Самое последнее на данный момент произведение студии «Ghibli» под загадочным заголовком «Кошачья благодарность» («Возвращение кота») одновременно замыкает сразу две цепочки. Во-первых, этот фильм заставляет воскреснуть образы, некогда созданные Кондо Ёсифуми в любовно-сказочном фильме «Шёпот сердца». Во-вторых, «Кошачья благодарность» последнее произведение из трех, что отсняли для студии «Ghibli» режиссеры-новоделы. Первым из них, как мы помним, был мелодрамщик Мотидзуки, вторым пожилой гибли-ветеран Кондо, а вот теперь пришло время и для третьего режиссера-новодела, в прошлом всего лишь аниматора и фоновщика, Мориты Хироюки.
Что удивительно, при создании «Благодарности» над Моритой никто не стоял: Миядзаки тут исполнительный продюсер, но никак не сценарист, а Такахаты и вовсе в титрах нет. Поэтому Морита-сан мог раскрыть всю свою фантазию, скопившуюся за многие годы работы с мэтрами японской анимации. Первое, что показывает зрителю Морита после традиционного синего экрана – фигурка кота Барона, упоминавшегося семь лет назад в «Шёпоте сердца», но тогда этот персонаж носил чисто эпизодический характер, сейчас же почти вся история повествует о нем, о его сородичах и о девочке Хару, которая попала в удивительную историю.
И «Шёпот сердца», и «Кошачью благодарность» снимали как адаптацию манги Хиираги Аой, оттого оба фильмы настолько похожи, что даже имеют двух одинаковых героев. Первый герой – кот Барон, о котором я уже упоминал, второй – тоже кот, но жирный и белый по имени Мута, игравший в прошлом фильме еще меньшую роль. Имя Муты само по себе интересно, так как его произношение граничит с произношением слова «бута» свиньей по-японски. Именно на образе этого свиноподобного кота в фильме строится почти половина всех шуток и юмористических эпизодов. Кстати, нужно отметить, что в новой моритовской сказке юмору отведено довольно много места, особенно в начале, когда Хару еще живет в людском мире. В прошлых фильмах «Ghibli» юмор, конечно же, был, но он никогда не играл главенствующую роль. А вот в «Благодарности» данный элемент принимает более доминирующее значение.
Если вернуться к «Шёпоту сердца», то легко вспомнить, что это произведение было все-таки больше реалистическим, нежели сказочным; новая же работа Мориты (по все той же манге) планку сказки смело перешагнула. В «Кошачей благодарности» заслоны убраны, феерическое действие полилось словно дождь из ведра, не останавливаясь ни на секунду. Шутки, забавные ситуации, местами откровенный стёб захлестывают как никогда, ощущается новый стиль, новая жизнь, новые видения. Однако новый стиль нового режиссера не выбросил прочь давние традиции, в новом фильме есть что-то и от «Тоторо», и от «Лапуты», и от другой классики. Потому смотрится история про кошек легко и интересно. В ней нет глубинного подтекста фильмов Такахаты, нет сложных метафор Миядзаки, скорее всего именно поэтому «Благодарность» очень легка, но в то же время не так притягательна.
1563 Прочтений • [Рецензия на Возвращение кота] [16.09.2012] [Комментариев: 0]