Странное впечатление производит "Парень с Марса". У этого фильма много неоспоримых достоинств, весьма редких в отечественном кинематографе. Но и недостатков у картины немало, и в результате не очень понятно, кого она вообще может заинтересовать. Такой вот парадокс.
Ну ладно, начнем с хорошего. В новой отечественной ленте есть сюжет, причем довольно сложный и неоднозначный. В наше интересное время и в российском кино это не так мало. Более того, обе сюжетные линии – рабочие проблемы менеджера огромной фабрики и предпринятые им поиски угнанной машины – понятны большинству зрителей. И развиваются обе истории довольно логично.
Узнаваемость сюжета усиливается достоверностью бытовых подробностей жизни русской глубинки. Ведь в некоторых наших маленьких городках воду действительно дают на полчаса в день, в сельских отделениях милиции нет ни принтеров, ни ксероксов, а сотрудники правоохранительных органов готовы искать похищенные машины только в самом широком смысле слова. Грустно, конечно, но это правда.
Еще одно несомненное достоинство "Парня с Марса" – практически полное отсутствие пошлости. Шутки в фильме есть, в том числе и довольно пикантные, но пошлости нет, что не может не радовать. Добиться такого наверняка было нелегко, и немалая заслуга в этом принадлежит режиссеру.
Вполне достойно выглядят трюковые эпизоды, в том числе автомобильные погони. Конечно, они явно снимались на очень скромные деньги, но рассказывает картина не о мегасупергероях, а о провинциальных угонщиках, так что все логично. А уж финальная схватка ковбойцев с индейцами… ой, то есть правонарушителей с сотрудниками правоохранительных органов… получилась одновременно и комедийно-условной, и драматически-жесткой. Настолько гармонично соединить несоединимое было наверняка нелегко.
Работа художника и художника по костюмам просто великолепна. Нечасто наши кинематографисты вспоминают, что в кино многое можно не только рассказать, но и показать! А вот создатели новой отечественной ленты это знают очень хорошо и широко используют ее визуальные возможности. Например, у главного героя есть очень симпатичный красный импортный автомобиль, но любоваться им перестаешь, как только становится понятно, что в точно таких же ездят все без исключения сотрудники фабрики. (Судя по всему, кредит они могли получить только на покупку машин данной марки.) Сослуживицы главного героя, изящные рыжеволосые девушки, выглядят очень привлекательно, но их красотой перестаешь восхищаться, как только понимаешь, что все они одинаково одеваются и красят волосы в один и тот же цвет... Я все же надеюсь, что это гротеск, а не отражение реального положения вещей в престижных фирмах, но символ в любом случае получился очень осмысленным и впечатляющим.
Украшают фильм и замечательные актерские работы. И Артем Ткаченко, и Лина Миримская, и Ксения Кутепова, и Игорь Черневич, и Игорь Яцко с огромным удовольствием хулиганят, создавая именно такие яркие, колоритные образы, которые и нужны в этом кислотно-щелочном мире.
Полностью соответствует настроению картины саундтрек – очень душевный и, что особенно приятно, русскоязычный.
Половины этих достоинств хватило бы, чтобы сделать ленту шедевром, но, увы, "Парня с Марса" так нельзя назвать ни при каких обстоятельствах. Причин этому несколько, как субъективных, так и вполне объективных.
Во-первых, манера актерской игры довольно своеобразна, хотя и полностью соответствует замыслу режиссера. Он явно снимал кино о том, что некоторые люди живут и ведут себя настолько специфично, что остальным кажутся инопланетянами. Все верно, в общем-то, но на практике, то есть в новом отечественном фильме, данное утверждение реализуется следующим образом: большинство персонажей ведут себя так, словно только что обкурились или накануне крепко выпили. Это, повторюсь, не бессмысленное кривляние для развлечения зрителей, а замысел постановщика, причем довольно интересный и вполне оправданный сюжетом. Но понравится он наверняка не всем.
Во-вторых, по сравнению с остальными актерами исполнитель главной роли смотрится бледно. Простодушие и наивность этого персонажа граничат с откровенной глупостью, а дуракам сочувствовать не хочется. Причины неудачи актера очевидны: играть людей, что называется, не семи пядей во лбу – особое искусство. Ум, мужество и доброта, например, Юрия Никулина были видны, даже если он исполнял роли непроходимых идиотов, но понятно, что на такое способен не каждый. Увы, зрителям "Парня с Марса" от этого не легче…
В-третьих и в-главных, впечатление от картины гробит один из ее главных недостатков, присущий многим современным отечественным картинам, – полная жанровая неопределенность. То, что нормально смотрится в одном жанре, очень странно выглядит в другом и абсолютно непростительно для третьего. А новая российская лента, словно задумчивый витязь, застряла на распутье даже не трех дорог, а гораздо большего их количества.
Из этой истории могла бы получиться очень интересная комедия, но, увы, для данного жанра в "Парне с Марса" слишком мало шуток. Те, что есть, довольно забавны, но, повторюсь, их слишком мало.
Для кислотно-щелочного кино а-ля Тарантино в новом отечественном фильме слишком мало экшена. Сюжет имеется, причем довольно динамичный, а также погони и драки; а отсутствие морей крови – это, по-моему, скорее плюс, чем минус. Но для динамичного экшена событий должно быть в несколько раз больше, а имеющихся явно недостаточно.
Для бытовой абсурдистской трагикомедии в картине слишком мало узнаваемых житейских подробностей. Для эксцентрической комедии или экшена их вполне достаточно, но для реалистичной истории отчаянно не хватает.
А для авторского кино в "Парне с Марса" слишком мало мыслей на минуту экранного времени. Лучшие образцы артхауса рассказывают сложные и неоднозначные истории, а мораль новой отечественной ленты проста и более чем очевидна: нельзя строить свою судьбу по чужим стандартам, нужно думать самому и быть свободным от житейских условностей.
Оспорить это утверждение трудно, но можно. Даже в "Парне с Марса" очень хорошо видно, какую цену пришлось заплатить за свою свободу одному из персонажей – вольнолюбивому автоугонщику. Впрочем, дело не в этом: все в жизни имеет свою цену, и ради по-настоящему важных вещей стоит рисковать. Но кого захотят увидеть мужем своей дочери или сестры большинство людей – законопослушного клерка, счастливого владельца собственной квартиры и машины, или свободолюбивого угонщика-неудачника, которому регулярно нужно носить передачи в тюрьму? С кем при прочих равных условиях предпочтут дружить – с парнем, всегда готовым одолжить денег до зарплаты, или с неудачником, которого требуется постоянно выкупать из-под ареста или из долговой ямы? Вот так-то…
Никто, конечно, не спорит: свобода – главная ценность в жизни. Вот только данная ценность абсолютна, а в быту чаще используются понятия относительные…
Но это уже другой разговор, и он не имеет отношения к достоинствам и недостаткам "Парня с Марса". А данная картина при всех своих достоинствах вряд ли привлечет внимание многих зрителей: она слишком поверхностна для артхауса и не может быть причислена ни к одному кинематографическому жанру. Впрочем, попробовать посмотреть новую отечественную ленту могут все поклонники хорошего кино и замечательной актерской игры.
Светлана Степнова
1387 Прочтений • [Рецензия на "Парень с Марса"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]