В фильме "Мы из будущего" играли почти неизвестные тогда молодые актеры, а посвящен он был не слишком популярной в наши дни теме – Второй мировой войне. Но, несмотря на это, картина стала событием на экране и заставила многих задуматься о проблемах, которые раньше не интересовали. Понятно, что продюсеры не могли не продолжить этот успешный проект.
Вторая часть редко получается лучше первой (а нередко оказывается значительно хуже). Если говорить об общем впечатлении от увиденного, то "Мы из будущего 2" могли оказаться как намного сильнее, так и гораздо слабее, чем они есть. Особенно обидно, что большинство недочетов появилось в самом начале работы над лентой, и при желании их можно было бы легко избежать.
Почему "Мы из будущего" зацепили стольких зрителей? Потому что в героях фильма узнали себя даже те, кто никогда не был "черным копателем". Пусть персонажам не хватало яркой индивидуальности, но в целом это были обычные, узнаваемые россияне начала XXI века – довольно циничные, думающие больше о своей выгоде, чем о славном прошлом родной страны. И, попав в 1942 год, парни вступили в Красную армию вовсе не потому, что так уж хотели бить фашистов, – просто не было другого выбора. Ужас и смысл войны пришельцы из будущего осознавали очень медленно, шаг за шагом. Перевоспитание циников – прием рискованный, здесь очень легко скатиться в дешевый пафос и назидательность. Но создатели картины "Мы из будущего" сумели сделать свою историю яркой и убедительной, и это по достоинству оценили зрители. Нечасто отечественное кино говорит с людьми об их реальных проблемах.
Остается только гадать, почему кинематографисты отказались от приема, который так удачно сработал в первой части, и в продолжении сделали половину путешественников в прошлое иностранцами – украинцами. Эта ошибка очень дорого обошлась ленте, и допускать подобное было нельзя сразу по нескольким причинам.
Делая героями украинцев, сценаристы не могли не упомянуть об УПА – Украинской повстанческой армии, которая воевала против Красной армии и поддерживала фашистов. Но это очень неоднозначная тема, ведь солдаты УПА сражались на стороне нацистов не столько потому, что разделяли их взгляды, столько потому, что ненавидели советскую власть. И у этой ненависти были веские причины. Введя в 1939-1940 годах войска на территорию Западной Украины, Белоруссии, Молдавии и Прибалтики, СССР начал там раскулачивание (точнее, грабеж) крестьян, арестовывал, расстреливал и высылал в Сибирь всех состоятельных людей, которые хотя бы раз в жизни плохо отозвались о красных. Поощрялись доносы, демагогия, ложь и предательство.
Любить такую власть было не за что, и можно понять людей, которые любой ценой хотели выгнать красных с родной земли. Но невозможно победить бесов силой Вельзевула, и те, кто ради победы над красными поддержали Гитлера, были обречены. Нельзя простить и оправдать бойцов УПА и прочих союзников фашистов, но понять и пожалеть этих людей можно и нужно, потому что они, пусть и негодными средствами, сражались за свободу родной земли.
Однако создатели фильма "Мы из будущего 2" явно считают, что УПА не достойна жалости. Для доказательства этой спорной идеи был использован не очень честный прием: по воле сценаристов бойцы УПА решили проверить благонадежность сомнительных новобранцев, прибывших неизвестно откуда. Для этого новичкам предложили расстрелять людей, помогавших Красной армии. Понятно, что ребята из XXI века, не нюхавшие пороха, не смогли убить людей – и за невыполнение приказа были приговорены к расстрелу.
Такая ситуация вполне возможна, но нечто подобное могло произойти и в Красной армии, особенно, если бы пришельцы из будущего оказались на территории, только что освобожденной от фашистов. Вслед за армией шли особисты, а среди них были не только такие, как персонажи картины "В августе 44-го", но и такие, как герой ленты "Риорита", обожавший мучить тех, кто лучше него…
Понятно, почему в фильме "Мы из будущего" не упоминалось о сталинских репрессиях и зверствах энкавэдэшников. Несмотря на все ужасы советской власти, в России стыдно быть фашистом, потому что фашизм - идеология, враждебная мирным людям любой страны. Гитлер мечтал завоевать целый мир, и все, кто боролся с этим нелюдем, заслуживают огромного уважения.
Но и коммунистические идеи тоже принесли много зла миллионам людей. Поэтому если речь заходит о том, как плохи те, кто боролся с красными, то нечестно молчать о причинах, которые заставили этих людей взять в руки оружие. И если наши соотечественники в картине "Мы из будущего" встретились в прошлом с невообразимо добрыми и гуманными энкавэдэшниками, то не очень правильно направлять украинцев к злобным и жестоким солдатам УПА. Слишком уж это похоже на двойные стандарты.
Я не имею никакого отношения к Украине и не слишком интересуюсь ее проблемами. Я ненавижу Гитлера и всех его сторонников, и до просмотра новой отечественной ленты мне и в голову не приходило, что я могу защищать УПА от исторической несправедливости. Но так уж устроены люди: чем упорнее им пытаются внушить неоднозначные, с их точки зрения, идеи, тем сильнее сопротивление. А Украина уже почти двадцать лет является суверенной державой, и ее граждане имеют полное право воспринимать события ХХ века так, как считают верным. И чем сильнее мы будем поучать соседей, тем больше людей станут противоречить нажиму просто потому, что не любят подчиняться сильному. Такова жизнь, и изменить ее невозможно. Америка попыталась силой привести к послушанию тех, кто ей не нравился, – дело закончилось мировым финансовым кризисом. А если не справилась даже самая богатая и влиятельная страна мира, то нам тем более лучше не лезть на рожон и оставить Украину наедине с ее проблемами. Пусть граждане суверенной державы сами решают, каким хотят видеть свое прошлое, настоящее и будущее.
Есть и еще один неприятный нюанс. Наверняка он появился случайно, но более красивым от этого не стал. В первой части в прошлое попадали четверо наших соотечественников – и все они одинаково трусили и психовали, оказавшись лицом к лицу с ужасами войны. В продолжении двое россиян вернулись из нашего времени на Вторую мировую по собственной воле: один хотел найти любимую девушку, другой – помочь другу. Поэтому они не боялись, а действовали решительно и уверенно. А двое украинцев оказались в прошлом неожиданно для себя, они истерили и паниковали – совсем как россияне в первой части. Но в продолжении нет испуганных россиян – только украинцы, и это выглядит не очень красиво. Любой, кто видел первый фильм, подтвердит: наши соотечественники, попав на Вторую мировую, боялись не меньше (и даже больше), чем граждане соседней страны. Но тот, кто не смотрел начало, может сильно удивиться совпадению уровня храбрости с национальностью, и это очень неприятно.
И неужели отношение Украины к Второй мировой войне – это самая большая проблема России? Разве перевоспитавшийся персонаж Владимира Яглыча был единственным русским фашистом?! Свежо предание, да верится с трудом. Может, стоило бы сначала заняться перевоспитанием наших нацистов?
А сколько в последнее время в России уничтожается памятников героям Второй мировой войны? (Например, на днях такой случай произошел в Питере: во время строительства "Охта-центра" демонтировали монумент блокадникам.) Вот о подобном беспределе стоило бы рассказать! Это действительно реальный повод покритиковать и олигархов, и чиновников, которые закрывают глаза на их кощунство. Ведь за деньги можно получить очень многое, но любовь к родной стране и гордость за своих предков не купишь… Безумно жаль, что создатели новой отечественной картины увлеклись проблемами другого государства и забыли о наших собственных бедах.
Это, конечно, личное восприятие, но для меня украинская тема убила все впечатление от первой половины ленты "Мы из будущего 2". А еще одним неприятным сюрпризом оказалась замена Данилы Козловского на Игоря Петренко. Игорь – хороший актер, он все делает правильно, но, по-моему, это совсем не тот человек, который здесь нужен.
Петренко выглядит слишком правильным для своего неоднозначного героя. Невозможно поверить, что он когда-то был "черным копателем". Козловский сыграл своего персонажа настолько циничным, насколько это необходимо, и наблюдать за его перевоспитанием невероятно интересно. Но, даже изменившись до неузнаваемости, этот человек все равно сохранил бы хотя бы отголоски воспоминаний о прежнем цинизме и жесткости. И, кстати, перевоспитавшийся негодяй всегда интереснее однозначно правильного парня.
Но допустить, что человек под влиянием войны и беды полностью изменил свои взгляды на жизнь, все же возможно, а играет Петренко очень хорошо. Увы, в ситуацию вмешалось то, над чем не властны даже величайшие актеры, – возраст.
Лет до двадцати пяти можно сколько угодно путешествовать как в пространстве, так и во времени. Скитания пойдут только на пользу, помогут лучше разобраться в себе и окружающих, выбрать свой путь. В этом возрасте действительно можно до смерти влюбиться в девушку из прошлого и отправиться на ее поиски.
А вот к тридцатилетию людям очень желательно найти свое дело и людей, рядом с которыми пройдет оставшаяся жизнь. И если для взрослого, сложившегося человека любовь к медсестре времен Второй мировой затмила настоящее – это очень тревожно. Ведь он мог бы пытаться говорить с русскими фашистами или создать отряд, который разыскивал и хоронил бы павших воинов далекой войны. Но главный герой нового отечественного фильма думал только о прошлом и о своей любви, не обращая ни малейшего внимания на настоящее и его проблемы. Для молодого парня такое поведение вполне нормально, для человека старше тридцати – совсем наоборот. И эту проблему Петренко не может решить, как бы хорошо ни играл.
Есть недочеты и в сценарии. В первой картине герои, оказавшись в прошлом, немедленно попались на глаза советским солдатам, затем после долгого неприятного разговора с особистами вступили в Красную армию (а куда денешься?) и дружно начали рыть окопы. Все логично: посторонним вряд ли удалось бы долго бродить незамеченными по прифронтовой полосе.
В продолжении герои сначала убежали от бойцов УПА, затем, попав к нашим, немедленно разоружили особистов и половину экранного времени без всяких документов разъезжали по линии фронта в сопровождении двух парней в фашистской форме. На войне, конечно, всякое случается, но такой поворот событий кажется мне не очень вероятным.
Впрочем, интересных, оригинальных и достоверных сюжетных ходов в сценарии гораздо больше, чем недостатков. Например, пришельцы из будущего, обсуждая грядущий бой, сказали: "Командира завтра убьют", - потому что заранее знали исход сражения. Но человек военного времени, случайно подслушавший эту фразу, понял ее в том смысле, что собеседники желали командиру смерти, и отреагировал соответственно. Просто, но невероятно изящно придумано! Планы персонажей регулярно рушатся или имеют весьма неожиданные последствия, за что сценаристу тоже нужно сказать огромное спасибо. Диалоги выглядят вполне естественно, и это также радует.
А во второй половине ленты и украинские проблемы, и геройские подвиги персонажей сменились реалиями войны, и эти эпизоды невозможно смотреть без сочувствия и ужаса. Я не знаю, насколько соответствует исторической правде то, что мы видим на экране, но с правдой искусства все в полном порядке. Когда парень под фашистским огнем пытается завести грузовик, где сидят его товарищи, и одна (одна!) немецкая бронемашина превращает уютное село в огненный ад, то чувствуешь себя так, словно оказалась внутри кадра и видишь все своими глазами. Именно ради этого люди ходят в кино, именно ради этого нужно смотреть "Мы из будущего 2". В современном российском кинематографе настолько яркие и эмоциональные эпизоды – огромная редкость.
Но даже здесь создатели нового отечественного фильма не учли положительный опыт картины "Мы из будущего". Во второй части многие эпизоды боев сопровождаются песнями в исполнении современных рок-групп. Это очень хорошие песни, и они порадуют даже любителей классического рока. Проблема в том, что звучащая за кадром музыка отвлекает от происходящего на экране, придает событиям элемент условности. Если сражения происходят под музыку, – значит, все не совсем по-настоящему и можно не бояться. Жаль, что создатели "Мы из будущего 2" не обратили на это внимания, потому что сами по себе сцены боев сняты очень хорошо и производят очень сильное впечатление.
Ни секунды не сомневаюсь: все кто плакал в финале ленты "Мы из будущего", непременно посмотрят ее продолжение. И оно действительно стоит того, чтобы его увидеть, несмотря на все свои недостатки. Но тем, кто не смотрел первую часть, лучше все же начать с нее, так как она на несколько порядков сильнее и ярче.
Светлана Степнова
1989 Прочтений • [Рецензия на "Мы из будущего 2"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]