Еще до просмотра «Навсикаи из Долины Ветров» я знал, что это будет впечатляющее и волнующее зрелище. Да и как может быть плохим фильм, если над ним работала своеобразная «команда мечты»: режиссер сэнсэй Миядзаки, продюсер сказочник и драматург Такахата, композитор молодой Хисайси, а среди ключевых аниматоров числится совсем еще зеленый новичок Анно Хидэаки, автор будущего «Евангелиона». Тем не менее, меня волновало то, что фильм создавался до «Лапуты» и «Нашего соседа Тоторо» в далеком 1983 году, когда о студии «Ghibli» еще и не помышляли, а это, признаться, вселяло некое беспокойство: «первый блин комом». Но, к счастью, мои предчувствия не подтвердились, так что с чистой совестью начну петь дифирамбы.
Первое, что хочется отметить после просмотра «Навсикаи из Долины Ветров», это огромное количество сюжетных ходов, многообразие героев и сцен. Вообще, стало непонятно, как Миядзаки умудрился в отведенное время втолкнуть столько всего, да еще сделать это понятным и логичным для зрителя. А главную героиню до такой степени проработанной и замечательной, что не хватает хвалебных слов в ее сторону. И правда, Навсикая стала моей любимой героиней, еще до просмотра фильма, от впечатлений манги (тоже, кстати, Миядзаковской). А после ознакомления с фильмом мое отношение к этой девушке полностью подтвердилось и укрепилось. Эта героиня потрясает всем, начиная с формы и кончая содержанием. Но если формы миядзаковских девушек очень схожи, то по содержанию она обыгрывает всех последующих персонажей. Ловкая смесь мужественности и женственности, героизма и обворожительности, доброты и ума делает Навсикаю ярким и выделяющимся персонажем из всего творчества Миядзаки.
Сюжетная часть фильма крепится на базовой гуманистической идее Миядзаки, которую он пользует на разный лад в различных своих произведениях. Так, например, в конце 90-х сэнсэй поставит похожий фильм, также рассказывающий о девушке, являющейся своеобразным отождествлением природы, но там она будет несколько хищной и не такой милой, как Навсикая. Думаю, вы уже поняли, что речь идет о «Принцессе Мононокэ», где зрителю рассказывается о защите природы, ее ценности и о сравнении людей со зверьми. То же самое мы видим и тут. Даже когда Земля превратилась в мутную дыру, что прозвана «Мертвым Землями», люди не перестали воевать между собой и создавать всякие адские машины. Но напротив, видя безысходность положения, они напрягают больше силы, чем мозгов, создавая танки и давя всех тех, кто выжил после экологической катастрофы. Сначала эти абсурдные действия мною были не поняты, но оказалось, что только благодаря такому приему можно было показать задумку Миядзаки во всей красе. И если в «Мононокэ» природа не собирается претендовать на главенствующее место, то в «Долине Ветров» все происходит наоборот. «Мертвые Земли», дающие жизнь неведомым существам, постепенно надвигаются на людей с явным намерением поглотить тех, кто обезображивает землю. В отличие от многих поделок такого рода, в этой ленте ход отыгран замечательно, а самое главное, он безусловно оправдан. Люди, боящиеся умереть от ядовитых испарений «Мертвых Земель», тщетно пытаются сберечь себя, надевая маски, создавая мельницы, но все их попытки с самого начала выглядят тщетно перед неизбежностью. Это понимаем мы, это понимает Наусика, но никак не другие обитатели Долины Ветров и других царств-государств. Они-то и раскручивают сюжет, воюя между собой за оставшиеся земли, за неведомые орудия. Героине же приходится расхлебывать всю их кашу, а нам в свою очередь смотреть, как она это делает.
1629 Прочтений • [Рецензия на Навсикая из Долины Ветров] [16.09.2012] [Комментариев: 0]