Когда я думаю о судьбе детского кино в современной России, то не перестаю поражаться двум вещам.
Во-первых, я никак не могу понять, почему производство фильмов для юных зрителей считается в нашей стране делом принципиально убыточным, на которое дают деньги только бескорыстные гуманисты. Интересно, продюсеры отечественного кино хоть иногда изучают таблицы кассовых сборов в России, США и других странах мира? Повсюду, повсюду, в том числе и в нашей стране, большинство блокбастеров – именно сказки и приключенческие картины, предназначенные для детей. При этом в России существуют давние (многолетние советские) традиции создания качественных лент для юных зрителей. Детское кино снимали самые разные режиссеры самых разных художественных стилей – от Александра Птушко до Владимира Аленикова. (Да и в Голливуде прекрасных сказочников немало – от Уолта Диснея до Тима Бертона.) Учись – не хочу!
Так что по логике вещей в современной России сказки снимать гораздо проще и выгоднее, чем, например, экшен-боевики и леденящие душу триллеры (отдельные удачные фильмы данных жанров создавались и в советские времена, но их было слишком мало для появления традиций). Облегчает жизнь режиссерам-сказочникам и их продюсерам и то, что детское кино не требует таких огромных бюджетов, как приключенческие картины для взрослых.
Однако – невероятно, но факт! – ленты для юных зрителей выходят в современной России буквально раз в год по обещанию. Ну не нужны отечественным продюсерам многомиллионные сборы, что поделаешь…
Увы, нелюбовь российских производителей к огромной прибыли – еще полбеды. Гораздо более странный оборот дела принимают, когда работа над киносказкой все же начинается.
Я сталкивалась с этим неоднократно и всякий раз теряю дар речи, обнаружив, что продюсеры фильмов для юных зрителей даже не слышали о таком понятии, как сегментирование рынка. В переводе на человеческий язык оно означает очень простую вещь: прежде чем начать производить товар (а любая кинокартина, даже артхаусная, – это именно товар), нужно определить, для какого круга потребителей он предназначен, и работать, учитывая вкусы и потребности именно этих конкретных людей.
Сегментирование рынка киносказок проходит очень просто: почти всегда абсолютно очевидно, какие из них предназначены для трех-четырехлетних малышей, а какие – для двенадцатилетних подростков. "Гарри Поттера и Дары Смерти" даже при очень большом желании невозможно спутать с "Репкой". Так что продюсерам остается самая малость – определить, для какой возрастной категории создается новая детская лента, следить за тем, чтобы кинематографисты работали именно для зрителей этого возраста, и приглашать ее посмотреть (лично и с помощью рекламной кампании) только тех юных поклонников кино, которым будет интересна данная конкретная история.
Но почему-то в современной России именно с этим возникают совершенно безумные по масштабу проблемы. Например, есть "Реальная сказка" – история о современной жизни героев русского фольклора, явно предназначенная для зрителей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (дети повзрослее редко читают народные сказки). Значит, все просто: в фильме не должно быть жестоких кровавых эпизодов, а в сюжете и персонажах – двусмысленности и неоднозначности... Что получилось в итоге, лучше посмотреть самим, но желательно без маленьких и впечатлительных детей. Впрочем, я не уверена, что эта достаточно простая по сюжету картина заинтересует взрослых зрителей и подростков…
Увы, полная неопределенность относительно потенциальных зрителей свойственна и новой российской ленте "Сказка.Есть". Первая новелла, "Мир игрушек", наверняка понравится детям от пяти до восьмидесяти лет, вторая, "Детство forever", заинтересует зрителей в возрасте от восьми до десяти, а вот "Эпишоо" если кого-то и порадует, то в первую очередь двенадцатилетних поклонников таких фильмов, как "Кошмар перед Рождеством" Тима Бертона. Конечно, я мало что знаю о детской психологии и могу ошибаться, но я своими ушами слышала, как после премьеры серьезный зритель лет шести очень уверенно говорил маме: "Третью историю ("Эпишоо") я бы отменил! Вторая история ("Детство forever") еще ничего, но третью я бы отменил!" Безусловно, одно мнение – это не показатель: возможно, большинство ровесников решительного зрителя думают совсем иначе. Но совпадение мнений юного представителя целевой аудитории фильма и взрослого кинокритика все-таки о чем-то говорит…
Впрочем, причины зрительской неопределенности "Сказки.Есть" вполне объяснимы: сборник короткометражек снимался много лет и с огромными трудностями, так что кинематографистам нужно сказать "спасибо" уже за то, что они завершили свой сизифов труд.
Но абсолютно непонятны мотивы действий организаторов премьеры, пригласивших в кинотеатр много детей лет трех-четырех. Возможно, как минимум "Мир игрушек" им и понравился (хотя я в этом сомневаюсь), но выступление съемочной группы перед началом показа картины оказалось практически сорвано воплями: "Скучно! Сказку хочу!" Понять малышей можно: долгие речи дяденек и тетенек кажутся им невероятно нудными, а представление киносборника из трех частей занимает в три раза больше времени, чем обычной ленты. Но взрослым зрителям наверняка было бы интересно подольше посмотреть на многочисленных звезд российского театра и кино, сыгравших в "Сказке.Есть" и пришедших на премьеру, и послушать рассказы о работе над киноальманахом. Увы, детские крики заглушали все.
А ведь проблема решалась очень просто – нужно было всего лишь устроить премьеру одновременно в двух залах. В одном сидели бы дети, которым съемочная группа показалась бы буквально на пять минут, а во втором – взрослые, с удовольствием послушавшие бы выступления кинематографистов. Увы, организаторы премьеры нового отечественного фильма так же не учли специфику зрительской аудитории, как и кинематографисты…
Это тем более обидно, что возрастной разнобой зрителей, – по сути, единственный недостаток "Сказки.Есть", а в целом картина снята очень хорошо и толково.
Чтобы закончить разговор о ее недостатках, упомяну еще и о визуальном решении, которое кажется мне излишне резким и жестким. Подобное вполне обоснованно выглядит в "Эпишоо", но "Мир игрушек", мне кажется, должен быть гораздо светлее и спокойнее. Впрочем, это чисто субъективное мнение; вполне допускаю, что многим зрителям яркая и красочная палитра ленты покажется очень красивой и вполне отражающей ее настроение.
А главное достоинство "Сказки.Есть" затмевает все ее недостатки, поскольку нечасто встречается даже в российском кино для взрослых. Дело в том, что создатели нового отечественного фильма восприняли "детские" и "несерьезные" проблемы своих персонажей с полным и абсолютным уважением. Именно так и нужно снимать кино для юных зрителей: даже если ты играешь несчастного плюшевого медведя, потерянного хозяйкой, к беде своего героя нужно относиться точно так же, как к страданиям взрослых персонажей реалистичных драм. К счастью, все без исключения участники съемочной группы "Сказки.Есть" разделяли данное мнение, за что им огромное спасибо.
Самой удачной новеллой сборника, на мой взгляд, получился "Мир игрушек". Эта история повествует о действительно серьезной проблеме – тревоге детей, у которых скоро должен появиться братик или сестренка. На протяжении многих веков рождение новых малышей в семье было делом абсолютно естественным, но в последние десятилетия все изменилось. Сейчас в большинстве семей растет только по одному ребенку, и, узнав о скорых переменах, он действительно может забеспокоиться, не разлюбили ли его родители, раз захотели еще детей. Вот "Мир игрушек" и объясняет юным зрителям, зачем нужны братья и сестры, объясняет мудро, точно, и, как всякая хорошая сказка, абсолютно непредсказуемо даже для взрослых.
Когда юная героиня этой истории, сильно уменьшившись в размерах, была удочерена кукольной супружеской парой, я не сомневалась, что рано или поздно девочка поймет: родные родители гораздо лучше пластмассовых. Но кинематографисты оказались добрее и изобретательнее, и события пошли по совершенно иному пути. Жизнь в кукольном домике открыла юной героине совсем другую и гораздо более важную истину: конечно, младшей сестрой быть хорошо, ее все любят и балуют, заботятся о ней, но быть старшей сестрой тоже очень здорово! Старшая сестра все знает и все умеет, она способна найти выход из самых сложных и запутанных ситуаций, в которых оказывается младшая сестренка. Неудивительно, что иногда старшая сестра оказывается для младшей более близким человеком, чем даже родители, ведь ей можно сказать намного больше, чем взрослым. Очень приятно (хотя и непросто) быть для сестренки главной советчицей, помощницей и авторитетом!
Помимо абсолютно точного ответа на непростой вопрос, в "Мире игрушек" есть еще и увлекательный динамичный сюжет с множеством приключений, прекрасные актерские работы, чудесные песни Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина, много симпатичных мелких деталей вроде семейства грузовиков, а также наглядное доказательство того, что дружба способна творить самые настоящие чудеса. Именно так и надо снимать кино для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста! На мой взгляд, кинематографисты поработали если не на пятерку (все же визуальное оформление мне не нравится категорически), то на твердую четверку.
Главное достоинство новеллы "Детство forever" – краткость; такие истории действительно опасно затягивать. Сюжет – история об усталом взрослом, которому недолгое возвращение в детство вернуло радость жизни, – очень хорош, как и актерские работы, и прекрасно продуманные бытовые детали.
Смущает меня в этой истории только одно – мрачный цирк, в который по воле кинематографистов попал главный герой. Для советских детей всех поколений цирк был местом безусловно положительным: смелые люди и добрые звери, клоуны, прячущие за дурацкими костюмами и гримом доброту и мудрость, оправданный вдохновением риск, почти настоящее волшебство и удивительное братство всех цирковых, куда очень непросто попасть, но стоит только стать для этих странных людей своим, и они всегда придут тебе на выручку.
Страшные и злые клоуны, как и жестокие дрессировщики, вошли в нашу жизнь, по-моему, после падения "железного занавеса", когда зрители из бывшего СССР начали смотреть американские фильмы ужасов. Я считаю, что все иностранные кошмары, вместе взятые, не в силах отменить добрые и светлые советские цирковые истории; не под силу это и "Детству forever". Но я не понимаю, зачем было пугать детей цирковыми ужасами, ведь у юных зрителей и без того хватает серьезных проблем и весомых поводов для страха: детство кажется безоблачной порой только взрослым. Ради чего создавать новые страшилки?.. Да и духовное возрождение главного героя выглядело бы убедительнее, если бы он побывал в по-настоящему волшебном и счастливом цирке своего детства, а не в филиале голливудских ужастиков…
Возможно, в моем очень неприятном впечатлении от цирка, в который попал главный герой, виновато лишь мрачное визуальное оформление, а создатели новеллы стремились к совершенно другому эффекту, гораздо более светлому и радостному. Тогда мне вдвойне обидно, поскольку идея данной истории очень хороша.
"Эпишоо" – это настоящая страшилка, которая наверняка понравится любителям историй про черную руку и красное пятно, а также картин Тима Бертона. Она очень интересно придумана и снята, но наверняка порадует только детей среднего школьного возраста и более старших, а зрителям помладше может показаться в лучшем случае скучной, а в худшем – очень страшной.
В своем жанре "Эпишоо" смотрится вполне достойно, но в этой истории все же есть три момента, которые меня несколько озадачили. Во-первых, сугубо отрицательный преподавательский состав Эпишоо невероятно порадует любого наблюдательного человека. Такие незаурядные люди, как директор Святослав Далиевич Сальвадоров, завуч Галина Дмитриевна и музкультурник (надо полагать, Павел Бериевич Лаврентьев), научат хорошему и умному, даже если сознательно стремятся научить плохому. Рядом с формально отрицательными персонажами хочется остаться подольше и поговорить с ними о чем-нибудь интересном… Такой вот парадокс, и я не уверена, что он входил в планы кинематографистов, тем более что положительных героев, способных на равных противостоять коварным негодяям, в "Эпишоо" нет.
Лина Миримская прекрасно играет очень наивную и очень юную учительницу-практикантку, но наивность и доброта – отнюдь не одно и то же. Как минимум, этой девушке нужно очень много работать над собой, чтобы достигнуть уровня, например, завуча Галины Дмитриевны. А в мире, где умным и талантливым злодеям не противостоят такие же незаурядные порядочные и благородные люди, добро обречено на поражение…
Вторая проблема "Эпишоо" связана с тем, что дети любят смотреть кино о своих ровесниках, а не о взрослых. Было бы гораздо лучше, если бы главным героем этой истории оказался ученик, переведенный в странную школу за плохое поведение и понемногу открывавший все ужасы нового места учебы. Тогда юные зрители искренне сочувствовали бы своему сверстнику, попавшему в действительно жуткую передрягу.
Увы, по воле сценариста главной героиней "Эпишоо" стала юная учительница-практикантка, и сочувствовать ей чаще будут взрослые зрители, чем дети. Вообще говоря, в этом нет ничего плохого, но для детской ленты такой вариант развития событий не самый лучший.
В-третьих, на мой взгляд, в "Эпишоо" слишком уж много намеков, которые будут понятны только взрослым. Впрочем, не исключено, что я просто недооцениваю эрудицию современных тинейджеров; кроме того, подростки любят, когда старшие не сюсюкают, а разговаривают с ними на равных. Так что, возможно, в данном отношении создатели новеллы сделали все правильно.
А чем "Эпишоо" радует по-настоящему – так это известием о том, что в русском языке есть не одно, а целых два слова, в которых подряд идут три буквы "е". Такие вещи действительно полезно знать детям любого возраста вплоть до восьмидесяти лет…
Повторюсь, в целом "Сказка.Есть" – это очень качественный и толковый фильм. Но родителям, размышляющим, нужно ли показывать его детям, необходимо помнить, что для зрителей старшего дошкольного и младшего школьного возраста предназначена только первая новелла. Вторую тоже можно попробовать им показать, а вот третья вполне может напугать нервных и впечатлительных малышей…
Зато новая отечественная картина очень рекомендуется всем взрослым поклонникам сыгравших в ней актеров. Не каждый день можно увидеть Константина Хабенского в роли словаря, а Михаила Трухина – в роли плеера! При этом все артисты вполне убедительны в ролях самых невообразимых персонажей, а сказки, в которых они действуют, будут интересны детям даже глубоко пенсионного возраста.
Светлана Степнова
3671 Прочтений • [Рецензия на "Сказка. Есть"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]