Вслед за своими иностранными коллегами, которые признавались в любви Парижу и Нью-Йорку, отечественные режиссеры решили воспеть российскую столицу. После нынешнего августа такое намерение может показаться странным. Но, поразмыслив, понимаешь, что фильм выходит на экраны очень своевременно: в свободное от пожаров время Москва выглядит замечательно и, безусловно, заслуживает самых нежных чувств. Сейчас как раз пора об этом вспомнить.
Очень радует, что кинематографические качества киноальманаха оказались предсказуемо высокими. Замечательные режиссеры и прекрасные актеры, принимавшие участие в создании крохотных короткометражек, не умеют работать плохо.
Но даже самым талантливым людям очень трудно (практически невозможно) вложить в пятиминутную миниатюру сложную и оригинальную идею. Поэтому мораль большинства кинопризнаний в любви к столице практически одинакова: в Москве живут люди разных профессий, разного достатка, разных национальностей, и судьбы у всех разные. К кому-то сегодня пришла радость, к кому-то – печаль, но огорчаться в любом случае не стоит. Жизнь сложна и непредсказуема, и каждому рано или поздно улыбнется удача. А способ борьбы с неприятностями известен давно: нужно верить в себя, любить тех, кто рядом, надеяться на лучшее и никогда не отчаиваться…
К счастью, реализованы эти нехитрые идеи очень по-разному. Одни режиссеры создали сентиментальные сказки с разной степенью волшебности, другие сняли очень жесткие истории, третьи воплотили в московских реалиях старые анекдоты, имеющие такое же отношение к российской столице, как к Нью-Йорку или Тбилиси. Нашлось место и для стилистических экспериментов, и для ехидной пародии.
Разбирать достоинства и недостатки миниатюр можно долго, но, по-моему, дело это бессмысленное. У каждого из зрителей, увидевших ленту, сложится свой хит-парад ее эпизодов. Можно до посинения спорить, какие из них соответствуют общему настроению, а без каких легко можно было обойтись, но даже после очень долгой дискуссии оппоненты вряд ли сумеют договориться. Поэтому лучше не тонуть в деталях, а попытаться уловить общие принципы, характерные для альманаха в целом, и задуматься, чего в нем избыток, а чего катастрофически не хватает.
Главный дефицит фильма очевиден: там практически нет Москвы, которой и должны признаваться в любви кинематографисты. Понятно, что формат киноминиатюр не располагает к длинным панорамным кадрам. Но никто не мешал, например, вставить между постановочными эпизодами кинохронику повседневного быта российской столицы. Ради этого, по-моему, стоило пожертвовать хотя бы одной миниатюрой, если уж так нужно было уложиться в хронометраж. Реальная московская жизнь правильно оттеняла бы постановочные эпизоды, придавала бы им необходимую глубину и достоверность. Конечно, снимать честную и объективную кинохронику нелегко: в современной российской столице много как прекрасного, так и мрачного. Сохранить баланс между чернухой и приукрашиванием действительности было бы трудно. Но в данном случае игра явно стоила свеч. Очень жаль, что кинематографисты не рискнули показать зрителям настоящую Москву…
По-настоящему поражает и тот факт, что на экране российская столица предстает городом вечного лета. Зимой происходит действие только одной новеллы (в ней, кстати, раскрывается страшная тайна: почему, несмотря на усилия множества дворников, наши улицы в холодное время года очень похожи на каток). Позиция создателей альманаха мне понятна: я тоже считаю, что в Москве можно жить лишь с мая по сентябрь. Но уехать из родного дома на семь холодных месяцев я не могу, поэтому именно в кинопризнании в любви к столице надеялась увидеть доказательства того, что и зимой здесь случается много хорошего. Увы, оно, конечно, случается, но редко…
В картине действуют люди разных профессий: олигархи и наемные убийцы, клерки и продавцы, музыканты и уборщицы. Но совсем нет работников государственных учреждений – врачей, учителей, пожарных. А ведь именно на этих людях и стоит наш город! Причина, по которой кинематографисты обошли их вниманием, понятна: похвалы честным и трудолюбивым госслужащим всегда принимают на свой счет их начальники, среди которых немало взяточников и бюрократов. Пресмыкаться перед чинушами не хочет никто, но подчиненные не виноваты в недостатках своих боссов. Жаль, что в кинопризнании в любви к Москве не нашлось ни одного доброго слова о людях очень важных столичных профессий.
При этом создатели альманаха не очень хорошо знают жизнь малообеспеченных горожан. Да, в одной из историй появление сказочного принца в оранжевом жилете полностью оправданно сюжетом, но я никогда не поверю, что, например, претенденты на неквалифицированную работу проходят настолько жесткий отбор, как показано в другой новелле.
И непонятно, почему наши кинематографисты так любят одевать продавцов и рекламных агентов в костюмы товаров, которые они предлагают наслению. (Данный прием использован сразу в двух эпизодах.) Это выглядит очень колоритно, но в реальной жизни встречается гораздо реже, чем на киноэкране. Безусловно, самые странные ситуации могут быть оправданны сюжетом и стилем повествования. Например, в "Русалке" девушка в костюме телефонной трубки выглядела вполне естественно среди окружавшей ее абсурдной жизни. Но в ленте "Москва, я люблю тебя" (как и в "Любви в большом городе 2") переодевание персонажей смотрится не слишком достоверно…
В одной из новелл умирает человек, что вполне логично: смерть – это тоже часть повседневного быта Москвы. Но в киноальманахе нет ни одной миниатюры о появлении на свет нового человека, нет беременных, нет семей с детьми. Малыши появляются в нескольких эпизодах, но в большинстве случаев лишь для того, чтобы помешать взрослым героям осуществить свои планы. Похоже, несмотря на все усилия властей, в российской столице по-прежнему непросто живется детям и их родителям…
Также удивляет полное отсутствие дружбы между персонажами – все истории повествуют или об одиноких, или о влюбленных. Безусловно, в наше интересное время слова "суровая мужская (и верная женская) дружба" вызывают сложные и неоднозначные ассоциации. Но я абсолютно убеждена: в реальной жизни настоящая дружба никогда не исчезнет и не обесценится. Жаль, что никто из кинематографистов не отважился о ней рассказать…
Но в целом, повторюсь, уровень новелл в киноальманахе очень высок. Мне особенно понравились пять историй: две лирические, две криминальные и одна реалистическая. Миниатюры "Общежитие МГУ" Александра Касаткина и "Он и она" Андрея Разенкова очень по-разному, но одинаково душевно и трогательно рассказывают о влюбленных нашего города. Непросто здесь приходится темпераментным итальянцам, не привыкшим к суровым российским законам! Но и наши мужчины не отступают перед трудностями, умеют признавать свои ошибки и красиво признаваться в любви, что не может не радовать.
Жесткий и несентиментальный "Этюд в светлых тонах" Василия Чигинского врезается в душу как стекло. Думаю, именно этого и добивался режиссер, так что успех налицо. А люди, которые, как героиня новеллы, не сдаются даже в самых безнадежных обстоятельствах, вызывают искреннее восхищение.
"Скрипач" поставлен по очень спорному и не слишком достоверному сценарию. Но мастерство режиссера Веры Сторожевой и исполнителя главной роли Евгения Миронова вдохнули в эту историю жизнь и нерв большого города.
"Москвичи" Егора Кончаловского сняты на грани пародии, но очень точно отражают одну из главных московских проблем. Я, правда, сомневаюсь, что здесь верно использовано определение "коренной москвич". (Насколько я понимаю, так называют только тех, кто родился в нашем городе.) Но на впечатление от увиденного эта неточность не влияет абсолютно. Хочется надеяться, что совместная работа и общие передряги помогут понять друг друга не только героям этой истории, но и другим москвичам, коренным и не очень.
В целом фильм "Москва, я люблю тебя" не стал шедевром кинематографа, но такова обычная участь всех киноальманахов. А настроение после просмотра новой отечественной картины поднимается безусловно.
Тем, кто размышляет, идти в кинотеатр или нет, нужно учитывать, что в некоторых новеллах все же имеется переизбыток сладкой ваты. Но о нем почти заставляют забыть замечательные актеры, сыгравшие в ленте. Ниже привожу список самых знаменитых в алфавитном порядке: Григорий Антипенко, Федор Бондарчук, Евгения Добровольская, Дмитрий Дюжев, Людмила Иванова, Данила Козловский, Евгений Миронов, Иван Охлобыстин, Александр Пашутин, Евгений Стычкин, Максим Суханов, Александра Урсуляк, Наталья Фатеева, Альберт Филозов, Олег Фомин. Участие таких замечательных актеров – это безусловный повод увидеть кинопризнание в любви к Москве.
P.S. А к одному из эпизодов у меня особое отношение: нечто очень похожее я пережила в реальной жизни, и закончилось все почти так же сказочно. Все-таки Москва – удивительный город!
Светлана Степнова
1824 Прочтений • [Рецензия на "Москва, я люблю тебя"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]