Новый российский фильм "S.Love. Прямо в сердце" вызывает те же вопросы, что и многие другие отечественные картины. Ну кто, кто сказал нашим кинематографистам, что если в ленте смешать приемы нескольких жанров, то она понравится всем без исключения любителям каждого из этих жанров? Ну почему российские режиссеры и продюсеры считают, что если, например, в фильм вставить сцены пыток, а также сентиментальную любовную историю, то он понравится и поклонникам крутых боевиков, и романтичным девушкам?!
На самом-то деле такая картина не понравится никому. Юным мечтательницам нужны прекрасные, возвышенные истории любви – и больше ничего. (Всех, кто в этом сомневается, давно уже должен был переубедить суперуспех "Сумерек".) Романтичных зрительниц раздражают даже излишне реалистичные бытовые детали – что уж тут говорить о пытках! Даже если впечатлительная девушка по чистой случайности увидит ленту с пытками, то непременно отсоветует всем подругам смотреть это безобразие.
Поклонникам боевиков, кстати, пытки тоже не очень нужны: излишне реалистичные сцены чужих страданий радуют только любителей кровавых ужастиков. Фанатам приключенческого жанра важен экшн – эффектные и подробно показанные трюки. В любовной интриге вообще нет необходимости: немало шедевров жанра прекрасно обходится без нее. (Вспомните, например, такие разные фильмы, как "Хороший, плохой, злой" Серджо Леоне, "Свой среди чужих" Никиты Михалкова и "Брат" Алексея Балабанова.) Впрочем, беззаветно любящая положительного героя красавица вполне имеет право на существование, если она появляется на экране не слишком часто и вовремя подает своему парню патроны. (И в "Крепком орешке", и в "Коммандо" героини вполне зачетные.) Но длинная и сентиментальная любовная история тормозит действие и крайне раздражает фанатов боевиков.
Правила различных жанров практически нерушимы и очень плохо поддаются смешиванию. Поэтому создателям картины "S.Love" еще до начала работы следовало бы подумать, для кого они ее снимают – для поклонников приключенческих лент или для романтичных девушек. И строить сюжет нужно было, исходя из принятого решения, чтобы не подавать торт со взбитыми сливками и вареньем на одной тарелке с селедкой…
Впрочем, начался новый отечественный фильм в относительно приличных жанровых рамках: два брата (один – милиционер, другой – военный) учили жизни всяких нехороших людей в славном городе Санкт-Петербурге. Конечно, без странностей все равно не обошлось: люди, не знающие, что такое российская армия, после просмотра некоторых эпизодов новой отечественной картины могли бы решить, что это нечто вроде туристического клуба, члены которого, – одетые в камуфляж парни – по ночам пляшут у костра, разведенного среди дикой природы. К счастью, всем без исключения нашим соотечественникам известно, что дело армии – с оружием в руках защищать родную страну. Так что дезинформация, организованная российскими кинематографистами, вряд ли кого-то введет в заблуждение…
Имеются в сценарии и другие странности. Например, главными врагами всех хороших людей (и мишенью особо разрушительных действий братьев) почему-то стали владельцы подпольного казино. Вообще-то, любители азартных игр ничего плохого родной стране не делают (и даже пополняют ее бюджет, если игорные дома разрешены законом и их владельцы платят налоги). Да, в казино можно отмывать деньги, но это особенно актуально не в подпольных игорных домах, а в легальных, и при желании правоохранительных органов подобные преступления легко пресечь. Так что совершенно непонятно, почему братья-законники ополчились именно на владельцев казино, а не на наркоторговцев или сутенеров.
Впрочем, чудо-бойцы разнесли подпольный игорный клуб очень быстро, а потом одному из братьев (военному) высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов предложили убивать без суда и следствия преступников, которых не удается привлечь к ответственности по закону. Сначала парень отказался, но несколько позже согласился.
К чести кинематографистов, они сразу же расставили верные акценты. Высокопоставленные чиновники, которые обращались с будущим убийцей предельно вежливо и даже почтительно, в разговорах друг с другом не скрывали презрения к наемнику, который должен выполнить грязную работу за своих боссов.
Но в данном случае верных акцентов, увы, мало. История о человеке, который согласился убивать недосягаемых для правосудия преступников, а потом разочаровался в своей миссии, невероятно банальна. Она послужила основой сценариев множества лент, как иностранных, так и отечественных (самый недавний пример – "Правосудие волков", вышедшее прошлой осенью), но среди них нет ни одного шедевра.
И такая "невезучесть" популярного в кинематографе сюжета отнюдь не случайна. Недоступных для правосудия преступников нельзя убивать не потому, что это аморально, а потому что это бессмысленно. Любая мало-мальски организованная преступность – по определению не злодеяния одиночек, а СИСТЕМА. Уничтожение пары-тройки винтиков и даже нескольких шестеренок ее не сломает. Чтобы исчез тот или иной вид преступлений, нужно менять законы.
Например, в СССР регулярно сажали директоров магазинов за хищения в особо крупных размерах – дефицитный товар не выкладывался на прилавки по заниженной государственной цене, а сбывался на сторону по цене, более близкой к реальной рыночной. Сейчас такое правонарушение вообще невозможно: цены повсюду примерно одинаковы, при этом товаров на любой вкус и кошелек стало гораздо больше, чем при социализме. Изменились законы – исчезли предпосылки для преступления, и всем стало лучше жить.
Конечно, исправить ситуацию можно не всегда. Например, легализация всех наркотиков вплоть до героина и ЛСД существенно понизила бы криминальную напряженность в России, а получившие право свободно торговать наркодилеры охотно платили бы огромные налоги, пополняя федеральный и местные бюджеты. Но массированная реклама наркотиков увеличила бы число наркоманов не в разы, а в десятки раз. А ведь людям, севшим на иглу, очень трудно с нее соскочить… Так что ни снижение уровня преступности, ни рост бюджетных доходов не компенсировали бы уход целого поколения в наркотический дурман.
Но это скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев повышение уровня свободы приводит к снижению количества преступлений. А, например, если бизнесменам, чтобы получить разрешение на небольшое расширение своего дела, требуется собрать пятьдесят справок, каждая из которых действительна ровно полчаса с момента выдачи, то подкупы чиновников в особо крупных размерах – и, значит, постоянный рост коррупции – будут неизбежной реальностью. Немногих людей, которые в этой ситуации попытаются жить честно, быстро съедят.
И если бы положительные герои "S.Love" смогли разглядеть (и показать зрителям) хоть краешек этой коррупционной системы – фильм стал бы событием в мире российского кинематографа. Впрочем, понятно, почему создатели картины не стали затрагивать столь непростую тему: чтобы разбираться в данном вопросе, нужно хорошо знать экономику. А с этим сейчас проблемы даже на гораздо более благополучном Западе, иначе тамошние политики и экономисты не допустили бы мировой финансовый кризис.
Что ж, на безрыбье и рак рыба. Если бы лента "S.Love" порадовала поклонников жанра впечатляющим экшном, то банальность сюжета отошла бы на второй план.
Увы, спецэффекты так же невнятны, как и в большинстве современных российских приключенческих фильмов: все эпизоды подвигов положительных героев, а также перестрелки и бои показаны скомканно, быстро и в полной темноте. А в тот момент, когда раздражение хилым экшном становится по-настоящему сильным, главный герой встречает любовь всей своей жизни, и картина из приключенческого боевика превращается в сентиментальную мелодраму.
Но если бы романтическая часть истории оказалась по-настоящему удачной – это тоже было бы неплохо. Увы, любовные перипетии совершенно не продуманы. Например, тот факт, что девушка главного героя приехала в Петербург из Германии, никак не обыгран сюжетом. Характеры влюбленных и динамика их отношений тоже абсолютно не раскрыты.
К тому же многие важные моменты любовной истории столь же невнятны, как и экшн. Например, в одном из эпизодов главный герой стал случайным свидетелем танца своей любимой, но камера при этом показывала все, что угодно, кроме движений девушки. Внимание, вопрос: если она умеет танцевать – что за болезнь Паркинсона поразила оператора во время съемок данной сцены? Если актриса танцевать не умеет – зачем вообще понадобился этот эпизод?
Чуть позже влюбленные отправились в клуб любителей латиноамериканских танцев – и зрителям опять показали все, кроме вышеупомянутых танцев. Интересно, если продюсерам не хватило денег даже для того, чтобы нанять танцоров-любителей – зачем понадобилось устраивать свидание персонажей именно в клубе поклонников самбы и ча-ча-ча, а не в японском ресторане, например?
Отношения героев тоже вызывают искреннее недоумение. Как выяснилось ближе к финалу, во время одной из их первых встреч парень попросил любимую не спрашивать, чем он занимается. Вот интересно, сколько девушек стали бы встречаться с человеком, который скрывает настолько важные сведения о себе? Ведь ясно же, что утаивать свою профессию может или олигарх (что в романтических комедиях встречается гораздо чаще, чем в реальной жизни), или преступник. Так что легкомыслие немецкой гостьи абсолютно необъяснимо…
Кстати, еще совершенно непонятно, почему парень с опытом военной службы не увидел ничего странного в том, что работодатели не удосужились найти легальное прикрытие для своего киллера-альтруиста. Вообще-то, высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов могли бы подобрать ему и новые документы, и хоть какую-то имитацию законопослушной работы. А если ничего этого не сделано, – значит, сотрудничать с благородным мстителем планируется очень недолго, и, по-моему, даже ребенку понятно, что с такой службы живыми не уходят. Почему столь очевидная мысль не пришла в голову профессиональному военному – еще одна загадка сюжета.
Впрочем, дальше загадок становится еще больше. Почему, убедившись в корыстности своих работодателей, главный герой не начал мстить им втихаря, а сначала предупредил о своих намерениях по телефону? Чтобы могущественные главгады на высоких должностях успели как следует подготовиться? Почему, начиная свою новую войнушку, благородный мститель не попросил уехать из города или хотя бы спрятаться брата, сестру и любимую девушку? Неужели так верил в порядочность людей, которых собрался убивать? Почему главгады уверяли всех, что несколько громких убийств высокопоставленных чиновников – это случайные совпадения, а не, например, месть обиженных мафиози борцам за правое дело?.. Понятно, что чем больше возникает подобных вопросов – тем меньше хочется искать ответы на них.
А в общем и целом, банальный сюжет оказался воплощен на экране так же банально, как десятки раз прежде, и при этом абсолютно незрелищно. Заинтересовать "S.Love" может только поклонников братьев Чадовых, но в этой картине талантливые актеры сыграли отнюдь не лучшие свои роли. Любителей мелодрам в новой отечественной ленте наверняка огорчит слишком уж невнятная любовная интрига, а также губительный для данного жанра переизбыток мата и бытового натурализма. Поклонников приключенческого экшна сильно разочаруют невнятные спецэффекты. А остальным зрителям эта история тем более не будет интересна.
Светлана Степнова
1442 Прочтений • [Рецензия на "Slove. Прямо в сердце"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]