Судьба Людмилы Гурченко вполне заслуживает того, чтобы стать сюжетом художественного фильма. Ее родители – малограмотный украинский крестьянин, уехавший в город на поиски лучшей доли, и русская дворянка, которая была на двадцать лет младше мужа, – очень сильно любили друг друга и сохранили свои чувства до последних дней. Единственная дочь столь непохожих супругов родилась и выросла в Харькове. Там девочкой встретила начало Второй мировой и перенесла все ее ужасы и тяготы фашистской оккупации. По окончании школы без всякой протекции поступила во ВГИК. Проснулась знаменитой после первой же своей большой роли в картине "Карнавальная ночь", и слава была поистине всенародной.
Но молодым актрисам амплуа инженю (то есть юных наивных девушек) в кинематографе приходится очень трудно. В первой большой роли от исполнительницы обычно требуется всего лишь быть самой собой – доброй, обаятельной, улыбчивой. Многим это удается без труда и вызывает вполне заслуженное восхищение зрителей. Но то, что в дебютной ленте выглядит естественно и оригинально, в новых ролях нередко оказывается самоповтором. А молодость и наивность уходят быстро (особенно если юная звезда всерьез увлекается мирскими соблазнами), вместо них появляются усталость и обида не жизнь, которая сулила так много, но не сдержала обещаний… Результат – бессчетное количество сломанных судеб юных и прекрасных актрис, которыми некогда восхищались миллионы поклонников. Одно время в этом было модно винить советский кинематограф, который редко снимал молодых звезд, поскольку чаще ориентировался на политическую целесообразность, чем на привлечение зрителей в кинотеатры. В данном утверждении есть доля правды, но практически так же обстоят дела и в Голливуде, и, например, во французском кино: красивые и обаятельные юные актрисы, прославившиеся в одной из своих первых ролей, после нескольких провалов подряд оказываются никому не нужны.
Людмила Гурченко не понаслышке знает подводные камни, о которые разбиваются судьбы молодых звезд. В своей книге "Аплодисменты" она достаточно откровенно рассказала и об отчаянии, которое испытывала в 60-е, превратившись из любимицы миллионов в героиню вчерашних дней, и о своих упорных попытках не сдаваться судьбе.
И у нас, и за границей вернуться из многолетнего забвения на звездный пьедестал удалось немногим актрисам. Людмила Гурченко смогла. Она не сразу, но все же сумела преодолеть полосу неудач. Эмоциональность, темперамент, напор актрисы оказались, как ни странно, удивительно уместны в молчаливые 70-е, когда лишь немногие советские женщины отваживались быть Женщинами. В эклектичные 80-е привычный уклад жизни понемногу уходил в прошлое, сменяясь совсем иными нормами поведения, и это время абсолютно соответствовало эксцентричному характеру актрисы.
Гурченко была ослепительно хороша, играя шикарных иностранок ("Табачный капитан", "Цирк зажигает огни", "Соломенная шляпка", "Небесные ласточки", "Рецепт ее молодости"). Но настоящую славу и всеобщую любовь принесли актрисе роли советских женщин в таких фильмах, как "Двадцать дней без войны", "Пять вечеров", "Сибириада", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Вокзал для двоих". Героинь этих картин судьба не баловала: на долю многих выпали страшные испытания Второй мировой и тяжелейшая работа по восстановлению того, что было разрушено в войну. Но даже если женщины, сыгранные Гурченко, жили в более поздние, относительно спокойные и мирные времена, то о счастье приходилось лишь мечтать: ребенок на руках и полное отсутствие мужа, безденежье, тяжелая непрестижная работа, отсутствие еды, косметики и красивой одежды в магазинах… Но, несмотря на все испытания, героини Людмилы Марковны не сдавались судьбе. После каждого удара и разочарования они поднимались с колен и находили в себе силы оставаться красивыми, радоваться жизни и вселять оптимизм в тех, кто не столь силен духом. Так что и в гламурные 50-е, и в тихие 70-е, и в пестрые 80-е Гурченко была безусловным символом своего времени и пользовалась огромной и вполне заслуженной любовью зрителей.
Такой большой и долгий успех выпадает на долю очень немногих актеров, но однажды он непременно заканчивается. Иногда (к счастью, относительно редко) артист, ставший воплощением своей эпохи, умирает в расцвете сил – и остается в памяти людей на пике таланта и успеха. Если же роковая случайность минует любимца публики, то рано или поздно он перестает отражать в своем творчестве цвет времени и превращается из кумира миллионов в просто хорошего актера или певца. Поклонников у него все равно остается много, да и талант никуда не девается. Но невозможно не заметить, что с какого-то момента эпоха перестала говорить твоими устами. Пережить это нелегко даже самым мудрым, сильным и талантливым...
В СССР цвет времени сменился в конце 80-х, и тогда же в стране почти перестали снимать кино. Но Людмила Марковна снова не поддалась судьбе. С начала 90-х актриса много работает на театральной сцене, играя в драматических спектаклях и мюзиклах.
"Пестрые сумерки" – первая после долгого перерыва полнометражная лента с участием Гурченко. Сценарий фильма создан по идее актрисы. Людмила Марковна также стала сорежиссером "Пестрых сумерек", написала музыку и сыграла главную роль. При этом создана картина в жанре мюзикла, а в нынешнем году легенда советского кинематографа отмечает… скажем так, весьма весомый юбилей. В общем, понятно, что ее новая работа могла получиться… очень разной.
Больше всего меня поразили в "Пестрых сумерках" великолепно продуманные музыкальные номера. Они поставлены с огромным размахом и почти полностью остаются в рамках хорошего вкуса, заставляя вспомнить легендарные мюзиклы с участием Людмилы Марковны. Конечно, возраст исполнительницы главной роли не мог не сказаться на хореографии, но Гурченко по-прежнему знает, как сделать зрителям красиво. Она поет, танцует и носит шикарные платья с таким же огромным удовольствием, как и много лет назад. Чтобы оставаться в форме для всего этого, нужны огромные усилия, но на экране они почти не заметны. Зато очень хорошо видно страстное желание Актрисы жить, играть и дарить зрителям радость. Такая сила духа вызывает огромное уважение.
Как композитор Людмила Гурченко тоже производит очень приятное впечатление. Написанные ею песни безусловно лучше многих поп-поделок, созданных по принципу "два притопа, три прихлопа". Но в песне, созданной Людмилой Марковной на основе знаменитейшего стихотворения Пушкина, разница в уровне между текстом и мелодией, увы, оказывается не в пользу композитора…
Актерская работа Гурченко может показаться слишком уж эмоциональной. Но не надо забывать, что Людмила Марковна играет свою коллегу – очень большую звезду, которая даже в повседневной жизни чувствует себя словно на сцене перед переполненным зрительным залом. Так что манера поведения героини "Пестрых сумерек" вполне оправданна, а все остальные исполнители работают очень тонко и точно.
Главная проблема новой отечественной картины – сценарий. Очень хорошо видно, что создавался он людьми совсем иной эпохи. В советские времена считалось вполне нормальным, что суперзвезда, которую узнают в лицо даже гаишники, рассказывает все о своей жизни случайному знакомому – алкоголику. (А пьет этот забулдыга, разумеется, не из слабохарактерности, а для того, чтобы забыть ужасы, пережитые во время войны в Афганистане.) И никому не казалось странным, что симпатичный парнишка, приехавший в Москву вместе с мужчиной средних лет, вскоре со слезами на глазах расстался с ним, но быстро утешился и уехал в Канаду с другим поклонником своего музыкального таланта. Во времена СССР подобное вызывало весьма специфические ассоциации лишь у очень немногих людей…
Ну ладно, мировоззрение тех, кто большую часть жизни провел в Советском Союзе, уже не изменишь. (Да и зачем его менять? Люди старшего поколения заслужили право на собственное мнение, даже если не все с ними согласны.) А жанр мюзикла предполагает определенную условность и отсутствие неаппетитных бытовых реалий. Но даже с учетом данного обстоятельства сюжет "Пестрых сумерек" показался мне переслащенным.
Повествует эта история о том, как успешная, знаменитая и весьма обеспеченная актриса и ее бывший муж, всемирно известный джазовый пианист, помогли слепому пареньку-детдомовцу – невероятно талантливому музыканту и композитору, сумевшему раскрыть свое дарование даже в отсутствие музыкального образования. Расстановка сил железобетонная: люди искусства не нуждаются в деньгах, талантливы, порядочны и добры. Слепой парень из-за своего недуга не способен совершать дурные поступки и вызывает сочувствие зрителей.
Правда, тут в сценарии возникает первый подвох, ведь слепота – очень страшная беда, она способна полностью затмить радость от собственного таланта и признания зрителей. В "Пестрых сумерках" эта проблема решена с водевильной легкостью: парнишке можно вернуть зрение, но врачи не знают, как операция повлияет на абсолютный музыкальный слух их пациента. И, взвесив все, он решает остаться во тьме, но сохранить свой дар… Я не знаю, насколько данная ситуация достоверна с точки зрения медицины, но очень сомневаюсь, что кто-то добровольно откажется от возможности увидеть мир.
Есть в сценарии и фактические неувязки. Вполне возможно, что популярная актриса, растрогавшись, дала слепому детдомовцу-пианисту бумажку, на которой написала свой московский адрес. Но трудно поверить, что мальчик сумел сохранить записку, которая на ощупь ничем не отличалась от остальных бумаг. Во-первых, она могла пропасть случайно, а, во-вторых, завистников в нашем мире хватает.
Также не очень понятен финал – отъезд героя за границу вместе со знаменитым пианистом. Дело в том, что раскрутка молодых и никому не известных талантов – очень сложное и затратное дело. Занимаются им продюсеры – это их работа. Наверняка продюсер есть и у легендарного российского музыканта, и именно к нему знаменитый пианист повез своего юного протеже. Но окончательное решение – заниматься ли раскруткой талантливого юноши или нет – принимает именно продюсер. Мнение одного из его клиентов, даже мировой знаменитости, в данном случае не имеет никакого значения. И если продюсер откажется помогать бывшему детдомовцу, то несчастному парню придется несолоно хлебавши возвращаться в Россию… Конечно, легендарный музыкант может и сам заняться продюсированием юного и талантливого земляка. Но, когда дилетант берется за дело, в котором не разбирается, ничем хорошим это не заканчивается. Так что судьба главного героя кажется мне весьма сомнительной…
Но даже это не главное: в жизни ведь и вправду бывает всякое. Хуже то, что большинство героев "Пестрых сумерек" вообще не сталкиваются с по-настоящему серьезными проблемами. А ведь даже в условном пространстве мюзикла ситуацию можно было бы повернуть немного иначе…
Например, главная героиня ленты – популярная актриса. Несмотря на возраст, она по-прежнему много работает и явно неплохо зарабатывает. Но ведь с каждым прожитым годом на заботы о своей красоте и здоровье требуется все больше и больше денег. Да и одеваться на многочисленные светские мероприятия (их посещение – неотъемлемая часть работы звезд) нужно красиво и разнообразно. А ведь есть еще и давние подруги, финансовое положение которых не так замечательно. Такая порывистая, добрая, энергичная женщина, как героиня "Пестрых сумерек", просто не может им не помогать! Так что, хотя всеми любимая актриса явно не голодает, денег ей наверняка постоянно не хватает. И было бы очень интересно увидеть, например, как легенда кино и театра, вспомнив молодость, мастерит из ничего шляпку на завтрашний телеэфир, чтобы хоть как-то изменить свой имидж, или перешивает уже засвеченный перед журналистами кутюр от Диора в наряд от себя…
В одном из эпизодов гаишник (или гибддэшник?), узнав популярную актрису, просит у нее автограф. Ни секунды не сомневаюсь, что среди сотрудников нашей дорожной полиции есть знатоки и поклонники советского кинематографа. Но вот если бы парень попросил автограф для своей бабушки, объяснив, что та с первого класса собирает фотографии любимой звезды, а потом спросил, каким ей запомнился Антон Чехов, – это, по-моему, было бы более реалистично и лучше отражало бы повседневную жизнь актеров старшего поколения. Увы, в ней есть не только розы, но и шипы…
Точно такая же ситуация и с молодым героем "Пестрых сумерек". Конечно, его слепота вызывает искреннее сочувствие зрителей. Но она еще и ограждает парня от мирских соблазнов и опрометчивых поступков.
А разве у зрячих детдомовцев, приехавших покорять Москву, не возникло бы проблем? Ведь даже приличное и недорогое жилье найти в столице не так просто. Неопытный приезжий паренек по неопытности мог и в притон вселиться, и стать жертвой жадных жуликов, которые взяли деньги за аренду квартиры, но нового жильца туда не пустили…
Впрочем, бытовые проблемы – это мелочь по сравнению с главным. Талантливому композитору-импровизатору нужно поступать в консерваторию на факультет композиции. Но туда вряд ли примут человека, не окончившего музыкальную школу, а ведь детдомовец ее вряд ли посещал… Вот тут и пригодилась бы поддержка знаменитой актрисы – она могла поговорить со старыми знакомыми из консерватории, рассказать журналистам о талантливом самоучке, помочь ему получить работу…
Но даже эти трудности – только полбеды. Решив проблемы с учебой и работой, зрячий парень непременно столкнулся бы с соблазнами большого города. В Москве крутится гораздо больше денег, чем в провинции, и для приезжего детдомовца это открытие могло стать страшным шоком. А джаз – удовольствие для богатых, и среди них попадаются разные… Есть шикарные девушки, уверенные, что родители могут купить им абсолютно все. Есть богатые мужчины и женщины средних лет, до отказа пресытившиеся дешевкой и готовые заплатить огромные деньги за талантливого самоучку с колючим характером… В таких обстоятельствах парень вполне мог полететь вниз быстрее, чем во время катания на "американских горках". А на гламурном фоне по-настоящему богатых людей немолодая актриса, которая и помогла бывшему детдомовцу устроиться в большом городе, выглядела бы немодной со своими высокими идеалами служения Искусству. И ей пришлось бы очень постараться, чтобы убедить случайного знакомого не разменивать себя на дешевку…
В общем, в "Пестрых сумерках" можно было бы улучшить многое. Но фильмы с далекими от идеала сценариями снимаются у нас часто. А Людмила Марковна Гурченко – одна. И ее новую работу не должны пропустить поклонники легендарной актрисы, а также все, кто интересуется ныне практически исчезнувшим жанром советского мюзикла.
Светлана Степнова
1298 Прочтений • [Рецензия на "Пестрые сумерки"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]