У новой российской комедии "Самоубийцы" есть немало достоинств, и в наше интересное время это не может не радовать.
Проблема, которой посвящен фильм, очень актуальна, что в современном отечественном искусстве случается нечасто. СССР находился на первом месте в мире по числу самоубийств на душу населения, в современной России положение если и улучшилось, то ненамного. Так что говорить с людьми на данную тему жизненно необходимо, но делать это нужно правильно. Длинные пафосные статьи и репортажи о самоубийцах с рефреном: "Они были такими молодыми и прекрасными и так трагически ушли из жизни; кто виноват?!" – могут спровоцировать на суицид неуравновешенных людей, готовых ради славы на все.
К счастью, создатели новой отечественной картины выбрали более правильную дорогу. Пафосное название наверняка привлечет в кинотеатры многих печальных юных дев, любящих поразмышлять о том, что они слишком прекрасны для этой грязной жизни. Очень хочется надеяться, что в ходе просмотра несчастные особы поймут, что у многих людей есть действительно веские причины покончить с собой, но эти люди все равно выбирают жизнь – и живут счастливо. В данном отношении значение такой ленты, как "Самоубийцы", переоценить трудно.
Отдельное спасибо нужно сказать кинематографистам за экскурсию по моргу, где находится немало отвратительных с виду трупов самоубийц. Думаю, на возвышенных юных зрительниц, мечтающих умереть молодыми и красивыми, это отталкивающее зрелище произведет то же впечатление, что и на героинь фильма, желавших лежать в гробах непременно в платьях от Версаче и с шикарными прическами. Создатели новой отечественной комедии сумели найти очень правильный тон, сделав данную сцену достаточно реалистичной, но не совсем уж тошнотворной. Молодцы, иначе не скажешь!
Просмотр "Самоубийц" окажется полезен и людям, которые не собираются кончать с собой, но все же не слишком довольны своей жизнью. Как и большинство даже самых талантливых произведений искусства, эта картина вряд ли подскажет путь выхода из кризиса, но непременно и сильно поднимет настроение всем, кто ее посмотрит. А в хорошем настроении легче решить любые проблемы, даже самые трудные!
Разумеется, такой эффект на зрителей "Самоубийцы" производят не случайно: это результат огромной работы, проделанной кинематографистами. У новой отечественной комедии очень толковый, динамичный и временами непредсказуемый сценарий (хотя развязка главной интриги, разумеется, ясна с самого начала).
Все актеры играют замечательно. Правда, исполнитель роли серийного самоубийцы Евгений Стычкин мне кажется человеком исключительно устойчивой нервной организации, так что поверить в его суицидальные наклонности я не могу при всем желании. Но это чисто субъективное мнение, а судить о личности человека, которого видишь только на экране, в любом случае бессмысленно. А перевоплотился в невротика Стычкин очень успешно.
Саундтрек оказался невероятно душевным и зажигательным, так что смотреть "Самоубийц" очень приятно.
И, разумеется, без режиссера эта история не получилась бы такой динамичной, увлекательной и жизнерадостной.
В новой отечественной комедии я вижу только три недостатка. Если о двух я еще могла бы забыть благодаря ее несомненным достоинствам, то третий, увы, не заметить невозможно.
Первая ошибка кинематографистов – нежелание рассказывать о по-настоящему серьезных проблемах, из-за которых люди хотят покончить с собой. Да, самоубийство – это в любом случае не выход, но некоторые желающие уйти из жизни действительно находятся в очень трудном положении! И если бы создатели новой отечественной ленты нашли бы хотя бы пять минут экранного времени для рассказов бабы Светы и Осиповича о своих бедах, то и история в целом стала бы реалистичнее, и решение этих людей продолжать жить радовало бы зрителей еще сильнее. Увы, страх говорить в комедиях о настоящих проблемах – это ошибка многих современных российских кинематографистов...
Еще одна проблема фильма – игрушечность и безвредность "ненастоящих" самоубийств. Конечно, комедийный жанр подразумевает определенную условность, и, наверное, я просто недооцениваю здравый смысл юных печальных дев, но мне все равно тревожно. Ведь если не в кино, а в жизни потенциальный самоубийца прыгнет с высокого моста в неглубокий водоем, то, конечно, не утонет, но ноги (и это еще в лучшем случае) переломает страшно. Если газовая плита взорвется, когда туда засунет голову потенциальный самоубийца, то он, возможно, и не погибнет, но лицо изувечит чудовищно… Понятно, что таким ужасам в комедии не место, но от этого они не перестают быть ужасами. На мой взгляд, в данном случае или "игрушечных" самоубийств нужно было демонстрировать поменьше, или показать их последствия более наглядно, – например, после взрыва газовой плиты заставить всех пострадавших еще в течение нескольких дней ходить с лицами, почерневшими от сажи, которую невозможно смыть ни мылом, ни дорогущими импортными моющими средствами.
Но тема "Самоубийц" действительно очень серьезна и актуальна, а большинство зрителей, думаю, оценивают увиденное на экране вполне критично. Потому я не исключаю, что эти мои претензии несправедливы. Гораздо сильнее и неприятнее поражает полное безразличие создателей новой отечественной комедии к деталям сюжета.
Разумеется, комедия – жанр, условный по определению. Полной и безусловной достоверности здесь нет и быть не может. Но совсем уж маловероятные события кинематографисты все равно обязаны объяснять, если хотят, чтобы зрители верили происходящему на экране. Объяснения могут быть достаточно условными, но без них нельзя.
Самое странное, что иногда создатели "Самоубийц" об этом правиле вспоминают. Например, в одном из эпизодов главные герои должны спрыгнуть с 16-го этажа – и при этом остаться живыми и невредимыми. Казалось бы, чего проще – сначала показать, как персонажи делают с края крыши шаг вниз, а затем порадовать зрителей кадром, в котором благополучно долетевшие люди, улыбаясь, стоят на земле. Но кинематографисты почему-то не пошли по такому легкому пути, а долго и подробно объясняли зрителям, как два самых обыкновенных человека сумели обмануть законы физики. Я не знаю, насколько данное объяснение достоверно, но вполне допускаю, что это полная чушь. Однако в данном случае оно меня вполне устраивает, причем сразу по двум причинам. Во-первых, "Самоубийцы" – это комедия, а не реалистичная драма; во-вторых, именно прыгнувшие с крыши персонажи отличаются особой везучестью. Так что все в порядке.
Но затем везучие герои отправились грабить большой торговый центр. Действовали они так – втроем без масок вошли внутрь и начали палить из автоматов в воздух, крича: "Это ограбление!" Далее события приняли совсем уж фантастический оборот: покупатели, продавцы и охранники в ужасе разбежались, и благородные гангстеры приступили к процессу экспроприации.
Такое развитие событий выглядит очень странно по двум причинам. Во-первых, любая стрельба в воздух рано или поздно (причем у непрофессионалов обычно рано) приводит к случайным жертвам. Если бы энергичные самоубийцы в ходе своего ограбления даже не убили бы кого-то, а просто ранили, – как бы они потом жили?! Так что рекламировать ограбления со стрельбой даже в комедиях – это, на мой взгляд, очень сомнительная идея.
Но предложенная кинематографистами версия ограбления не только аморальна – она еще и реальна не больше, чем безопасный для жизни прыжок с 16-го этажа без помощи технических приспособлений. Ведь любой торговый центр – это многоэтажное здание; на каждом его этаже, в том числе и на подземных, есть своя сигнализация и свои охранники. Большинство торговых центров расположено в людных местах (или как минимум на оживленных дорогах), так что уехать оттуда очень нелегко, а неполадки внутри огромного магазина люди, находящиеся снаружи, заметят очень быстро. Поэтому крупный торговый центр очень трудно ограбить даже опытной, многочисленной и хорошо вооруженной банде.
Так что горе-грабители из новой отечественной комедии в реальной жизни покричали бы и постреляли максимум пару минут, а потом рыцарей без страха и укропа скрутили бы охранники, прибежавшие с других этажей, и сдали бы стражам порядка. А за тюремной решеткой гораздо больше поводов для самоубийства, чем на воле…
Поверить в реальность происходящего на экране ограбления не смогут даже самые благожелательно настроенные зрители. А если недостоверным получился хотя бы один эпизод – то и остальное кажется не слишком убедительным.
Это тем более обидно, что вариантов суперограбления в данном случае можно было придумать множество. Например, если бы персонаж Стычкина раньше служил охранником в похожем торговом центре или разработал систему сигнализации, которая там используется (а покончить с собой решил, потому что его изобретение украли злые конкуренты), то наверняка знал, на какую кнопку нажать, чтобы отключить разом всю сигнализацию. Тогда энергичным самоубийцам оставалось лишь проникнуть в магазин незадолго до его закрытия, нажать искомую кнопку, обезвредить не ожидавших атаки охранников, – и начинать грабить. Понятно, что к реальной жизни эта ситуация тоже не имеет отношения, но в комедии она смотрелась бы вполне органично.
Возможен и другой вариант: энергичные самоубийцы грабили только ту собственность, которая принадлежала явно небедному персонажу Алексея Воробьева (этот парень вполне мог быть сыном или внуком олигарха). В таких обстоятельствах понятна и крайне низкая розыскная активность сотрудников правоохранительных органов, не желавших ссориться со столь влиятельным человеком. (Кстати, в "Самоубийцах" необъяснимое дружелюбие полицейских по отношению к закоренелым нарушителям закона выглядит более чем странно.)
И таких непонятных с точки зрения обыденной реальности событий в новой отечественной комедии, увы, много. Например, я очень сомневаюсь, что чемпионка мира по спортивной гимнастике способна прыгать с шестом, и уверена на сто процентов, что такая девушка не сумеет вырубить охранников бандитского логова. А вот если бы она была не гимнасткой, а, например, чемпионкой мира по женскому боксу или хоккеисткой, в обязанности которой входила силовая нейтрализация соперниц, то ситуация стала бы гораздо достовернее. А если бы к тому же девушке помог солдат Саша, и еще кто-нибудь из энергичных самоубийц, в молодости служивший в ВДВ, то все окончательно встало бы на свои места…
Может показаться, что зрителям не слишком заметны такие мелочи, но на самом деле они очень сильно влияют на впечатление от увиденного. Важность деталей прекрасно понимают все знаменитые кинорежиссеры, в том числе и комедиографы. Например, Чарли Чаплин, снимая "Огни большого города", много дней потратил на работу над эпизодом, в котором слепая цветочница принимает бродягу за миллионера. Чаплин никак не мог найти объяснение этой ошибке девушки и перепробовал множество вариантов (среди них был, например, такой: незадолго до появления Бродяги у Цветочницы купил букетик миллионер, и она решила, что он снова к ней вернулся). Но ни одно решение Чаплину не нравилось, и бился над этим эпизодом он долго… Вариант, который режиссера устроил, простой, как все гениальное, зрители и поныне могут видеть в "Огнях большого города". Даже по одному этому эпизоду понятно, почему фильмы Чаплина смотрят век спустя после того, как они были созданы.
Конечно, у современных российских кинематографистов нет возможности снимать один эпизод месяцами. Но проблемы "Самоубийц" и не требовали такой скрупулезной проработки – сценаристу и режиссеру достаточно было помнить, что законы реальной жизни столь же нерушимы, как закон всемирного тяготения… Очень обидно, что множество фактических неточностей испортило впечатление от во всех остальных отношениях замечательной истории.
Тем не менее, новую отечественную картину непременно должны посмотреть любители комедий, а также поклонники сыгравших здесь актеров: "Самоубийцы" получились непошлыми, душевными и позитивными. И я бы очень советовала всем родителям невротичных подростков в обязательном порядке показать эту ленту своим детям в целях профилактики. А любители артхауса и реалистичного кино смотреть этот фильм все равно не пойдут.
Светлана Степнова
1165 Прочтений • [Рецензия на "Самоубийцы"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]