Начиная, наверное, с легендарного "Крестного отца", семейные саги о мафии стали для многих зрителей тем, чем раньше были исторические приключенческие фильмы о героях плаща и шпаги – средством забыть о своих проблемах и вообразить себя на месте бесстрашных и хорошо вооруженных героев. Но людям второй половины ХХ века уже трудно представлять себя рыцарями без страха и упрека, поэтому на смену благородным феодалам пришли почти такие же прекраснодушные гангстеры. Их основная деятельность кинематографистами показывается редко, зато во всех подробностях демонстрируются расправы с совсем уж мерзкими отморозками, а также продажными полицейскими и беспринципными политиками. Понятно, что многим законопослушным гражданам очень приятно представить себя на месте крутого парня, отвечающего на любое оскорбление выстрелом в голову обидчику…
Проблема во всем этом только одна, но большая. Кинематографические (и книжные) благородные рыцари и графы обычно действительно защищали добро – помогали слабым и обиженным, боролись с подлецами и злодеями. А киномафиози, несмотря на все свои душевные терзания и борьбу с отморозками, как были, так до самого конца и остаются преступниками. Это явно не самый лучший пример для подражания…
Так что к популярности семейных саг о подлых, но благородных криминальных авторитетах можно относиться по-разному. Но на протяжении последних десятилетий она остается стабильно высокой. Это факт, а факты – упрямая вещь. И если большинство поклонников киноисторий о "крестных отцах" всех мастей ведут вполне законопослушную жизнь, – значит, не так уж эти картины и вредны для умов зрителей. А остальное менее существенно.
Разумеется, среди любителей гангстерских саг больше мужчин, чем представительниц прекрасного пола: женщины реже мечтают меткими выстрелами разнести всмятку головы своих обидчиков. Стремясь повысить интерес к своим работам, кинематографисты время от времени пытаются увлечь и зрительниц историями подлых, но благородных криминальных авторитетов. Достигнуть этого можно разными средствами, но чаще всего ради желанной цели снимаются ленты о женщинах, сумевших победить могущественных мафиози.
Достоверность подобных историй, прямо скажем, весьма сомнительна, что очевидно даже самым законопослушным гражданам. Ведь в сводках новостей то и дело появляются сообщения об арестах влиятельных криминальных авторитетов из разных стран мира. В России, США, Италии и Мексике регулярно берут под стражу "крестных отцов", а отнюдь не "крестных мам". Мошенницами, причем весьма успешными, женщины бывают нередко, но практически нет сведений о влиятельных руководительницах организованной преступности. Судя по всему, криминальные авторитеты еще не прониклись идеями феминизма и равноправия полов…
Но фильмы не обязаны быть достоверными – им достаточно такими казаться. Да и истории о "крестных отцах" наверняка имеют мало отношения к действительности. Даже если сценаристы консультировались с коллегами своих персонажей (что маловероятно), то бандиты вряд ли откровенничали с малознакомыми и сомнительными людьми. В подобном случае проще отделаться популярными среди законопослушного населения сказками о сладкой бандитской жизни.
И уж тем более не стоит доверять сценаристам, которые прозрачно намекают на собственный криминальный опыт. Если очень постараться, то, наверное, можно сравнительно мирно и без перестрелок уйти из мафии и превратиться в законопослушного гражданина. Но криминальные авторитеты очень не любят трепачей, особенно если это бывшие коллеги. Так что экс-бандиты наверняка будут сочинять о своих прежних подельниках такие же сказки, как и остальные авторы. Поэтому истории о "крестных мамах" и "крестных дочерях" не намного фантастичнее, чем повествования о "крестных отцах". Но почему-то картины о благородных бандитах высокого ранга чаще завоевывают любовь зрителей, чем ленты о столь же замечательных бандитках, и эта закономерность верна для всех стран, где снимают кино.
Тем не менее, отечественные кинематографисты регулярно создают фильмы о "крестных мамах". Но если "Непрощенных", несмотря на абсолютно неубедительный сюжет и неумелое подражание стилю западных шедевров криминального жанра, можно было посмотреть ради прекрасной игры Татьяны Васильевой, то в "Чужой" многочисленные кровавые эпизоды способны шокировать даже поклонников ужастиков, не говоря уже о мягкосердечных зрительницах.
"Близкий враг" в данном отношении честнее. Кинематографисты не скрывали, что снимают криминальную мелодраму, и старались не нарушать правила этого жанра. В новой российской картине практически нет кровавых эпизодов, а большая часть действия разворачивается на фоне роскошных интерьеров и прекрасных пейзажей. Почти все актеры, сыгравшие в "Близком враге", симпатичны и обаятельны, – именно это прописал доктор для успокоения усталых зрительских нервов и отдыха в кинотеатре.
Сюжет не назовешь особо достоверным, но и несообразностями он поначалу не шокирует. Не думаю, что влиятельные мафиози часто усыновляют беспризорных детей, но в жизни бывает всякое. И кажется вполне естественным, что девочка, взрослевшая в криминальном мире, отчаянно и безнадежно влюбилась в самого крутого и безбашенного бандита, служившего у ее приемного отца.
Правда, однажды любимый мужчина героини совершил на один крутой поступок больше, чем следовало, и вынужден был уехать далеко-далеко. Большинство девочек быстро забыли бы первую любовь, но в жизни "крестной дочери" новые люди и перспективные кавалеры появлялись нечасто, а давно знакомые мафиози не вызывали нежных чувств. Ее приемный отец говорил, что мечтает выдать свою единственную наследницу замуж за порядочного человека, но не предоставил ей ни одной возможности познакомиться с приличными парнями. После окончания школы девушка нигде не работала и не училась, большую часть времени она проводила в родном доме под неусыпным надзором охраны… Так что трудно отделаться от ощущения, что влиятельный мафиози в глубине души надеялся, что приемная дочь останется рядом с ним навсегда. Столь эгоистичное поведение стареющего одинокого мужчины вполне логично и обоснованно.
Неудивительно, что девушка, которая жила в очень закрытом мире, восприняла возвращение парня, ставшего ее первой любовью, как дар небес. Любимый тоже не оплошал и на первом же свидании поцеловал ту, что преданно ждала его десять лет.
Поведение парня также вполне понятно: больших денег из странствий он явно не привез, а прежнее положение в мафиозной группировке за время отсутствия утратил. Нужно было срочно восстанавливать позиции, и проще всего этого добиться, когда в буквальном смысле становишься частью семьи своего босса.
Этот план увенчался полным успехом. Несмотря на молчаливое, но явственное недовольство, "крестный отец" все же не смог отказать любимой дочери. Он дал согласие на ее брак и доверил своему зятю очень денежный и ответственный пост. Свежеиспеченный супруг стал курировать прибытие в городской порт крупнооптовых партий наркотиков и их рассылку мелким дилерам. Я не знаю, насколько такое занятие достоверно, но это и неважно: выглядит оно вполне убедительно, чего вполне достаточно для кинематографа.
Но тут мелодрама вдруг закончилась, сменившись ненаучной фантастикой. Одним прекрасным вечером муж героини так торопился к любимой жене, что ушел домой задолго до окончания разгрузки наркотиков, поручив подчиненным завершить ее. Для верного понимания этого поступка нужно помнить, что стоимость "белой смерти", прибывшей в город в тот вечер, составляла как минимум сто миллионов долларов.
Вы верите, что совершеннолетний и адекватный человек бросил бы такие деньжищи без присмотра? Я могу допустить подобное только в том случае, если у парня были серьезные дела на стороне – бизнес или любовь. Озабоченный наркоторговец точно знал, что в столь ответственный вечер его тревожить не станут, вот и занялся самым важным для себя.
Впрочем, возможен и еще один вариант. Любимый мужчина героини был (обойдемся без нецензурной лексики) исключительным разгильдяем и абсолютно безответственным типом. Именно за таких людей родители больше всего боятся выдавать замуж дочерей. Впрочем, выжить рядом с разгильдяем возможно, но под силу это только очень работящей и ответственной женщине, которая будет носить любимого на руках и тщательно защищать от любых важных дел.
Увы, героиня "Близкого врага" не берегла мужа от работы, чем немедленно воспользовались его недоброжелатели. Когда парень отбыл в неизвестном направлении, бросив разгрузку наркотиков на произвол судьбы, они нагрели разгильдяя на тридцать миллионов долларов.
Понятно, что боссам незадачливого наркодилера это ужасно не понравилось, и наказание не замедлило. В других фирмах проштрафившегося сотрудника могут отругать, уволить, наказать рублем, в особо тяжелых случаях – побить или подать на недотепу в суд. Увы, у организованной преступности ответ за семь бед всегда один-единственный… Выбирать профессию нужно, тщательно оценивая свои возможности, молодые люди!
Ну ладно, порой и в законопослушных сферах жизни встречаются примеры столь же вопиющей профнепригодности. Но, узнав о негероической гибели мужа, молодая вдова, как и положено героине мелодрамы, возжелала отомстить его убийцам и, разумеется, отомстила. (Неужели в этом кто-то сомневался?) И история окончательно превратилась в абсолютно ненаучную фантастику.
На самом деле в мести веселых и находчивых героев злым и жадным мерзавцам нет ничего изначально плохого, и она не обязана быть абсолютно достоверной. Например, я не уверена, что можно вскрывать сейфы, ориентируясь на звук, который они издают при простукивании, но это не мешает мне обожать гениальный польский "Ва-банк", где главный герой действует именно так. Возможно, многие другие моменты элегантной мести веселых мошенников злобному банкиру в этой ленте тоже не слишком реалистичны. Но выглядит все вполне убедительно и показано с таким множеством "вкусных" подробностей, что на сомнения у зрителей не остается ни времени, ни, честно говоря, желания.
А к мести, о которой повествует "Близкий враг", сразу же возникает уйма претензий. Вот две самых очевидных.
Начнем с наиболее простого. Чтобы отомстить, нужны деньги. Чтобы отомстить и при этом уцелеть, денег нужно еще больше. Как же обстоят дела с финансами в новом отечественном фильме? У героини собственных денег нет. Ее муж занимался криминальным бизнесом, явно не делился доходами с налоговой инспекцией, и, значит, свои капиталы хранил не на счетах легальных банков. Прятать такие деньжищи дома тоже опасно: их может найти милиция при обыске. Значит, счета мужа героини были тайными, и знали о них немногие. И очень сомнительно (точнее, практически нереально), что преуспевающий наркоделец посвящал в свои финансовые дела молодую жену. Во-первых, с точки зрения большинства мужчин, красавицам вредно забивать свои хорошенькие головки мыслями о деньгах. Во-вторых, жену мафиози могут очень жестко допрашивать сотрудники правоохранительных органов, так что лучше ей не знать лишнего.
А убили супруга героини, напомним, не потому, что он обозвал своего босса земляным червяком, а за то, что нагрел родную криминальную структуру на тридцать миллионов долларов. Понятно, что после расправы с предполагаемым вором убийцы немедленно отправились разыскивать его деньги. И все, что удалось найти, было конфисковано для возмещения убытков, нанесенных покойным.
Таким образом, молодая вдова, привыкшая к роскоши, оказалась фактически без средств к существованию. Возможно, любящий супруг давал жене на булавки немалые суммы, но и она привыкла ни в чем себе не отказывать. Так что через пару недель после гибели мужа молодая женщина, скорее всего, осталась совершенно без денег, поскольку у приемного отца помощи не просила. Какая уж тут месть, когда нечего есть! Конечно, героиня могла попробовать продать свои драгоценности, наверняка очень недешевые, но кинематографистам непременно следовало об этом упомянуть. Да и не всякий торговец решился бы помочь вдове мафиози, убитого подельниками, ведь за грехи погибшего мужа могли спросить и с нее, и со всех, кто поддержал несчастную женщину в трудную минуту… Лучшая подруга героини, мать-одиночка, работала официанткой, так что наверняка считала каждую копейку. Откуда же взялись деньги на страшную мстю?
Но даже если вынести за скобки финансовую сторону вопроса, претензий к "Близкому врагу" останется немало. Разберем, например, вторую по счету месть. Героиня и ее подруга, переодевшись девушками легкого поведения, приехали в ресторан, который сняли для гулянки двое убийц незадачливого наркодилера. Там мстительницы оставили сумку с взрывчаткой, а сами быстро убежали и из машины своего помощника внимательно наблюдали за мощным взрывом. Итак, что нужно для осуществления столь простенького плана?
Ну ладно, парики, косметику и откровенные наряды, полностью меняющие имидж, молодые женщины могли купить быстро и недорого, это факт.
Сложнее обстоят дела с машиной, на которой они приехали к месту мести и уехали оттуда. Собственным автомобилем пользоваться опасно: его могут запомнить и позднее опознать охранники ресторана, уцелевшие при взрыве. Значит, нужно покупать новое средство передвижения.
Тут и начинаются проблемы. Помощник мстительниц этим заниматься не мог: его искали и бандиты, и милиция. Покупка недорогого автомобиля – довольно странное занятие для вдовы наркоторговца, у которого наверняка имелось множество машин, как шикарных, так и практичных. Подруга героини, официантка, при желании могла бы скопить денег на собственное средство передвижения. Но ее бы наверняка запомнили продавцы и рассказали бы о симпатичной покупательнице всем, кого интересовали недорогие автомобили, приобретенные частными лицами в последнее время. Так что покупка машины вполне могла вывести на мстительниц тех, кто их преследовал за совершенные убийства…
Чтобы приехать в ресторан к мафиози вместо девушек по вызову, нужно было провести серьезную подготовительную работу. Задолго до дня возмездия требовалось начать прослушивание телефонов (как мобильных, так и стационарных) либо своих будущих жертв, либо девушек, чьими услугами те постоянно пользовались. Подруги-мстительницы явно не разбирались в телефонии, так что для осуществления этой задачи должны были нанять опытного специалиста, не задававшего лишних вопросов. Проблема заключалась в том, что мастера экстра-класса отнюдь не идиоты и имеют привычку задумываться, кому и зачем понадобились их услуги. Да и, не привлекая к себе внимания, найти в маленьком городке настолько квалифицированного спеца очень непросто… Конечно, героини могли попробовать обойтись без прослушивания телефонов и напрямую договориться с девушками, чтобы те предупреждали о соответствующих звонках, но это резко уменьшало шансы сохранить месть в тайне. Большинство особ легкого поведения откровенны с теми, кто заплатит больше…
И, наконец, взрывчатка. Мстительницы должны были купить ее в количестве, достаточном, чтобы разнести ресторан с врагами до основания, и хранить с такими предосторожностями, чтобы не оказаться случайными жертвами внепланового взрыва. Для консультации в столь непростом и опасном деле тоже требовался специалист экстра-класса. А уж подрывники, наверное, чаще представителей всех прочих профессий задумываются, кому и зачем нужны их ценные советы…
Так что даже дилетанту понятно: красивая и легкая месть девушек злобным мафиози в действительности оказалась бы очень непростой и хлопотной. Так что в данном отношении "Близкий враг" выглядит вопиюще неубедительным.
Как ни странно, у сценаристов имелись прекрасные возможности вполне успешно разрешить большинство вопросов, возникающих при просмотре. Например, героиня могла бы спасти от пьяных и злых братков "ночную бабочку", и та помогала бы ей от души и почти бескорыстно. А если бы по соседству со второй мстительницей жил отставной, честный, бесстрашный и сильно пьющий милиционер (похожий, например, на Верещагина из "Белого солнца пустыни"), то он наверняка помог бы девушкам и с прослушиванием телефонов, и с взрывчаткой. Конечно, даже при выполнении всех этих условий новый отечественный фильм не стал бы реалистичным. Но достоверности (хотя бы кинематографической, а не житейской) явно бы прибавилось…
Увы, в действительности мстительницы из "Близкого врага" кажутся настолько неуязвимыми и могущественными, что напоминают героинь индийского кино, тем более что живут и мстят на фоне потрясающе красивых пейзажей и интерьеров. И немалую часть картины я ловила себя на том, что жду, когда же бесстрашные вершительницы правосудия запоют нежную звонкую песню на красивом и непонятном языке…
Впрочем, душераздирающие мелодрамы – жанр вполне популярный. И любительниц индийского кинематографа и бесконечных телесериалов "Близкий враг" наверняка порадует. Зато всем прочим зрителям он категорически противопоказан.
Светлана Степнова
1762 Прочтений • [Рецензия на "Близкий враг"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]