На премьере "Иронии любви" ее создатели сказали, что очень хотели подарить зрителям хоть немного весеннего настроения. Своей цели кинематографисты добились целиком и полностью: фильм смотрится легко и приятно, действительно заставляя забыть о проблемах и невзгодах. Правда, и забывается он почти сразу после финальных титров, но настроение все равно остается хорошим. В наше интересное время это не так уж мало.
У создателей "Иронии любви" получилось многое – в первую очередь благодаря точному соблюдению правил, по которым должна создаваться романтическая комедия. Но если бы кинематографисты дополнили картину совсем чуть-чуть, то она могла бы стать если не шедевром, то очень качественной работой в своем жанре. Увы, этому мешают явные недоработки, которых вполне можно было избежать.
Но начать все же нужно с достоинств "Иронии любви". Главное из них – правильная атмосфера романтической комедии, которая складывается из нескольких компонентов. Во-первых, в этом жанре очень важен достоверный фон, и здесь он есть. Москва на экране выглядит невероятно красивой и даже немного узнаваемой, хотя большинство эпизодов происходит там, где живут и отдыхают очень богатые люди. В таком городе хочется жить, им можно и нужно любоваться.
Очень радует и проявленный кинематографистами хороший вкус. В романтической комедии не должно быть грязных сексуальных шуток, сортирного юмора, мусорных баков и плохих людей. Ничего неподходящего в "Иронии любви" и нет. Правда, порой события выглядят слишком уж гламурными, но в данном жанре это не такой страшный недостаток, как, например, в драме.
Кроме того, кинематографисты сумели сделать происходящее на экране динамичным и ненадрывным. Именно таким оно и должно быть в романтической комедии. В этом жанре финал обычно можно угадать с первых же кадров, и создатели "Иронии любви" не пытаются обмануть зрителей. Честность в данном случае и в самом деле оказалась лучшей политикой. А динамичность сюжета – дополнительный плюс, не позволяющий скучать при просмотре ленты.
Все актерские работы легки и изящны, они вполне вписываются в стандарты жанра. Звезды театра, музыки и телевидения в крошечных ролях-камео тоже очень украшают фильм. (Мне особенно понравился Николай Дроздов.)
Вот только все эти достоинства, увы, не заслоняют недостатков. Главный из них – непрописанность бытовых деталей. В романтической комедии не обязательно все должно быть "как в жизни", но отчаянно нужна узнаваемость хотя бы некоторых деталей. А с этим имеются большие проблемы.
Главная героиня – очень молодая и очень богатая девушка. Если она нигде не работает, – значит, деньги на жизнь юной красавице дают родители. И именно им принадлежит решающее слово в выборе мужа для своей единственной наследницы.
В реальной жизни олигархи вряд ли позволили бы дочери выйти замуж за нищего. Ради разрыва отношений неподходящей пары в ход пошли бы все средства – от подкупа влюбленного до прямых угроз. Но в романтической комедии богатые родители вполне могли решить, что чем бы дочурка ни тешилась – лишь бы не вешалась, не кололась и не выходила замуж за профессионального жиголо. Пообщались бы с парнем, поняли, что он искренне любит, – и дали бы добро. А перед свадьбой составили бы брачный договор, в котором оговорили, что в случае развода экс-муж не может претендовать на имущество бывшей супруги. Он, конечно же, согласился бы, а картина стала бы более достоверной.
Увы, в "Иронии любви" героиня даже под венец идет одна, хотя по логике вещей ее должен вести отец. Если родители девушки погибли задолго до начала основных событий – об этом стоило бы сказать. Такая потеря вызвала бы сочувствие зрителей и сделала богатую красавицу более реальной.
Но самая главная проблема ленты – главный герой. Кинематографисты явно стремились сделать Алексея Чадова похожим на Андрея Мягкова в "Иронии судьбы" и "Служебном романе". Вот только персонажей знаменитых комедий Рязанова любили отнюдь не за невзрачную внешность и отсутствие манер.
Герой "Иронии судьбы" сочиняет песни на стихи полузапрещенных поэтов, – значит, он творческий человек, много читает и в своих вкусах не зависит от официальной идеологии. Кроме того, этот парень работает врачом – и, судя по всему, врач он хороший, принимающий проблемы пациентов близко к сердцу.
В "Служебном романе" персонаж Мягкова после развода с женой воспитывает двух сыновей, что само по себе заслуживает огромного уважения. Кроме того, хотя скромный статистик и способен на мелкие розыгрыши, но нетерпим к злу и смело защищает сослуживицу от подлого начальника. В общем, в обоих фильмах за неказистой внешностью и робостью персонажей Мягкова скрывается по-настоящему мужской характер.
Увы, о герое Алексея Чадова этого сказать нельзя. На всем протяжении картины он демонстрирует лишь неловкость, бестактность и неприспособленность к жизни. Зрители не узнают, способен ли этот парень противостоять злу, поскольку ни с каким злом он не сталкивается. (Кстати, бороться со злом чаще приходится не кулаками, а силой воли.)
Настоящий мужчина не обязан много зарабатывать, но у него непременно должно быть Дело, ради которого он живет. У жениха героини такое Дело есть – это бизнес. У друзей персонажа Чадова Дело тоже есть – они служат в цирке и явно очень любят свою работу. Да и вообще это парни веселые, умеющие превращать в праздник даже обыденную жизнь. Хорошо, что у главного героя "Иронии любви" такие замечательные друзья, но на их фоне он еще больше блекнет.
А профессия этого парня совсем не романтична. Во время пребывания в Москве казахской сборной по синхронному плаванию он работает у спортсменок массажистом. Безусловно, любое занятие может стать Делом. Но трудно поверить, что за время недолгих визитов пловчих в российскую столицу герой Чадова вносит особенно большой вклад в их спортивную подготовку. (В противном случае чудо-массажист был бы нарасхват у других команд или уехал бы в Казахстан на постоянную работу.)
Скорее всего, в свободное от работы с синхронистками время парень занимается чем-то еще. И было бы очень интересно увидеть, как он, например, лечит заболевших цирковых зверей. Тогда многое бы стало понятнее. Увы, ничего подобного зрителям не показали. А без своего Дела (пусть не слишком прибыльного, но любимого, важного и нужного) мужчина выглядит слабым и безответственным. Именно таким, к сожалению, и кажется персонаж Чадова. Совершенно непонятно, за что можно полюбить этого маменькиного сынка.
Впрочем, и в реальной жизни окружающим не всегда ясно, как и почему образовалась та или иная влюбленная пара. А создать на экране нежную, романтичную атмосферу создателям "Иронии судьбы" вполне удалось. Поэтому она рекомендуется к просмотру зрительницам любого возраста, желающим в кинотеатре отдохнуть после тяжелого трудового дня и отрешиться от житейских проблем. А вот мужчин эта лента вряд ли впечатлит. Особенно разочарованы будут поклонники реалистичных драм и авторского кино. Но "Ирония любви" и не для них снималась.
Светлана Степнова
1233 Прочтений • [Рецензия на "Ирония любви"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]