Новый российский фильм "Взрослая дочь, или Тест на…" выгодно отличается от многих отечественных мыльнооперных слезливых мелодрам. И тем более обидно, что неоспоримые достоинства картины почти полностью сводятся на нет одним небольшим, но существенным недостатком.
Но начать нужно все же с хорошего. Очень радует, что сценаристы многое знают о своих персонажах и сумели подробно и достоверно о них рассказать. Безусловно, во "Взрослой дочери…" есть некоторое высветление реальности, типичное для романтических комедий и мелодрам, но оно нигде не переходит в слащавость. Да, герои ленты – весьма обеспеченные люди, но ради этого они достаточно много работают, и финансовое благополучие не избавляет их от личных проблем. Столь уважительный подход к успешным персонажам в российском кинематографе в последнее время стал большой редкостью.
Во "Взрослой дочери…" убедительны не только основные сюжетные линии, но и множество реалистичных бытовых подробностей. Каждая из них сама по себе не важна, но все вместе они создают целостную, достоверную картину происходящего. Когда сценаристы столько всего знают о своих героях – зрителям будет интересно на них смотреть.
Достоинства сценария подчеркнуты продуманной режиссурой и замечательными актерскими работами. И для постановщика, и для исполнителей персонажи – это не дебильные придурки, вызывающие брезгливое недоумение, а достойные уважения люди, проблемы которых заслуживают сочувствия, а успехи – радости.
Кинематографистам всегда нелегко остаться на равных с героями, но особенно это трудно в комедиях, как эксцентрических, так и романтических. К счастью, создателям "Взрослой дочери…" удалось найти верную интонацию и сохранить ее от начала до конца ленты. Актеры успешно балансируют на тонкой грани между смешным и драматическим, нигде не впадая ни в пошлость, ни в излишнюю слезливость.
Есть и еще один нюанс. Фильм повествует о сложных отношениях нестарого еще отца с дочерью-подростком, и малейшая ошибка кинематографистов могла бы придать всей истории неистребимый оттенок грязи. К счастью, этого не произошло. Только после окончания сеанса, анализируя впечатления, понимаешь, что при просмотре новой отечественной картины неправильные мысли об отношениях героев ни разу не пришли в голову. В наше интересное время это немало.
Все было бы вообще замечательно, если бы не одна проблема: совершенно непонятно, кому и зачем кинематографисты хотели рассказать свою историю. Слишком уж много во "Взрослой дочери…" разных событий, не слишком связанных между собой и не скрепленных единой сюжетной линией. Хорошая книга может быть куском жизни, запечатлевшим события одно за другим без всякой видимой связи, а вот в кино необходимо четко понимать, зачем нужен тот или иной эпизод.
Ситуацию проще всего объяснить на примере. Скажем, ленту "Похороните меня за плинтусом" можно было снять по-разному: материала одноименной книги хватало на многое. Наверняка интересным получился бы рассказ о повседневной жизни советской артистической элиты. Не менее увлекательной и гораздо более драматичной оказалась бы история о том, как несчастная семейная жизнь, чудовищные испытания и собственный эгоцентризм день за днем убивали в красивой, талантливой женщине все человеческое, превращая ее в злую и несчастную фурию.
Все это в фильме есть, но на втором плане, а главной темой стала отчаянная борьба мальчика, его мамы и отчима за свою семью и человеческое достоинство против тирании бабушки. Основной смысл повествования определил и подбор эпизодов, не во всем совпадающий с жизненной правдой. Наверняка повседневный быт знаменитой семьи был не столь чудовищным, как показано в картине, но искусство и реальность – это абсолютно разные вещи. Нет ничего скучнее простого пересказа событий, даже если они абсолютно достоверны. А во время съемок ленты "Похороните меня за плинтусом" кинематографисты четко понимали, почему компонуют эпизоды именно так. Точно поставленная задача позволила актерам ярко раскрыть образы героев. И именно психологическая достоверность персонажей и их конфликта помогла зрителям представить себя на их месте: всем нам хотя бы иногда приходится противостоять сильному и опасному противнику… И в этом, и в любом другом случае реальность, преображенная силой искусства, оказалась сильнее, чем бессистемный перенос на экран одного достоверного события за другим.
Так что в кинематографе нужно не только много знать о персонажах, но и уметь эти сведения структурировать, подчинять общему замыслу. Увы, во "Взрослой дочери…" хватает информации о персонажах, но используется она абсолютно бессистемно. Это тем более обидно, что такое количество интересных сведений позволяло снять даже не один, а два очень разных фильма.
"Взрослая дочь…" могла бы стать историей о том, как ранняя смерть женщины повлияла на жизнь ее мужа и дочери. Такая картина идеально подошла бы для семейного просмотра, поэтому большую часть сексуальных сцен с участием главного героя следовало бы убрать, а оставшиеся сделать менее откровенными.
Кроме того, нужно было как можно подробнее рассказать об отношениях главного героя с девушкой, которую он полюбил, объяснить, почему именно она стала главной и единственной, смогла заменить умершую жену. (Увы, в ленте об этом почти ничего не сказано, а страдания героини не могут заменить необходимую информацию.)
И еще потребовалось бы больше внимания уделить дочери главного героя – ее помощи беспризорным собакам и кошкам, несчастным однокурсницам и преподавательницам, влюбленности в беззащитного парня, страданиям из-за его предательства, новому чувству… Во "Взрослой дочери…" обо всем этом рассказано очень поверхностно, а ведь отсутствие матери повлияло на девушку не меньше, чем потеря жены – на ее отца. И сравнение судеб разных, но в чем-то очень похожих близких людей могло бы оказаться интересным и поучительным.
А вот рассказ о трудной работе футбольного менеджера в такой ситуации нужно было бы сократить до минимума. Ранняя смерть горячо любимой жены влияет на мужчину независимо от его профессии: страдают и водители трамваев, и фермеры, и оперные певцы.
Но был возможен и иной вариант. "Взрослая дочь…" могла бы стать великолепным фильмом о непростой, хотя и успешной жизни современного мужчины средних лет, который надрывается на работе, в одиночку воспитывает дочь и боится довериться нежданной новой любви. Материала хватило бы и на это.
Но при таком раскладе нужно было бы как можно подробнее рассказать об отношениях героя с любимой девушкой. Перипетии личной жизни его дочери, наоборот, следовало бы сократить, а рабочие эпизоды оставить как есть. Тогда картина получилась бы классической романтической комедией для представительниц прекрасного пола, а футбольная тематика и безусловная достоверность привлекли бы в кинотеатры и мужчин.
Увы, существующий вариант "Взрослой дочери…" оказался набором эпизодов, каждый из которых по-своему хорош и достоверен, но интересен очень уж разным категориям зрителей. Людям, которых привлечет рассказ о взрослении юной девушки, покажутся скучными эпизоды, посвященные трудной работе футбольного менеджера. Зрителей, желающих увидеть ленту об успешном в делах и несчастном в любви человеке, вряд ли впечатлят душевные метания неопытной студентки… Грустно, когда кинематографисты не задумываются, для каких конкретно зрителей работают.
Но, несмотря на этот недостаток, достоинства "Взрослой дочери…" очевидны. Это достоверный сценарий, великолепные актерские работы и уважительное отношение всех без исключения кинематографистов к персонажам. Так что в нынешнее жаркое лето новая российская романтическая комедия привлечет в кинотеатры всех, кто хочет увидеть красивую непростую жизнь красивых и незаурядных людей.
Светлана Степнова
1109 Прочтений • [Рецензия на "Взрослая дочь, или Тест на..."] [15.09.2012] [Комментариев: 0]