Насколько можно судить по финальным титрам, в фильме "Последняя сказка Риты" авторы сценария Рената Литвинова и Земфира Рамазанова до некоторой степени отразили какие-то реальные события, случившиеся с их друзьями. Вторым источником вдохновения двух красивых и талантливых женщин несомненно было их воображение – мечты, сны, фантазии. Жанр картины – мистическая сказка для взрослых – в сочетании с именами участвовавших в ее создании людей внушал очень радужные надежды на появление качественного и красивого зрительского кино.
Увы, главный недостаток "Последней сказки Риты" тот же, что и у многих других современных российских лент, – абсолютная жанровая неопределенность. К сожалению, она способна свести на нет профессионализм и талант даже очень незаурядных людей.
Это тем более обидно, что фильм с таким сюжетом можно было развернуть во многих направлениях. Простейшее решение – сказка для взрослых – было самым очевидным, но, увы, от данного жанра в новой отечественной картине только начало, в котором невообразимо элегантная Рената Литвинова сначала едет, а потом идет по волшебному заснеженному лесу, затем проходит сквозь портал – и переносится в сказочно прекрасные интерьеры старинных зданий.
Это очень красиво, спору нет, но это даже не завязка, а просто экспозиция, необходимая для того, чтобы заинтересовать зрителей. Дальше должно было начаться действие, раскрывающее во всех подробностях устройство Царства Смерти.
Увы, ничего подобного в "Последней сказке Риты" нет. В Царстве Смерти на всем протяжении ленты происходит лишь одно событие – героиня Литвиновой диктует секретарше отчет о своей только что завершившейся миссии на Земле. Снят этот эпизод абсолютно статично и никакой дополнительной информации не несет. Более того, персонажи, встреченные героиней Литвиновой в Царстве Смерти, выполняют настолько служебную функцию, что и без них действие ничего не потеряло бы. (Например, отчет вполне можно было диктовать не бесцветной секретарше, а самопишущему павлиньему перу.) Так что в качестве мистической сказки новый отечественный фильм абсолютно неубедителен.
Что ж, существует много других жанров, не менее интересных. Например, эта история вполне могла стать вдохновенным рассказом о Любви, которая способна победить Смерть, даже если не в силах ее отменить. Но в таком случае повествование должно быть максимально ярким и эмоциональным, чтобы зрители вместе с героями захлебывались от счастья в моменты коротких встреч и с трудом сдерживали слезы в минуты прощанья.
Добиться этого трудно, но можно, причем двумя способами – сценарным и кинематографическим (в идеале бы хорошо их совместить). В первом случае сюжет картины нужно наполнить воспоминаниями влюбленных о знакомстве, первом поцелуе, прогулках под дождем и в метель и т. д. Во втором случае можно обойтись без дополнительных эпизодов – хватит яркой, искренней, взволнованной интонации; шедевры данного кинематографического стиля – такие разные картины, как "Летят журавли", "Обыкновенное чудо", "Романс о влюбленных", где самое главное всегда понятно без слов. Например, в шедевре Калатозова герой Алексея Баталова не рассыпается в долгих признаниях любимой девушке – у него просто нет на это времени. Но, умирая, парень видит в предсмертном бреду свое возвращение домой, к ней – и эта, по сути, служебная сцена снята так ярко и завораживающе, что цепляет зрителей сильнее многих длинных монологов.
К сожалению, ничего подобного в "Последней сказке Риты" нет. Любовь персонажей показана сухо и по-ученически в лоб – они картинно обнимаются и целуются при встречах, а больше ничего об этих людях нам не рассказывают. Увы, зрители в большинстве своем – недоверчивые циники, и пары-тройки обжиманий многим из них будет недостаточно для того, чтобы поверить в Великую Любовь, о которой мечтают все, но не к каждому она приходит... Так что и в качестве истории любви новая отечественная лента абсолютно несостоятельна.
Она могла бы оказаться неплохим мистическим триллером – сюжет вполне позволял. Изменить требовалось немногое – например, так: героиня, попав в больницу, случайно узнает, что здесь работает Смерть, и если ее заранее опознать и попытаться договориться, то можно получить в подарок несколько лет (или даже десятилетий) жизни. Вот и пытается женщина разглядеть среди врачей, медсестер и пациентов ту, что властна над всеми судьбами, подозревает то одну, то другую, но, разумеется, не замечает правду, потому что такова участь умирающих… Увы, от мистического триллера в "Последней сказке Риты" только несколько умеренно жутких эпизодов сновидений героини.
Наконец, новый отечественный фильм неплохо бы смотрелся в качестве рассказа о буднях современной российской государственной больницы, где не хватает денег даже на самое необходимое, а за нищенскую зарплату работают только нуждающиеся в прибавке к пенсии старики, садисты, которые используют свою работу для того, чтобы глумиться над беспомощными пациентами, и редкие энтузиасты-альтруисты. Но такая история нуждалась во множестве реалистичных бытовых деталей, а их в "Последней сказке Риты" очень мало…
Ну ладно, как-никак, эту картину снимал непрофессиональный режиссер, поэтому, возможно, не совсем корректно требовать от него точного понимания механики кинопроцесса. Но почему же Литвинова так боится ярких эмоций? Холодное безразличие ее героини вполне объяснимо: если бы Смерть сочувствовала тем, кого уносит из жизни, то люди перестали бы умирать еще много тысячелетий назад. Но остальные-то персонажи – живые люди, почему они все такие отмороженные?!
Самое странное впечатление производит героиня. Молодая, красивая и счастливая в любви женщина узнала, что жить ей осталось всего несколько недель. Это жуткий шок, крушение всех надежд, почему же героиня восприняла новость так отстраненно и спокойно?! Ведь в реальной жизни после такого известия люди способны на самые разные и самые страшные поступки – от истерик и битья посуды до ухода из больницы и возвращения к любимому, рядом с которым умирать легче, чем в казенном доме. Но в "Последней сказке Риты" героиня почему-то отреагировала на жуткую весть с совершенно нечеловеческим спокойствием, необъяснимым в данной ситуации. Я могу допустить, что несчастная женщина до последней минуты стремилась уберечь любимого от страшной правды, но показать ее внутренние терзания было необходимо даже в этом случае.
Такой же смазанной получилась история героини Татьяны Друбич. В начале картины она выглядит человеком, полностью отстранившимся от проблем своих пациентов, а в финале находит в себе силы в лицо назвать мерзавца мерзавцем. Это очень интересная судьба, но все переживания и внутренние конфликты героини остались даже не на втором, а на третьем плане повествования... В результате в новой отечественной ленте нет ни тени эмоций.
А что же в этой истории есть? Есть красивые и незаурядные женщины – Рената Литвинова, Ольга Кузина, Татьяна Друбич, – на которых очень приятно смотреть. Есть красивые и невероятно изысканно снятые эпизоды; помимо уже упоминавшейся прогулки героини Литвиновой по заснеженному лесу, это еще и песня в ее исполнении, а также посиделки трех подруг в кафе.
Но, глядя на эту красоту, я почему-то вспомнила диалог из "Первой любви" Тургенева. Там восторженная девушка как-то заявила, что очень любит все красивое, а скептический собеседник решил уточнить: "Больше прекрасного?" Эти два понятия действительно не равны, и отличает одно от другого, на мой взгляд, наличие смысла. Увы, в "Последней сказке Риты" его на удивление немного: видимо, даже когда кинематографисты снимают кино, основываясь на своем личном опыте, это не освобождает их от необходимости соблюдать правила создания художественных фильмов.
А так трудно отделаться от ощущения, что действие новой отечественной картины происходит в царстве Снежной Королевы, а большинство персонажей – лишенные эмоций манекены. В данных обстоятельствах самым живым героем оказался… хорек – он живой, энергичный и всегда действует непредсказуемо.
Тем не менее, новая отечественная лента безусловно рекомендуется к просмотру поклонникам сыгравших в ней актрис, а также любителям всего красивого. Еще, возможно, эта история заинтересует фанатов старого кино. Они наверняка будут гадать, случайно ли героиня Ренаты Литвиновой, как и персонажи "Орфея" Жана Кокто, для связи с параллельным миром пользуется радиостанцией и случайно ли исполнительница роли девушки по имени Маргарита Готье похожа на Грету Гарбо (у легендарной звезды одной из самых заметных киноработ была именно "Дама с камелиями"). А вот поклонникам сказок для взрослых, мистических триллеров и историй любви лучше пересмотреть шедевры жанра, чтобы не тратить зря силы, время и нервы.