У нового отечественного фильма "Zолушка" имеется немало достоинств. Сценарий неплохо продуман; в нем есть несколько по-настоящему смешных шуток, действие развивается достаточно динамично, и некоторые сюжетные ходы абсолютно непредсказуемы (хотя главную тайну этой истории угадает любой зритель, посмотревший хотя бы одну мелодраму). Большинство актеров сыграли прекрасно, операторская работа и костюмы тоже очень хороши.
К второплановым сюжетным линиям у меня возникла только одна претензия. Конечно, сценарий сказочной романтической комедии не может и не должен быть абсолютно достоверным, но все равно очень странно выглядит эпизод, в котором олигарх натравил рабочих-газовиков на менеджеров, не плативших им зарплату. Это совершенно необъяснимый поступок, поскольку именно олигарху принадлежат и скважины, где трудятся буровики, и вся прибыль, получаемая от продажи добытого ими газа. Таким образом, именно олигарх отвечает за своевременный перевод средств, предназначенных для выплаты зарплат рабочим. Если менеджеры украли эти деньги, то воров нужно наказывать не силами газовиков, а с помощью собственной службы безопасности или полиции: профессионалы гораздо лучше работяг разбираются в таких тонких материях, как тайные счета и оффшорные зоны. А если олигарх просто зажилил зарплаты, свалил вину за собственную жадность на стрелочников-менеджеров и натравил на них рабочих – это исключительно подлый поступок. Но непохоже, чтобы сценаристы намеревались рассказать о настолько мерзком типе: во всех остальных эпизодах олигарх выглядит более-менее приличным человеком… Так что по данному вопросу я остаюсь в полных непонятках.
Но это, конечно, мелочь. Главная проблема новой отечественной картины – в том, что сценаристы грубо нарушили сразу два нерушимых правила любой сказки (особенно они важны в историях о Золушке): положительные герои здесь отнюдь не блещут достоинствами, а отрицательный персонаж выглядит совсем неплохим человеком.
Эти ошибки сценаристов проще всего объяснить в сравнении. В качестве примеров возьмем созданную в 1947 году советскую экранизацию сказки Шарля Перро и итало-французский мини-сериал 1984 года "Золушка-80".
Главная героиня советской ленты – незаурядная, трудолюбивая и талантливая девушка. Она шьет мачехе и сестрам невероятно красивые бальные платья, прекрасно справляется даже с самой грязной и тяжелой работой, замечательно поет и танцует, способна оживить самую унылую вечеринку. А еще Золушка очень добра – она явно зашивает мантию Короля не ради его титула, а просто желая помочь случайному знакомому… Актриса Янина Жеймо великолепно сумела показать доброту, самоотверженность, честность и благородство своей героини. Ее Золушка пленяет сердца зрителей уже больше полувека и не состарилась ни на день.
Итальянская Золушка в исполнении Бонни Бьянко получилась не такой безупречно положительной – это современная девушка, которая любит встречаться с парнями, кататься на мотоциклах и пить красное вино. И характер у нее сильный – мачехе и сводным сестрам Синди не давала спуску даже в самых сложных для себя ситуациях. А еще у этой девушки был прекрасный голос, и она хотела стать не бессмысленной звездой-однодневкой, а настоящей певицей и исполнять хорошие песни, интересные и нужные людям. Серьезное отношение Синди к своему таланту со временем перевесило легкомыслие характера, сделало трудолюбивой и ответственной; она начала очень много работать, стараясь в полной мере раскрыть свой дар. Такая девушка, безусловно, заслуживает если не королевства, то успеха в певческой карьере и счастья в личной жизни.
Принцы в обоих фильмах вполне заслужили любовь своих избранниц. В советской сказке Принц был не только сказочно красив – он сумел разглядеть и оценить Золушку в пышной толпе разряженных придворных и решил жениться на прекрасной и доброй незнакомке даже в том случае, если она окажется незнатной девушкой из простого сословия. Алексей Консовский сыграл Принца очень добрым, честным и светлым парнем – это достойная пара Золушке. Так что события развивались абсолютно логично: и в сказке, и в жизни хорошие люди непременно найдут свое счастье!
Принц в "Золушке-80" тоже родился в очень знатной семье и был сказочно красив. Но гораздо важнее оказалось то, что он сочинял замечательные песни, которые идеально подходили для голоса и исполнительской манеры Синди, так что молодые люди прекрасно дополняли друг друга не только в личных отношениях, но и в творчестве. Финал этой истории нельзя назвать совсем уж безоблачным: главным героям явно предстоит упорная борьба с родителями Принца за право жить своей собственной, а не чужой жизнью. Но молодость, любовь и талант способны совершать самые настоящие чудеса, так что очень хочется верить, что у влюбленных все получилось.
Увы, о главных героях новой отечественной картины можно сказать гораздо меньше хорошего. Начнем с того, что современная русская Золушка-домработница очень плохо справляется со своими обязанностями: пылесосить комнату в тот момент, когда там находятся наниматели, – это вопиющий непрофессионализм. Из-за небрежности Золушки разбился аквариум, в котором жила ценная жаба (да даже если и не ценная – живое существо, пережившее страшный стресс, все равно жалко).
Ну ладно, современная девушка не обязана быть хорошей хозяйкой, если у нее есть другие таланты. Беда в том, что новая русская Золушка в кадре вообще не проявляет никаких способностей. Она учится в институте на факультете журналистики, но зрители, увы, ничего не узнают об этой очень важной части жизни девушки. Неужели она получала исключительно "двойки"? Ведь успехи в учебе, безусловно, заслуживают того, чтобы о них рассказать…
Между прочим, студенты-журналисты имеют немало возможностей подрабатывать по будущей специальности (а у нашей Золушки, напомним, родная тетя – главный редактор "желтого" журнала). Однако девушка почему-то предпочла гораздо менее престижный труд домработницы. Ну ладно, столь странный выбор можно объяснить тем, что работа прислуги хорошо оплачивается и позволяет решить проблему если не с пропиской, то с временной регистрацией в Москве, что для иногородних студентов очень существенно.
Но даже в такой ситуации Золушка вполне могла продемонстрировать свои творческие способности, – например, если бы она не только убиралась за своими хозяйками, но и вела за них суперпопулярные блоги, и все их поклонники не сомневались бы, что читают дневники трех разных людей. Тогда бы талант этой девушки вызывал безусловное уважение.
Увы, в "Zолушке" героиня не проявляет ни тени литературных или журналистских способностей; даже папарацци из нее получился более чем средний. Ни петь, ни танцевать девушка тоже не умеет – героиня Лизы Боярской зажигала на сцене гораздо энергичнее.
Добротой и другими похвальными личными качествами Золушка также не отличается: за все время, что идет лента, героиня не совершила ни одного бескорыстного или доброго поступка. Она никому не помогла, никого не поддержала в трудную минуту. (Нейтрализация разбушевавшегося олигарха полностью отвечала интересам самой девушки, так что о бескорыстии и самоотверженности здесь речи нет.)
В общем, итог получается неутешительный. Хозяйка из Золушки никудышная, журналист – тоже. Ни петь, ни танцевать она не умеет; людям, попавшим в беду, не помогает… Пожалуйста, объясните мне, за какие заслуги эта заурядная, никчемная особа получила в личное пользование принца, бочку варенья и корзину печенья? Я не понимаю, честно. Мне все же привычнее думать, что счастье приходит к людям, которые его заслужили талантом, трудом и благородством, а не к бездарным бездельницам.
Современная российская Золушка получилась вопиюще бесцветной и незначительной, потому что именно такой ее придумали сценаристы. Изменить ситуацию к лучшему смогла бы только гениальная актриса, но я очень сомневаюсь, что гениальная актриса согласилась бы сыграть настолько плохо прописанную роль.
У Принца в "Zолушке" проблемы несколько иные, но не менее серьезные. Особыми талантами он тоже не блещет и занимается делом, с которым успешно справляются десятки тысяч людей во всем мире. Что ж, само по себе это неплохо: лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме. Беда в том, что свои служебные обязанности Принц выполняет очень скверно. Например, для любого администратора зала, где выступает артист, его райдер так же строго обязателен к исполнению, как Уголовный Кодекс. И если в райдере написано, что на столе в гримерке артиста должна стоять ваза с фруктами, то там должны лежать именно фрукты, а не только два яблока, тем более что в Москве сейчас можно купить все – от груш до драконьего глаза, карамболы и личи. А уж ради звезды новогодней вечеринки, на которую приглашены олигархи и знаменитости уровня Баскова, сотрудники ночного клуба должны в лепешку расшибиться! Еще можно было бы понять их разгильдяйство, если бы в райдере выдвигались совсем уж непомерные требования, – например, десять бутылок минеральной воды из снега, собранного на вершине Фудзиямы в ночь весеннего равноденствия. Но пожалеть звезде фруктов может только совсем уж ленивый и неквалифицированный администратор.
Служебные ошибки Принца можно было бы оправдать его молодостью и неопытностью, если бы он красиво и обаятельно завоевал сердце своей любимой. Увы, данный аспект истории вызывает очень много вопросов к сценаристам и агентам по кастингу "Zолушки".
Дело в том, что манера ухаживать так же индивидуальна и неповторима, как стиль одежды. Одним больше идут джинсы и свитера, другим – деловые костюмы. А если даже с самыми лучшими намерениями переодеть, например, приверженца делового стиля в байкерский наряд, то результат в лучшем случае будет странным, а в худшем – нелепым.
Так же обстоят дела и с манерой ухаживать. По воле сценаристов "Zолушки" Принц, желая привлечь внимание своей избранницы, делает в ее фамилии – Попова – ударение на первом слоге. Остроумно и нежно, правда? Но это еще цветочки; признание Принца в любви звучит так: "Ты дура, я идиот. Так давай поженимся и начнем плодить генетических уродов!"
Что ж, вкусы у всех разные. (Например, героиня американской картины "Охотники за привидениями - 2" в исполнении суровой Сигурни Уивер бросила своего мужа, сыгранного неотразимым Биллом Мюрреем, после того, как он в присутствии друзей нежно назвал супругу своими кандалами, но это уже другая история.) На вкус и цвет товарищей нет, и, возможно, многих девушек порадуют именно такие нестандартные знаки внимания, которые дарит своей избраннице новый русский Принц.
Но нежно и убедительно говорить комплименты, изящно замаскированные под гадости (или наоборот? кажется, я запуталась) способен не каждый. Лучше всего это получается у мужчин с так называемым отрицательным обаянием. Нечто подобное вполне органично может произнести, например, Александр Цекало – или Артем Ткаченко, кстати.
Но Принца играет актер, которому в советские времена непременно предлагали бы роли передовых токарей и комбайнеров – примерных комсомольцев, студентов-заочников и значкистов ГТО, под руководством комсоргов перевоспитывающих личным примером стиляг-тунеядцев. А насквозь положительные парни всегда ухаживают вполне традиционно – дарят цветы и конфеты, говорят нежные слова… Это не хорошо и не плохо, это такая манера поведения. А вот в то, что подобное воплощение правильности способно остроумно хамить любимой, невозможно поверить при всем желании. Так что когда новый русский Принц начинает говорить Золушке вежливые гадости, создается устойчивое впечатление, что девушка вызывает у парня не нежные чувства, а их диаметральную противоположность…
Вопиюще неправильное изображение главных положительных героев очень плохо сказывается на впечатлении от нового отечественного фильма. Но сценаристы совершили еще одну серьезную ошибку, и связана она с образом нехорошего кавалера Золушки – певца Кородевича.
Похожий персонаж – знаменитый певец Коронел, эгоист и наркоман – был и в "Золушке-80". Он ухаживал за Синди, но она, разумеется, предпочла фальшивке настоящего Принца. Ни в одном эпизоде мини-сериала Коронел не пел, и это было абсолютно правильное решение сценаристов. Может быть, он и талантлив – что ж, в музыкальном бизнесе хватит места всем, кто готов тратить свой дар и силы ради зрителей. Но молодой певице лучше остаться со своим сверстником-композитором – очень хорошим парнем, а не с самовлюбленной звездой.
А в "Zолушке" звучат только песни Королевича – и только они. Это поставило создателей новой отечественной картины в трудное положение: полтора часа абсолютной музыкальной халтуры зрители не выдержали бы, а любая более-менее приличная песня Королевича повышала сочувствие зрителей к формально отрицательному персонажу.
Выкрутиться из столь сложной ситуации можно было по-разному; тут многое решала личность актера, сыгравшего Королевича.
Эту роль исполнил Артем Ткаченко – парень, умеющий быть невероятно разным. Его персонажи – мерзкий маньяк из "Индиго", автоугонщик с золотым сердцем из "Парня с Марса", обаятельный социопат из ленты "Вдребезги" – абсолютно не похожи друг на друга. В "Zолушке" Артем очень старается быть несимпатичным и не вызвать ни малейших симпатий зрителей, но Королевич в его исполнении тоже умеет быть невероятно разным, почти до неузнаваемости меняясь в зависимости от требований момента. И хотя самовлюбленный манерный певец сыгран Ткаченко полностью лишенным самоиронии, все равно очевидно, что согласиться на такую роль мог только актер с незаурядным чувством юмора. А отсвет личности артиста всегда отражается на всех его персонажах, даже на самых неприятных.
Результат закономерен: формально отрицательный Королевич получился гораздо более живым, человечным и убедительным, чем его счастливый соперник. Принц может только выполнять приказы начальства, да и с этим справляется плохо, а Королевич способен целую новогоднюю ночь зажигать в ночном клубе на радость зрителям. Конечно, этого парня не назовешь приятным и любезным человеком, но его работа требует таких огромных усилий и душевного напряжения, что это оправдывает любые слабости, странности, капризы и срывы. А на сцене Королевич работает с полной самоотдачей, не жалея себя, – это прекрасно видно. И, разумеется, талантливый человек, даже неуравновешенный, всегда смотрится выигрышнее посредственности, сколь угодно позитивной.
Так что титанические усилия сценаристов, гримеров и костюмеров, предпринятые для того, чтобы сделать Королевича неприятным и отталкивающим, не увенчались успехом. Думаю, Артем Ткаченко смотрелся бы мужественно, симпатично и обаятельно даже в балетной пачке, с кольцом в носу и с помойным ведром на голове. Талант – штука очень привлекательная.
А поскольку историю Золушки, Принца и Королевича зрители не увидели в реальном времени, а услышали от Феи (в прекрасном исполнении Нонны Гришаевой), то я верю, что на самом деле все было совсем иначе. Золушка так и не смогла сделать нужные тете снимки, поэтому Фея потеряла работу и переквалифицировалась в бэби-ситтеры. Новогоднее выступление Королевича имело огромный успех и привлекло к нему внимание владельцев американских звукозаписывающих компаний. Женился ли Королевич и если да, то на ком, – пусть каждый решает сам, тем более что Америка – страна самых разных возможностей. А Принц и Золушка вроде бы действительно поженились, но жили именно так тускло и безрадостно, как заслужили…
Но это уже мое субъективное впечатление, а вообще новый отечественный фильм ни в коем случае не должны пропустить поклонницы романтичного, светлого, душевного кино, особенно если они не будут надеяться слишком на многое. А любителям артхауса, реалистичных драм и боевиков лучше не тратить время, силы и нервы на то, что им категорически не понравится.
Светлана Степнова
1482 Прочтений • [Рецензия на "Zолушка"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]