«Сочащиеся воспоминания», вышедший за десять лет до своего последователя — «Чирик-чирик, наши соседи семья Ямада», носит в себе те же общие черты и концепцию. Да, в этом фильме больше сюжета, точнее, он тут имеет более осмысленный и ярко выраженный характер. Да, в этом фильме проведена взрослая любовная линия, часто встречающаяся в художественных фильмах, но напрочь отсутствующая в анимационных. Однако, несмотря на это, общая идея хочет донести до нас больше не переживания персонажей, а скорее то, что их окружало — своеобразный дух 60-х. Как известно, Такахата-сан мастер воспроизводить события и времена, стоит вспомнить хотя бы его знаменитый «Могилу светлячков». И на данный момент, одно можно сказать почти наверняка: если бы Такахата не стал аниме-режиссером, то его с руками бы оторвал какой-нибудь исторический факультет. Название аудиодиска, стиль одежды, своеобразная культура выбранного промежутка времени — всё это для мастера является не менее важной составляющей, чем сюжет. Именно это мы и видим в «Воспоминаниях».
До перевода название фильма трактовалось как «Воспоминания». «Ещё вчера» — английский вариант — довольно плохо характеризует картину. Фильм повествуется от первого лица, что хорошо знакомо по многим кинофильмам, но является довольно редким явлением в анимации (нечто подобное было в «Могиле светлячков», но это трудно было заметить). Главная героиня рассказывает о своей жизни, неумолимо отдавая предпочтение тому времени, когда она училась в пятом классе. И именно тут за дело берется Такахата, объясняя, как маленькие девочки знакомятся с месячными, как трудно есть школьную еду, какой бывает непробиваемый истукан этот отец… Всё доносится в интимных подробностях, что несколько затягивает повествование, но, с другой стороны, делает его более целостным и, не побоюсь сказать, более похожим на кино. Да, именно на кино. Называть «Сочащиеся воспоминания» аниме не поворачивается язык, так как сравнить его практически не с чем. Абсолютно полное отсутствие шаблонных шуток и обшарпанных стилистических приемов, фансервиса во всех его проявлениях и сюжета, направленного на молодое поколение. Посмотрев этот фильм, кажется, что Такахата-сан снимал не для молодежи, а для себя, для таких же, как и он сам, стариков, но стариков правильных, стариков в хорошем смысле этого слова. Стариков, до сих пор витающих где-то там. Иначе как объяснить то, что главная героиня фильма выбирает между городом и деревней — деревню; вместо суеты и карьеры — относительно тихую жизнь на рисовых полях. Как иначе объяснить, что большая часть фильма происходит в далеких 60-х?
Не маловажным аспектом является и то, что фильм просто потрясающе анимирован и прорисован. Маниакальная работа авторов над детализацией видна практически в каждом кадре и заслуживает наивысшей оценки. Особенно это заметно после просмотра сотен анимешек, в которых движущиеся люди на улице — нечто потрясающее и запредельное. Тут же — это просто данность. Такахата режиссер старой закалки, режиссер того времени, когда к качеству относились с уважением, поэтому и фильмы его детализированы, анимированы и вообще достойны уважения.
Первый раз этот фильм довелось посмотреть примерно год назад, и тогда он показался мне чем-то повседневным, по-такахатовски занудным и старомодным. Однако, пересмотрев его на днях, стало понятно, что «Воспоминания» не так-то просты. Дело в том, что за год мимо меня пронеслось огромное количество разнокалиберных анимешек: и хороших, и плохих, но однозначно уступающих этому фильму. Уступающих не сюжетом, не графикой, а просто постановкой. И если «Сочащиеся воспоминания» — взрослый фильм, то все остальное, за редким исключением, произведения намеренно развлекательные и в основном поверхностные.
1172 Прочтений • [Рецензия на Ещё вчера] [16.09.2012] [Комментариев: 0]