В советское время снимали очень разные фильмы о Второй мировой войне. Среди них было немало слащаво-пафосных халтур – сейчас их уже мало кто помнит. К счастью, хороших картин создавалось больше, и снимались они в самых разных жанрах. Были и приключенческие ленты ("Подвиг разведчика", "Зигмунд Колосовский", "Смелые люди"), – большинство из них появилось в 40-е – 50-е годы. Встречались и очень жесткие драмы, наполненные шокирующими натуралистичными подробностями ("Они сражались за Родину", "Восхождение", "Иди и смотри") – расцвет этого жанра пришелся на 70-е – 80-е годы. Были и солдатские сказки – среди них попадалось особенно много халтурок, но добрый, светлый и грустный фильм "В бой идут одни "старики" полностью оправдывает этот жанр. Снимались и жесткие, максимально реалистичные для своего времени картины о послевоенной жизни ветеранов – первым вспоминается, разумеется, "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова, но очень добрых слов заслуживают и "Крылья" Ларисы Шепитько. Было создано немало замечательных лент о работе советских разведчиков в тылу врага ("Щит и меч", "Майор Вихрь", "Вариант "Омега"), – но непревзойденным шедевром жанра, безусловно, остаются "Семнадцать мгновений весны".
Много снималось и простых, непафосных, камерных историй – иногда светлых, иногда жестких – о жизни обычных людей, военных и штатских, во время войны. Некоторые из них, – например, "Летят журавли", "Судьба человека", "Баллада о солдате", "Проверка на дорогах", – стали шедеврами мирового значения. Но в том же жанре было создано и немало других очень хороших, честных и достоверных картин. Они не добились всемирной славы, но хуже от этого не стали.
Новая отечественная лента "Четыре дня в мае" продолжает данную традицию советского кинематографа. Мне этот фильм напомнил замечательную картину Александра Алова и Владимира Наумова "Мир входящему" – историю о том, как в последние дни войны троим советским воинам приказали доставить в госпиталь беременную немку. Вот только финал "Четырех дней…" гораздо грустнее…
Новая отечественная лента снята очень качественно – настолько качественные работы в современном российском кинематографе, увы, огромная редкость. Сценарий превосходно продуман, наполнен множеством интересных деталей и выглядит вполне достоверно. Операторская работа превосходна. Все без исключения актеры сыграли замечательно, и поклонники кино наверняка не упустят возможность увидеть новые роли Алексея Гуськова, Андрея Мерзликина, Мераба Нинидзе ("Нигде в Африке", "Бумажный солдат"), Григория Добрыгина ("Как я провел этим летом"). Режиссура очень точна и продуманна: действие развивается динамично, но у зрителей есть время обдумать увиденное; почти до самого финала в фильме не происходит ничего страшного, но напряженность от постоянного присутствия поблизости вооруженных врагов чувствуется в каждом кадре.
Я очень плохо знаю бытовую и техническую историю Второй мировой и не могу судить, насколько точно форма, ордена и военная техника, показанные в картине, соответствуют реальности мая 1945 года. Но все это кажется вполне убедительным; например, солдатская форма выглядит именно такой поношенной, какой и должна быть. Удивило меня лишь то, что красноармейцы слушали сообщения не советских и не немецких, а англоязычных радиостанций. Это сейчас английский – язык межнационального общения, а в 40-е годы в СССР его понимали очень немногие. Немецкий тогда был гораздо популярнее, и если красноармейцы не могли поймать советскую радиостанцию, то они наверняка попробовали бы найти немецкую, а не английскую… Впрочем, возможно, я и ошибаюсь, поскольку, повторюсь, мало что знаю о бытовых реалиях той эпохи.
Единственный, на мой взгляд, технический недостаток "Четырех дней в мае" – то, что из семи советских солдат зрители по-настоящему узнают только троих – персонажей Гуськова, Мерзликина и Добрыгина. Мне кажется, если уж красноармейцев всего семеро, то обо всех можно было рассказать хоть немного, потратив на каждого хоть пару минут экранного времени. Ведь в великих советских лентах о великих "маленьких" людях большой войны второстепенных персонажей не было... Возможно, четкое разделение героев на главных и эпизодических в "Четырех днях в мае" связано с тем, что для сценариста и режиссера Ахима фон Борриса советские солдаты все же чужаки (и в данных обстоятельствах это вполне естественно).
Но если высочайшее кинематографическое качество и стилистика "Четырех дней в мае" заставляют вспомнить шедевры советского военного кино, то тема нового отечественного фильма для советского искусства не слишком типична. В СССР не очень любили признавать, что среди солдат (и тем более среди офицеров), защитивших мир от нацистской чумы, встречались не очень хорошие люди.
Тот факт, что солдаты, сражавшиеся на стороне гитлеровской коалиции, совершили этим преступление против человечества, доказал еще Нюрнбергский процесс. Но я ни секунды не сомневаюсь и в том, что во время Второй мировой красноармейцы (как и воины любой другой страны, участвовавшей в боевых действиях на стороне союзников) совершили немало преступлений и еще больше ошибок, – разумеется, не сопоставимых по масштабу со зверствами нацистов, но все равно весьма значительных. Война – это всегда чудовищное потрясение для людей, а событий страшнее Второй мировой было, наверное, немного за всю историю человечества. В таких обстоятельствах легко и совершить роковую ошибку, и утратить человеческий облик.
В качестве контрольного примера возьмем современную американскую армию. Родные и близкие большинства ее солдат живут припеваючи, ни в коей мере не испытывая лишений из-за войн, которые ведет родная страна. (Возможно, некоторые военнослужащие и потеряли близких во время терактов 11 сентября, но это скорее исключение, чем правило.) В армию США принимают только абсолютно здоровых (как физически, так и психически) людей с незапятнанной биографией. Американских военных перед отправкой в зону боевых действий обучают всему, что может понадобиться солдату в бою. Бойцы армии США прекрасно питаются, одеты в удобную форму, оснащены самым современным оружием и новейшими средствами связи, включая спутниковые. Казалось бы, такие солдаты вообще не должны совершать ошибок.
Но события складываются иначе: то и дело появляются сообщения о преступлениях – вольных и невольных, – совершенных американскими солдатами вдали от родной земли. Их случайными жертвами становятся то мирные жители стран, где воюют американцы, то военнослужащие союзнических армий. Остановить этот беспредел, увы, не удается даже с помощью самых передовых средств связи. А ведь некоторые американские солдаты и офицеры еще и издеваются над пленными… Так что война корежит психику даже самых благополучных людей, которые в ней участвуют.
Понятно, что техническое оснащение и средства связи армий, сражавшихся во Второй мировой, были гораздо хуже, чем современные американские, и это сильно повышало риск совершения невольных ошибок. Многие красноармейцы потеряли в войну родных и близких; освобождая родную землю и другие страны от фашистов, бойцы теряли фронтовых друзей, видели сожженные вместе с жителями деревни, чудовищные муки узников концлагерей и много всего, что мы, современные люди, и вообразить не можем. В таких обстоятельствах легко не заметить, как жесткость по отношению к врагам превращается в немотивированную жестокость…
Так что и в преступления, и в ошибки, совершенные красноармейцами во время Второй мировой, я поверить могу. Но, во-первых, немало фронтовиков сумели даже в нечеловеческих испытаниях остаться людьми, а, во-вторых, правда искусства не всегда равна правде жизни – здесь все решает верная интонация. Например, мне не нравятся попытки оправдать хотя бы часть злодеяний нацистов тем, что советские солдаты порой вели себя не лучшим образом. (Не знаю, подразумевали ли нечто подобное создатели картины "Связь времен", но я эту историю воспринимаю именно так.)
А вот в "Четырех днях в мае", на мой взгляд, акценты расставлены верно. Да, советские солдаты не пытаются взять в плен фашистов, – но это вполне естественно в ситуации, когда красноармейцев семеро и у них нет ни боеприпасов, ни связи со штабом, а немцев почти сотня и все они хорошо вооружены, и соотношение сил и оружия известно обеим враждующим сторонам. Да, в новой отечественной ленте советские солдаты по-разному относятся и к мальчишке, потерявшему отца на фронте и ненавидящему русских, и к симпатичной немецкой девушке. Но все красноармейцы в сложных ситуациях слушаются командира и стараются не совершать совсем уж бессмысленных жестокостей. (Например, рыбой, пойманной весьма варварским способом, солдаты щедро поделились с воспитанницами и сотрудницами детского дома, в котором квартировали.)
А события, приведшие к страшной развязке, начинаются быстро и неожиданно – и абсолютно психологически обоснованно, учитывая общую эйфорию в День Победы. В таких обстоятельствах действительно сложно себя контролировать, хотя, разумеется, никакой праздник не может стать оправданием для подлости.
Реакция семерых красноармейцев на гнусный поступок старшего офицера тоже абсолютно естественна. Если бы у солдат было время, то они, возможно, задумались бы, стоят ли их жизни чести одной немецкой девушки. Но события развивались стремительно – и бойцы маленького отряда отреагировали именно так, как любые порядочные люди на их месте. А дальше ситуация приняла такой оборот, что живых среди очевидцев инцидента остаться было не должно: только полное отсутствие свидетелей давало преступнику шанс избежать трибунала…
Советские солдаты, в День Победы штурмовавшие роскошное здание, ни секунды не сомневались, что сражаются против предателей (тем более что осажденным пришли на помощь фашисты), ведь реальное положение вещей нормальному человеку не пришло бы в голову даже в кошмарном сне. Вот так и получилось, что бойцы маленького отряда, защищавшие беззащитных людей, в глазах всех своих фронтовых друзей и Родины стали предателями. И объяснить правду было не так-то легко…
Как ни странно (за время работы кинокритиком такое со мной, кажется, впервые), сейчас, во время написания рецензии, я оцениваю события фильма иначе, чем в то время, когда его смотрела. В данный момент мне очевидно, что защищать слабых нужно было любой ценой, ведь советские солдаты спасли мир от гитлеровской чумы именно ради того, чтобы все порядочные люди, независимо от национальности, жили спокойно и счастливо. Но когда я смотрела картину в кинотеатре, слышала немецкую речь и видела нацистскую форму, то мне казалось, что жизни семерых советских солдат – слишком высокая плата за честь немецкой девушки, которая спокойно и сытно жила, когда ее сверстницы умирали под бомбами, от голода и от нечеловеческих мук в пыточных застенках и концлагерях. Это, конечно, не самое похвальное чувство, но если русская зрительница думала так во время просмотра ленты, созданной немецким режиссером, – значит, созданный им фильм получился очень объективным.
Еще одно достоинство "Четырех дней в мае" – полное отсутствие упоминаний о Сталине. В последнее время у отечественных кинематографистов стало очень популярным именно его обвинять во всем плохом, что случилось с нашей страной в ХХ веке; доля истины в таком подходе есть, вот только бОльшую часть преступлений во времена Сталина все равно совершал не он, а люди, обладавшие свободой выбора. Безусловно, безнаказанность и подлость больших чиновников развращают их подчиненных, но выбор в каждом конкретном случае все равно остается за каждым конкретным человеком. А постоянные завывания: "Во всем виноват Сталин!" – могут ведь восприниматься и как оправдание для всех палачей его эпохи, знаменитых и безвестных.
К счастью, в "Четырех днях в мае" нет ничего подобного. Каждый персонаж делает свой выбор без оглядки на волю Сталина или партии, ориентируясь только на собственные представления о чести и порядочности. Подлец готов угробить десятки невинных жизней ради собственной прихоти; честные люди, рискуя жизнью и доброй памятью о себе, защищают слабых и честь родной страны. Так всегда и бывает в любую эпоху в любом государстве при любом политическом устройстве.
"Четыре дня в мае" обязательны к просмотру всем поклонникам сыгравших в этой картине актеров, а также любителям серьезного исторического кино. Не знаю, как знатоки техники и быта эпохи воспримут данную ленту, да и сюжет ее может многим показаться весьма спорным. Но даже тех зрителей, которым этот фильм не понравится, он заставит задуматься об очень важных вещах.
Светлана Степнова
1639 Прочтений • [Рецензия на "4 дня в мае"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]