На бескрайних российских просторах с некоторых пор (в оценке срока давности разные источники расходятся) живут не только исконные обитатели этих мест, но и уроженцы прекрасного Средиземья: эльфы, гномы, орки и хоббиты. Приходится им нелегко: люди исключительно нетерпимы даже к тем, кто живет по соседству, – что уж говорить о мигрантах из далеких земель! Поэтому уроженцы Средиземья маскируются, выдавая себя за обычных людей. Одни притворяются милиционерами, другие – клерками, а третьи – олигархами. Но среди своих они не таятся и все вместе регулярно отправляются на лоно природы, чтобы потешить богатырскую удаль. Там они сражаются в суровых схватках и героически преодолевают разнообразные трудности, а потом пьют гномью брагу, курят эльфийский лист и поют песни своей далекой родины…
Вот такую историю рассказывают зрителям создатели нового отечественного фильма "Суперменеджер, или Мотыга Судьбы". Конечно, картина достоверна отнюдь не во всех деталях, и наиболее очевидны две ошибки. Во-первых, жители Средиземья явно будут сражаться не за какую-то мутную мотыгу, а за что-нибудь посерьезнее – за Кольцо Всевластия, например, или даже за Сильмариллы. Во-вторых, среди участников грандиозных сражений и захватывающих приключений наверняка окажется немало женщин – лекарок, волшебниц и даже лучниц, а в ленте мы видим исключительно мужчин… Безусловно, настоящие ролевики и реконструкторы найдут в ленте еще много неточностей, но они не имеют особого значения: правда искусства порой сильно отличается от правды жизни. А интонация, с которой создатели "Мотыги Судьбы" рассказывают о своих героях, в целом выбрана правильно.
Да, хобби ролевиков абсолютно бесполезно в реальной жизни и приносит только моральное удовлетворение. Но за последние двадцать пять лет жизнь многих россиян изменилась очень сильно. На протяжении всей истории СССР все советские женщины в свободное от работы время трудились на даче и шили и вязали для своих близких, а их мужья строили дачные дома и собирали из бракованных запчастей радиоприемники-телевизоры-автомобили-катера. При такой занятости больше ни на что времени не оставалось. Сейчас, конечно, многие россияне живут так же, но появилось и немало людей среднего достатка – в основном так называемого "офисного планктона". Они могут покупать себе вещи очень приличного качества, так что необходимость в надомном труде отпала, но возник вопрос, как проводить свободное время. Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному, но регулярные визиты в Средиземье – не самый худший вариант. Во-первых, для подготовки подобных игрищ необходимо читать немало умных книг. Во-вторых, отдых на свежем воздухе, сопряженный с немалыми физическими нагрузками, – это то, что доктор прописал. В-третьих, в боях и квестах трезвые имеют существенное преимущество над пьяными, так что горячительные напитки приходится употреблять только в самом конце мероприятия.
Безусловно, некоторым людям увлечение подобными забавами нанесло немалый ущерб, заставив полностью отрешиться от реальной жизни. Но если в выдуманном мире человеку настолько лучше, чем в настоящем, – значит, человек убежал в Средиземье от собственных проблем, которые возникли до появления этого хобби (даже если были не слишком заметны окружающим). А вредным может стать и вполне невинное увлечение – все зависит от конкретного человека. Например, переедание порой приводит к ожирению, но никто на этом основании не пытается запретить есть остальным людям.
Так что реконструкция мира Средиземья – это, конечно, весьма экзотическое увлечение, но оно не более опасно, чем многие другие (и, пожалуй, менее вредно, чем, например, еженощные бдения в ночных клубах). И очень хорошо, что нашлись люди, которые решили рассказать об этом средствами кинематографа.
Беда в том, что быт реконструкторов (как и поклонников любого другого увлечения, и представителей любой профессии) сам по себе интересен только тем, кто им увлечен. Для того чтобы привлечь к полнометражному художественному фильму внимание остальных людей, персонажей необходимо чем-то занять. Другими словами, нужен сюжет, динамичный и непредсказуемый.
В "Мотыге Судьбы" сюжет есть, – точнее, даже два. Во-первых, жители Средиземья ищут свой сакральный амулет – Мотыгу Судьбы, украденную у них одурманенным посланцем хтонических сил (в миру – бомжом-алкоголиком). Во-вторых, несправедливо уволенный финансист, старший брат одного из наиболее идейных хоббитов, пытается отомстить своему бывшему начальнику-проходимцу. В финале обе сюжетные линии пересекаются самым неожиданным образом.
Необычные события – это всегда хорошо. Увы, в сценарии "Мотыги Судьбы" есть не только достоинства, но и очень существенные недостатки, главный из которых – недостоверность некоторых очень важных сюжетных линий. Совершенно невероятные совпадения в этой истории случаются слишком часто, чтобы в них поверить. Не бывает такого в многомиллионной Москве!
Есть и более мелкие недочеты. Например, абсолютно непонятно, кто такая героиня Екатерины Вилковой, откуда она взялась, вся такая внезапная, и почему выбрала столь экзотическую профессию. Понятно, что эта девушка – эльфийка, но хотелось бы знать не только ее статус в Средиземье, но и историю ее жизни в мире людей.
Еще одна недоработка сценария – враги главного злодея. Совершенно непонятно, почему ими оказались афроукраинцы в спортивных костюмах, изъясняющиеся исключительно на ридной мове. По-моему, бизнесменов такого уровня кошмарят гораздо более серьезные и опасные люди.
С режиссурой тоже не все в порядке. На мой взгляд, кое-где постановщик слишком уж большое внимание уделил кислотной жизни завсегдатаев ночных клубов и чрезмерно увлекся саундтреком.
Но главная проблема "Мотыги Судьбы" та же, что и у большинства современных отечественных фильмов, – жанровая неопределенность. В картине есть смешные шутки, но для комедии их слишком мало.
Если допустить, что лента создана в жанре приключенческой комедии (как и, например, трилогия Гайдая о Шурике), то проблемам героев не хватает серьезности. У Гайдая враги безобидного очкарика всегда были невероятно смешны, но в то же время узнаваемы и очень опасны. Например, Хулиган из новеллы "Напарник" "Операции "Ы" – это во многом условный собирательный портрет правонарушителей своего времени, но встретиться с таким в темном месте на узкой дороге не хочется и сейчас. Товарищ Саахов из "Кавказской пленницы" кажется большим ребенком, Трус, Балбес и Бывалый не слишком-то пугают, но все это не мешает зрителям понимать, что опасность Нине и ее защитнику Шурику грозит немалая... Наверное, ярче всего гениальность Гайдая проявлялась именно в том, как виртуозно, в ювелирно точной пропорции он умел сочетать серьезное и смешное.
Увы, в "Мотыге Судьбы" все гораздо проще. Пропажа бесценного амулета, – конечно, очень большая беда для всего Средиземья, но уроженцам других мест сложно всерьез сочувствовать этой утрате. Бизнесмен-мошенник и его подручные, а также их афроукраинские враги выглядят слишком глупыми и гротескными, чтобы вызывать по-настоящему серьезные опасения у зрителей.
Впечатление несерьезности усиливают и сюжетные повороты. Ну ладно, я могу допустить, что российские хоббиты обладают сверхспособностями, которых лишены их соплеменники из Средиземья: мы в сказке или где? Но я все равно не поверю, что охранников пафосного бизнес-центра (наверняка очень крутых парней с опытом работы в "горячих точках") могут на раз-два-три обыграть и братья-хоббиты со своими девушками, наверняка никогда не занимавшиеся диверсиями, и орды орков с мечами, арканами и арбалетами. Ну не бывает так! Даже в кино… А если противник слаб и глуп, то победа над ним кажется не слишком значительной.
Ситуацию до некоторой степени исправляют замечательные актерские работы. На Юрия Чурсина и Екатерину Вилкову я готова смотреть в любой картине, даже если сценарий иногда подводит исполнителей. Все остальные актеры тоже играют с огромным удовольствием, и наблюдать за ними очень интересно.
Увы, даже самые талантливые исполнители не всесильны, поэтому "Мотыга Судьбы" получилась лентой отнюдь не на все вкусы. Ее категорически не рекомендуется смотреть любителям артхауса, реалистичного кино и крутых боевиков. Зато поклонники сыгравших в фильме актеров ни в коем случае не должны пропустить их новые работы. Также "Мотыга Судьбы" может заинтересовать любителей киносказок. На нее смело можно идти с детьми: ничего страшного на экране не происходит, а все проблемы благополучно разрешаются. Реконструкторы и ролевики вряд ли останутся довольны увиденным: все же кинематографисты сильно упростили их быт и проблемы.
Светлана Степнова
1527 Прочтений • [Рецензия на "Суперменеджер, или Мотыга судьбы"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]