Сказка «Большая панда и маленькая панда» примечательна прежде всего тем, что является первой работой Миядзаки. До нее молодой мультипликатор работал исключительно аниматором-рисовальщиком; тут же ему выпал шанс делать все самому: он мог создавать эскизы, раскадровку, дизайны, обдумывать концепцию и даже сочинять сценарий. Этим правом будущий режиссер воспользовался и, нужно отметить, не зря.
Почти все авторитетные издания, посвященные творчеству Миядзаки, называют фильм «Большая панда и маленькая панда» прототипом будущей истории про лесное божество Тоторо. Спорить не буду, на «Наш сосед Тоторо» тут похоже почти все: и сюжет, и сам подход, и постановка, и герои, музыкальные темы тоже чем-то роднятся. Однако, поставив фильм «Большая панда и маленькая панда» за десять лет до «Тоторо», Такахата и Миядзаки лишь сделали первые шаги к тому, что в будущем будет именоваться стилем студии «Гибли».
Говоря про Миядзаки, я лишь вскользь упоминаю о другом известнейшем деятеле Такахате, а ведь именно он тут занимался управленческой работой. И в отличие от первого, идейный режиссер Такахата уже с 60-х годов занимается подобной деятельностью, а потому съемки детского фильма про панд ему были не в новинку.
Не обделив вниманием ни Миядзаки, ни Такахату углубимся в сам предмет. Сказку «Большая панда и маленькая панда», которая, как мы уже выяснили, считается прототипом очаровательного «Тоторо», снимали в два захода эпизода. Первый эпизод, так и называющийся «Большая панда и маленькая панда», датируется 1972 годом и вмещает в себя 35 минут рисованной анимации. Второй же, именуемый «Большая панда и маленькая панда: Дождливый день в цирке», вышел уже в следующем 1973 году, его продолжительность 38 минут.
Своей композицией фильм про семейство панд напоминает, прежде всего, советскую мультипликацию. Его основная цель: нести свет в детские головы, показывать мир с лучшей стороны. Недаром почти все персонажи этого двухсерийного фильма мало того что непосредственны, так еще и чрезвычайно добры. Присмотревшись, прислушавшись и отбросив детский стиль повествования, легко можно увидеть и понять все то, что Миядзаки с Такахатой пытались донести до маленького зрителя, что вкладывали в свое творение: это и почтительное отношение к старшим (на примере бабушки Мимико); это и обучение детей самостоятельности (уже на примере самой Мимико); это и призыв к правильному воспитанию, адресованный всем родителям (на примере папы Панды). «Для того чтобы растить детей, нужны родители, говорит Папанда, Как нужна хорошая бамбуковая роща, чтобы вырастить хорошие побеги». Миядзаки не случайно употребил эту метафору, в ней кроется смысл многих его фильмов, начиная с описываемой сказки и заканчивая сказкой «Унесенные призраками».
«Большая панда и маленькая панда» хорошая работа. Ее правильно задумали и правильно сняли. Она впитала в себя все, что должна была впитать. Но главное не это, главное то, что это превосходный экземпляр фильма из категории «аниме для самых маленьких», которое может нравиться не только этим самым маленьким, но и совсем не маленьким зрителям. А почему? Потому что снят фильм про панд с любовью и со смыслом, с идеей и с твердым желанием хоть на чуть-чуть, хоть на самую маленькую песчинку сделать этот мир добрее и лучше.
992 Прочтений • [Рецензия на Большая панда и маленькая панда] [16.09.2012] [Комментариев: 0]