редко кому удается создать запоминающуюся картину на стыке фантастических жанров. В основном получается что-то вроде «нагромождением пней, колод лежит смысл». Однако иногда авторам, балансируя на острии ножа, удается создать что-то по-настоящему неплохое. Действительно, здесь перед нами «Гаттака» и иже с нею, «Метрополис» и компания, да и вообще много всяко разного, но смотрится довольно гармонично. Итак, отделим же семена от плевел.
Нарисована картина добротно, тут ничего не отнять, вот они перед нами, законные двадцать четыре кадра в секунду, и все руками рисованные, не цифровые. Никакой компьютерной «заморозки задников» на фоне движущихся персонажей, оно-то и понятно, в то время ни о каких компьютерах в анимационной индустрии и речи не было. В целом, мне понравились пропорции и черты лиц персонажей. Хотя в то время уже и стали отходить от старой школы аниме, когда руки и ноги героев изображались несколько утолщенными, во многих картинах еще можно было заметить ее влияние, здесь же оно практически полностью отсутствует. Однако сказать, что в работе вообще нет оплошностей, значит покривить душой. Несколько раз были замечены зацикливания, когда один и тот же фрагмент показывается повторно, что, конечно же, облегчает работу художникам. Да и с моторикой не все в порядке, здесь имеется в виду совпадения голоса с видеорядом, именно голоса, а не звука в целиком. Но, как говорится, тот, кто вообще без греха, пусть бросит в меня кассетой VHS. Да, еще к особенностям, характерным для того времени, хотелось бы отнести несколько музыкальных вставок, нечто среднее между музыкальной паузой и мюзиклом. Когда создавалось картина, наличие чего-либо подобного считалось чуть ли не обязательным в анимации.
Вообще в картине поднимается очень много тем, на которые фантасты-писатели извели уже не один бочонок чернил, а фантасты-режиссеры не один километр видеопленки. Вот взять хотя бы определение способностей (или, если будет угодно, талантов) человека с рождения и обучение его только тому, к чему он «способен», а не тому, что он сам желает. Здесь действительно палка о двух концах, и не стоит доверять только лишь произведениям, где все изображается в черном свете. Существует масса работ, в которых эта тема представлена не столь однозначно, и уже тяжело понять, плохо это или хорошо. В «Жар-птице» создатели тоже не стали показывать всю глубину наших глубин и навязывать свое мнение, они просто констатировали возможность такой дифференциации как факт. Или вот щекотливая тема воспитания. Можно ли доверить воспитание человеческого существа роботу? Что? Опять начали ломать копья? Постойте! Предлагаю зарыть топор войны (чур, зарывать его не в мою голову)! А любовь и дружбу в виде создания долгих и продолжительных отношений можно вообще в каждое второе произведение вставлять. Вот только любовь, как известно, зла, можно и козла полюбить, и козу, всякое бывает. Бывает и такое, что рядом с тобой уже давно находится доброе и отзывчивое существо, которое по-настоящему тебя любит, и которого любишь ты, но еще сам этого не подозреваешь. Ну, а в фантастике это вполне может быть робот, почему бы и нет, что, роботы не люди что ли!?
Так, что у нас еще? Ах, ну да, все знают фразу: «Береги природу, мать твою!» Так вот, оказывается, ее действительно не помешает беречь, ресурсы, как водится, почему-то не неистощимые. Так что, неровен час, закончится у нас даже «продукт вторичный». И, конечно же, одна из основных тем, которой уже не одно десятилетие перемывают кости фантасты-философы – единство всего живого. Наверное, вам не раз доводилось слышать, что планета – живая. Что космос – это один большой организм, а мы - маленькие винтики в огромной машине Мироздания. Только вот смотришь, сломался один винтик, машина продолжает, как ни в чем не бывало, трудиться, еще несколько винтиков - и вроде бы ничего, а вот лопнул кулачок, и все, пошел механизм вразнос. Так и в жизни, иногда от одного человека может зависить жизнь целой планеты, а «жизнь» одной планеты может перечеркнуть существование цивилизации. И это не просто невидимые силы природы, а простые чувства, когда главенствующим в созидании у нас была и остается любовь.
А в конце концов получилась сборная солянка, слегка наивная, отчасти простенькая, но от этого не менее душевная.