История о том, как коллектив танцевальной школы защищает ее здание от олигарха, в современном российском кинематографе не нова. В 2009 году на ту же тему был снят фильм "Первая любовь", который мне абсолютно не понравился. Отправляясь на премьеру картины "Стэп бай стэп", я, конечно, не рассчитывала увидеть шедевр, но надеялась, что она окажется лучше ленты 2009 года.
Увы, я ошибалась. По сравнению с фильмом "Стэп бай стэп" "Первая любовь" – образец кинематографического мастерства. Причин этому много, но вполне хватило бы и одной. Если картина позиционируется как мюзикл, то там должно быть много вокальных и хореографических номеров. Если мюзикл повествует об исполнителях уличных танцев (как они называются сейчас, – честно говоря, не знаю, а на рубеже 80-х-90-х нечто подобное именовалось, кажется, хип-хопом), то в нем должно быть много хореографических номеров именно этого жанра.
Так вот, уличных танцев в новой отечественной картине нет. Совсем. Есть только пара-тройка крохотных эпизодиков – каждый из них продолжается не больше пары минут и снят качающейся камерой. Видимо, от напряжения у оператора дрожали руки.
Более впечатляющими получились хореографические номера в исполнении трасвеститов, неплохо продуманные и хорошо отработанные. Проблема в том, что в молодежной музыкальной ленте они явно лишние, и это отнюдь не дискриминация. Например, в концерте для ветеранов Второй мировой войны вряд ли будут уместны композиции, созданные в стилях хард-рок и рэп. Дело не в том, что ветераны не любят молодежь, – просто у представителей старшего поколения свои художественные вкусы, которые необходимо учитывать при формировании концертной программы.
А большинство поклонников уличных танцев явно равнодушны к творчеству трансвеститов – просто потому, что оно опирается на традиции классических голливудских мюзиклов, которые диаметрально противоположны любимому стилю современной молодежи.
Других танцев в новом отечественном фильме нет, так что способы его раскрутки – это явный и очевидный пример обманывающей рекламы. Эффект не замедлил сказаться: мне приходилось бывать на премьерах очень слабых картин, но я не помню, когда еще так много людей уходили из зала прямо во время киносеанса. Кинематографистам и прокатчикам от этого ни тепло, ни холодно: деньги за проданные билеты в любом случае возвращать не придется. Но всех, кто читает эту рецензию, я настоятельно прошу не верить рекламе.
Безусловно, лента может оказаться вполне удачной, даже не будучи мюзиклом. Увы, фильм "Стэп бай стэп" получился невообразимо слабым и невнятным даже для жанра "сладкой мелодрамы". Впрочем, при таком подходе кинематографистов иного ожидать и не приходилось.
Истории о том, как энергичные учителя и ученики музыкальных студий борются с жадными олигархами – это попытка приспособить к современным реалиям классические советские сюжеты о противостоянии активных комсомольцев с тупыми бюрократами. Иногда бюрократы перевоспитывались, но чаще – нет: у кинематографистов был очень большой зуб на злых идиотов-цензоров, мешавших им работать. Лучшее воплощение такого сюжета на экране, – разумеется, бессмертная "Карнавальная ночь".
Актуальность подобных историй в современной России лишний раз доказывает, что до развитого капитализма нам еще далеко. В западных странах никогда не снимали кино ни о чем подобном по одной простой причине: это типичный конфликт прав на собственность, а там они очень четко определены раз и навсегда.
Например, если бы музыкальной студии принадлежало ее здание и земля, на которой оно стоит, то никакие олигархи не имели бы права на них покуситься. Если бы руководители студии арендовали помещение у владельца, то он наверняка знал бы рыночную цену своей собственности. Дом, являющийся местной достопримечательностью, стоит намного дороже, чем здания, не имеющие исторической ценности, и жадный олигарх наверняка выбрал бы для покупки то, что дешевле. Если бы владелец не знал, насколько ценна его собственность, то желавшим остаться на прежнем месте преподавателям и студентам студии достаточно было сообщить и доказать хозяину, что его дом стоит намного дороже, чем он думает, – и олигарх наверняка обратил бы свое внимание на здание подешевле… А мы, похоже, по-прежнему живем по принципу: "Все вокруг колхозное, все вокруг ничье".
Но для мюзикла сюжет не имеет особого значения. Если бы в новой отечественной картине были интересные, красиво поставленные хореографические номера – они заслонили бы все остальное.
Но отсутствие зрелищных танцев создатели ленты "Стэп бай стэп" усугубили особым цинизмом (и откровенной ложью, скажем прямо). Весь фильм все остальные персонажи поют дифирамбы хореографическим талантам положительной героини – дочери олигарха. Беда в том, что исполнительница этой роли вообще не умеет танцевать. В единственном эпизоде, где это приходится делать, она лишь двигает головой и плечами, словно героиня Натальи Варлей в "Кавказской пленнице", которая таким образом отвлекала внимание своих похитителей. Во-первых, танцем это невозможно назвать при всем желании, во-вторых, Варлей двигалась гораздо красивее и завлекательнее.
А теперь внимание: вопрос. Если исполнительница главной роли – не танцовщица, а певица, почему ей поручили роль виртуоза хореографического мастерства? То, что изначально сценарий повествовал именно о танцовщице, а ее вокальные таланты были добавлены лишь ради конкретной актрисы, косвенно подтверждает и эпизод, в котором нехорошая соперница главной героини вызвала ее на песенную дуэль. (Кстати, на мой взгляд, коварная злодейка пела значительно лучше.) Подобные состязания певцов – исключительная редкость, зато среди рэперов и исполнителей уличных танцев это вполне обычное явление.
Если продюсеры хотели экранизировать именно этот сценарий – почему они не нашли исполнительницу с хорошей хореографической подготовкой?
Если работа строилась вокруг актрисы, сыгравшей дочь олигарха, почему не написали сценарий, который отражает в выгодном свете ее сильные стороны, например, умение петь? Можно ведь было снять кино, например, о свободолюбивой цыганке, которая ушла из табора, приехала в Москву и начала исполнять в переходах песни своего народа, или о продавщице на рынке, иногда певшей прямо на рабочем месте и обратившей этим на себя внимание случайно проходившего мимо влиятельного продюсера…
А в новой отечественной картине нелепость ситуации усугубляется тем, что по сюжету юной танцовщице лет восемнадцать-двадцать (девушки постарше передвигаются по городу или одни, или с охраной, но никак не с дуэньей). Но актрисе, исполняющей данную роль, уже за тридцать; конечно, это вполне себе молодость, но уже не ранняя юность. Достоверно сыграть девочку-подростка способны немногие взрослые исполнительницы – для такого нужен особый талант. А в ленте "Стэп бай стэп" актриса, изображая молодость и неопытность своей героини, таращит глаза, словно Вероника Кастро в достопамятном сериале "Дикая Роза". Выглядит это, мягко говоря, странно.
Ну ладно, и на отсутствие обещанных музыкальных номеров, и на неудачный кастинг можно было бы посмотреть сквозь пальцы, если бы получилась достоверной главная в сюжете романтическая линия – история любви сурового олигарха и руководительницы музыкальной студии. Вам в такое верится? Как, не очень?! Мне вот тоже не верится…
Безусловно, при желании и умении даже самую неправдоподобную ситуацию можно сделать убедительной. Увы, это опять не тот случай. Характеры персонажей заштампованы донельзя, их отношения развиваются в полном соответствии с худшими образцами "мыльной оперы".
Говорить об этом можно бесконечно, но честно говоря, не хочется. Упомяну лишь два момента, особенно поразившие меня.
После первой ночи любви олигарх привез руководительницу музыкальной студии прямо на работу. Там он заявил, что отказался от проекта строительства торгового центра, и, значит, студийцам не нужно никуда переезжать. Внимание: вопрос. Какое отношение имеет деловая жизнь олигарха к его сексуальным приключениям? Если проект очень прибылен – от него не всегда откажутся даже ради любимой. (А в данном случае, напомню, все происходит сразу же после первого секса.) Неужели скромная преподавательница танцев умеет в постели нечто настолько запредельное, что ради новых встреч с ней преуспевающий деловой человек готов отменить масштабные планы, на реализацию которых уже потрачены немалые средства?
Впрочем, взгляды на сексуальную и семейную жизнь олигарха, похоже, действительно весьма своеобразны, что лишний раз доказывает история его жены. Она родила мужу штук пять детей (во время действия фильма им от восемнадцати до пяти лет), а потом бросила супруга и уехала за границу, причем развод они не оформляли. Возможно, на столь решительный поступок многодетной матери повлияла няня, которую олигарх пригласил присматривать за детьми, – симпатичная и абсолютно безмозглая блондинка с пышными формами. Не сомневаюсь, именно о такой воспитательнице для своих малышей мечтает каждая уважающая себя жена…
Повторяю вкратце. Уважаемые зрители! Не бросайте на ветер деньги и время! Картину "Стэп бай стэп" имеет смысл смотреть только в том случае, если вам за это хорошо заплатят, причем обязательно торгуйтесь до последнего.
Поклонники мюзиклов – как традиционных, так и о танцах улиц – при желании найдут немало интересных фильмов любимого жанра. А тем, кому нравятся истории о любви сурового снаружи, но доброго внутри олигарха и "серой мышки", лучше посмотреть сериал с таким сюжетом. Там все показано красивее, подробнее и доходчивее.
Светлана Степнова
1234 Прочтений • [Рецензия на "Стэп бай стэп"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]