У жанрового кино, даже очень хорошего, есть важная особенность – оно интересно только поклонникам. Например, любители мелодрам могут раз за разом смотреть фильмы с примерно одинаковым сюжетом – о любви олигарха и бедной девушки, а остальные зрители находят такие картины невероятно скучными и предсказуемыми. Фанаты кровавых ужастиков будут упиваться десятым по счету сиквелом о Страшном Маньяке с электродрелью, сначала сверлящем своих жертв поодиночке, а потом – целыми компаниями (компаниями жертв, естественно; маньяки принципиально не тусуются в коллективах себе подобных). У половины тех, кому маньячные триллеры не нравятся, они вызывает отвращение, у другой половины – смех.
Понятно, что кинематографистам очень хочется увеличить прибыль от проката жанровых лент. Пытаться сделать это можно двумя способами – неправильным и голливудским.
Неправильный способ предпочитают современные российские кинематографисты. Они стремятся впихнуть в один фильм как можно больше жанров, надеясь, что в таком винегрете каждый зритель найдет что-то свое. Увы, результат подобных попыток всегда неутешителен. Если элементы комедии уместны в любом жанре, то, например, сентиментальная мелодрама очень плохо стыкуется с эпизодами кровавых пыток.
Один из самых ярких и сравнительно недавних примеров негармоничного смешения жанров – картина "Чужая". В ней типично женская история о красивой и умной девушке, обманувшей всех бандитов и влюбившей в себя самого красивого из них, сочеталась с эпизодами эротики и пыток, жесткими даже по меркам мужского кино. Понятно, что настолько странная лента ни при каких обстоятельствах не могла сделать хорошие кассовые сборы.
А пока наши кинематографисты изобретают велосипед путем скрещивания ежа с ужом, в Голливуде уже давно срубили фишку и гребут деньги лопатой. Все очень просто: нужно прикинуть средние сборы среднего фильма определенного жанра и, исходя из этого, строить бюджет новых картин того же жанра так, чтобы получить максимальную прибыль, не снижая при этом кинематографических качеств ленты. На практике это проявляется следующим образом. В мелодрамы и романтические комедии приглашают знаменитостей с заоблачными гонорарами, поскольку присутствие "звезд" значительно повышает сборы. А вот кровавые "ужастики" снимают на очень скромные деньги, и фильмы этого жанра не только окупаются в прокате, но еще и приносят прибыль, пусть сравнительно небольшую по сравнению с блокбастерами, но стабильную.
Конечно, кинематографистам хочется, чтобы их картины нравились всем без исключения зрителям. Увы, на практике это случается только с шедеврами, но они появляются редко и не по заказу. А в повседневной реальности будущее и касса – за ярко выраженным жанровым кино, а не за винегретами.
И очень приятно, что новая отечественная лента "Бабло" – прекрасный пример криминальной комедии, и ее создатели не выбились из жанра ни одним кадром. Этот фильм – настоящий подарок всем любителям историй о недотепистых полицейских, которые гоняются за еще более недотепистыми преступниками.
Увы, трудно предсказать, сколько денег "Бабло" соберет в прокате. Во-первых, непонятно, сколько сейчас в России поклонников криминальных комедий. Во-вторых, неясно, узнают ли любители данного жанра, что новая отечественная картина создана именно для них. Обычно о таких вещах становится известно из рекламных роликов, но официальный трейлер, по-моему, не вполне точно отражает стиль и интонацию картины – она гораздо изящнее. В-третьих, название ленты выбрано очень неудачно: оно вызывает ассоциации не с комедиями, а с жестокими бандитскими боевиками.
Будет очень обидно, если не все поклонники жанра увидят "Бабло", потому что этот фильм получился на удивление толковым. Криминал и юмор в нем смешаны в абсолютно правильных пропорциях (при этом практически без пошлости и без малейшей примеси сортирного юмора).
Например, преступный мир трудно представить без мордобоя и перестрелок. Есть они и в "Бабле", причем по очень серьезным поводам. Но все жестокие сцены показаны так аккуратно, что не шокируют даже самых нежных и трепетных зрительниц. (Однако при этом – вот парадокс! – разборки все равно выглядят серьезными и опасными, а не дурацкой ерундой.)
Хотя борьба вокруг украденного миллиона завязывается нешуточная, но все мало-мальски симпатичные зрителям персонажи остаются живы и более-менее здоровы. Конечно, в обычном боевике (не говоря уж о реальной жизни) это маловероятно, но криминальная комедия должна заканчиваться именно так, а не иначе.
Отсутствие излишней жестокости – не единственное и далеко не главное достоинство новой отечественной комедии. Самое прекрасное в ней – сценарий. Он очень гармонично сочетает жанровую условность и бытовую достоверность. Разумеется, многие совпадения в этой истории находятся на грани фантастики, да и миллион не помещается в небольшой чемоданчик, но в картине есть немало узнаваемых реалий нашей непростой жизни, и благодаря им и все остальное кажется достоверным хотя бы по комедийным меркам.
Сюжет наполнен событиями, интрига достаточно сложна и непредсказуема, а проходных, бессмысленных эпизодов практически нет. Именно такой и должна быть настоящая качественная криминальная комедия.
Режиссер сумел экранизировать сценарий в очень правильном темпе. Практически каждый эпизод снят достаточно медленно, чтобы зрители смогли понять очередной виток сложной интриги, затеянной конкурирующими концессиями в борьбе за миллион, и достаточно динамично, чтобы не казаться затянутым. В приключенческой ленте, наполненной событиями, это особенно важно.
Все без исключения актерские работы очень хороши и достоверны. Кроме того, у исполнителей всех ролей именно такие криминальные физиономии, которые и должны быть у подобных персонажей. При этом многочисленных героев совершенно невозможно перепутать, и это лишний раз доказывает профессионализм агентов по кастингу, работавших на съемках "Бабла".
Благодаря мастерству сценаристов, режиссера и актеров практически незаметен единственный недочет "Бабла" – почти полное отсутствие спецэффектов и трюков. Спору нет, масштабные погони и драки в криминальной комедии очень желательны. Но если денег на них не хватает, то профессионалы способны добиваться вполне приемлемого результата с минимумом финансовых затрат, и новый отечественный фильм вполне убедительно это доказывает.
Как и любая толковая жанровая история, "Бабло" заставляет задуматься об очень серьезных вещах. Например, кинематографисты рискнули заговорить о том, о чем у нас предпочитают молчать, – об этнической преступности в современной России. Спору нет, среди воров, бандитов и шлюх немало и наших соотечественников, но многих почему-то сильнее раздражают правонарушения, совершаемые иностранцами. Некоторые причины у такого отношения есть: гости должны вести себя прилично, если не хотят быть вытолканными взашей. Вот только, несмотря на все усилия стражей порядка, приезжие из стран ближнего и дальнего зарубежья продолжают нарушать законы в нашей стране. Почему же так происходит?
Создатели новой отечественной комедии сумели очень спокойно и просто, без малейшего пафоса, рассказать две очень важные вещи об иностранных преступниках. Во-первых, они живут и процветают в России потому и только потому, что их крышуют наши, отечественные стражи порядка. Если снизится коррупция в российских правоохранительных органах, то организованной преступности, в том числе и этнической, станет гораздо меньше.
Во-вторых, и кавказцы-барсеточники, и их начальники – крупные мафиози, и украинские девушки легкого поведения получились не карикатурами и не бескрылыми ангелами, а живыми людьми со своими достоинствами и недостатками. И зрительское отношение к иностранным и российским правонарушителям почти полностью определяется тяжестью совершенных ими преступлений, а не харизматичностью, обаянием, перенесенными страданиями и прочими мелодраматическими эффектами. Добиться этого гораздо сложнее, чем кажется, иначе столь справедливый и разумный подход не был бы такой редкостью не только в российском, но и в мировом кинематографе.
Более того, даже дети, посмотревшие новую отечественную комедию, вряд ли станут мечтать о том, чтобы стать бандитами. В "Бабле" показано с предельной ясностью (но при этом без малейшего занудства): мелкие преступники, выполняющие самую опасную и неблагодарную работу, абсолютно беспомощны перед своими криминальными боссами, которые могут провернуть нерадивых подчиненных в фарш, если захотят. Когда обижают законопослушных граждан – они идут за помощью в правоохранительные органы. А вот нарушителям закона туда путь заказан, так что приходится безропотно сносить совершенно чудовищное порой обращение начальства.
В криминальных боевиках нередко показывают расправы криминальных боссов над нерадивыми подчиненными, но обычно зрители видят такие сцены глазами тех, кто бьет и карает. За возможность посмотреть на ситуацию глазами тех, кого наказывают, нужно сказать создателям "Бабла" отдельное спасибо, тем более что жуткий эпизод снят достаточно жестко, но без излишних натуралистических подробностей.
Но и главари мафии отнюдь не всесильны. Наоборот, они практически беспомощны перед стражами порядка, которые их крышуют. До перемалывания проштрафившихся бандитов в фарш тут дело доходит только в самых крайних случаях, но криминальным боссам крайне неприятно и безропотно подчиняться любому требованию своих покровителей из правоохранительных органов, и выплачивать "крыше" огромные деньги. В новой отечественной комедии это тоже очень хорошо видно.
А коррумпированные полицейские живут в постоянном страхе перед разоблачением. Во-первых, их преступная деятельность может быть раскрыта случайно; во-вторых, своих покровителей могут сдать их подельники-бандиты. В общем, не жизнь, а вечная тревога!
Но хуже всех приходится не коррумпированым стражам порядка и не бандитам, а обычным людям, которые ввязываются в криминал, чтобы помочь друзьям и родным. Непрофессионалам везде приходится трудно, но, наверное, именно в преступном мире они больше всего рискуют заплатить жизнью за отсутствие опыта. Да, в новой отечественной комедии лох все же выжил (кажется), но очень хорошо видно, на каком тончайшем волоске висела его жизнь. И следовать примеру такого человека не хочется абсолютно.
Так что в мире "Бабла", очень похожем на наш, выгоднее всего быть не преступником и не коррумпированным стражем порядка, а честным полицейским. Такой вывод абсолютно не кажется надуманным – он абсолютно логично следует из этой истории.
Достоинств у новой отечественной комедии много, а недостатков только два – не слишком удачное название и то, что персонажам немного не хватает индивидуальности. Впрочем, для приключенческой истории вполне естественно уделять основное внимание событиям, а не характерам героев.
Так что, повторюсь, "Бабло" – настоящий подарок для поклонников криминальных комедий. Любителям комедий романтических и эксцентрических, фанатам крутых криминальных боевиков и лихого экшена, а также всем остальным зрителям лучше воздержаться от похода в кинотеатр, но поклонники жанра будут в полном восторге. Кроме того (а вот это уже редкость даже для хороших криминальных комедий), "Бабло" можно смело смотреть и подросткам – оно их плохому не научит. (Брать ли в кинотеатр детей помладше, пусть решают родители: эротики на экране мало, но она все же есть.) А мораль в картине абсолютно правильная, но при этом совершенно не занудная и не надуманная, а единственно возможная в данных обстоятельствах.
Светлана Степнова
1864 Прочтений • [Рецензия на "Бабло"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]