Этот непривычно короткий сериал (всего четыре эпизода – четыре части одной истории) может запомниться морем – поразительно живым, сильным и непокорным, почти реальным – и синевой, которая переполняет «Последнюю субмарину» на правах главного героя. Ничего общего с декорациями безбрежной солнечной глади «Водного мира», хотя сюжет схож: мировой потоп, несколько островков, осколки выжившего человечества. Но в «Последней субмарине» море означает «новый мир». Оно ощущается везде – в разрушенных зданиях, внутри подлодок или на островах, где оставшиеся люди пытаются оградиться от Великого Океана.
Кроме того, «Последняя субмарина» примечательна техникой – подводными лодками, боевыми подводными аппаратами «грампусами», базой «Синего флота». Заслуживают внимания и те, для кого предназначена вся эта артиллерия: монстры-полулюди, русалки, киты-мутанты «мисуки» и крабоподобные сухопутные мехи, нацеленные, соответственно, на людей. Бои между первыми и вторыми в подводном пространстве – образец вполне удачного совмещения анимации и трёхмерной графики. Впоследствии студия GONZO будет продолжать двигаться в этом же направлении… Но что касается «Последней субмарины», то это не просто «кошка», на которой волшебники из GONZO оттачивали своё мастерство.
«Последняя субмарина» вовсе не о том, как храбрые подводники сражаются с монстрами во имя спасения человечества. Даже экологическая тема, столь очевидная здесь, отходит на второй план. «Последняя субмарина» повествует о ненависти и прощении, о разрушительном начале как одной из главных человеческих черт и о способности вопреки своим чувствам отказаться от мести и увидеть в проклятом враге не чудовище, но такого же человека.
Это аниме, которое только кажется «подарком «Гринпису», можно назвать самым антиэкологичным – здесь изображена та крайность, до которой может дойти любовь к природе. И вообще, любовь к природе, которая в наши дни воспринимается и как благородное дело, и как повод для насмешек, представлена здесь как ещё одна страсть, не менее разрушительная, чем жадность или злоба.
Из любви к природе, в желании защитить её профессор Зорндайк устраивает смещение полюсов и подъём уровня мирового океана. В мировой катастрофе погибает большая часть населения Земли – те самые, кто, по словам профессора, «повернулись спиной к природе и упали с её ладоней». Оставим в стороне «техническую» сторону дела – как быть с моральной?
Созданная в 60-х годах прошлого века манга Одзавы Сатору, по которой снят сериал, ничуть не устарела, напротив, оказалась пророческой. Люди продолжают стремиться к гибели и, кажется, заслуживают кары – подобным духом проникнуты многие фильмы, книги, статьи. Трудно спорить: человечество загрязнило природу, человечество в алчности своей предало всё живое.
Хорошо, вот мягкосердечный и добрый профессор Зорндайк так примерно и рассуждает – и рассуждениями не ограничивается. После катастрофы он вывел новые виды разумных, чтобы продолжить испытание «грешников». Оставшейся малой части. Только что-то они, неблагодарные, не спешат говорить ему «спасибо». Оказывается, для них человечество – не безликая масса, отягощённая пороками и грехами, а конкретные люди, родные и близкие. Испытания они воспринимают как начало войны, проповеди профессора для них – издевательства убийцы, которому можно только мстить. Какая экология, какая гармония и равновесие, когда стоит вопрос о банальном выживании?
Примерно так и воспринимает мир пилот «грампуса» Маюми Кино, восемнадцатилетняя девочка с нежными и округлыми «рейндж-муратовскими» чертами. Она ещё умеет быть по-детстки наивной и искренней, она не способна убить, глядя в глаза человеку, но уже в состоянии поднять оружие, особенно если перед ней тот самый профессор, который виновен – в том числе – в смерти её отца, матери и старшей сестры.
Вот он, ясный и недвусмысленный ответ: какой бы сильной ни была любовь к природе, заслуживающее наказания человечество состоит из отдельных людей, и среди них есть чьи-то близкие. Какой бы возвышенной ни была цель, вымощенная благими помыслами дорога ведёт всё туда же… Этот диссонанс нигде не проговаривается, его даже не упоминают, но он принизывает весь сериал. Маюми Кино, как и других выживших, не интересуют философские измышления Зорндайка. Главное – выжить и отомстить.
Итак, насилие рождает насилие, и как люди не смогли остановиться, так и создания Зорндайка не стремятся прощать. Обе стороны видят друг в друге лишь чудовищ, врага, который должен быть уничтожен. Только милосердие может разрушить эту стену. Первыми нападают люди – и именно человек первым протянет руку другой стороне.
Главный герой, Хаями, подводник и убийца, представляет собой тот странный тип «лишних людей», которые везде выделяются и нигде не находят себе места. Он не любит море, с детства боится его и никак не может его избежать. Он не умеет ладить с людьми – но больше всего переживает из-за друга, которого не смог спасти. Он не желает больше убивать – но уничтожает вражеского робота, чтобы помочь тем, кто мало для него значит. Он берёт на себя очень серьёзные обязательства – и постоянно попадает в беду. И спасают его тоже часто. Чужак среди людей, которому выпало стать их представителем. Убийца и жертва. Противоречивый и потому поразительно живой образ.
На других героев отпущено меньше времени, но даже нескольких сцен оказывается достаточно, чтобы понять и начать сопереживать членам команды «Подлодки №6». К ним успеваешь привязаться, хочется и дальше следить за их жизнью, приключениями, взаимоотношениями – но, увы, в этом аниме только четыре серии. Недостаток времени – самый серьёзный недостаток «Последней субмарины», хотя основная идея полностью раскрывается в четырёх эпизодах.
И этого времени хватает, чтобы вжиться в мир «Последней субмарины» – во многом благодаря джазовому саундтреку. Ритм музыки прекрасно сочетается с биением волн: здесь саундтрек посвящён исключительно водной стихии. Он непривычно лёгок, даже в минуты боя или чьей-то смерти. Морю всё равно, оно одинаково спокойно поглощает мёртвых китов и обломки подлодок. Даже если в жестоких войнах вместе с людьми исчезнут «дети» Зорндайка, море останется таким же прекрасным.
Вполне возможно, «Последняя субмарина» войдёт в историю аниме в качестве дебютной работы режиссёра Махиро Маэды, снявшего впоследствии блистательного «Графа Монте-Кристо», или как первый опыт GONZO по части компьютерной графики. Или как начало сотрудничества аниме-студий с Рейнджом Муратой, чьи мягкие округлые линии в облике персонажей восхищают не меньше, чем созданный им дизайн техники или костюмов. Или этот сериал будет восприниматься как разминка перед «Изгнанником», с которым у «Последней субмарины» много общего: от темы «дети на войне» и прекрасных боевых сцен до мотива гибнущих миротворцев в завязке сюжета.
Главное - не забыть полные боли и ненависти глаза Маюми Кино, разрывающейся между чувством мести и нежеланием убивать врага, какой бы ни была его вина. Запомнить взгляд Хаями, готового остановить новое кровопролитие даже ценой собственной жизни. «Последняя субмарина» – аниме не об экологии и противопоставлении «человек – природа», а о более «древней» теме ненависти и экологии души.
1884 Прочтений • [Рецензия на Последняя субмарина] [16.09.2012] [Комментариев: 0]