У нового российского фильма "Наша Russia: Яйца судьбы" абсолютно те же недостатки, что и у большинства отечественных комедий, созданных популярными телекомиками. С одной стороны, причины этого очевидны: короткие скетчи – совсем иной жанр, чем полнометражный кинематограф, и то, что на ура принимается в первом, очень странно выглядит во втором. С другой стороны, телекомики не впервые снимают кинокартины, но раз за разом наступают на одни и те же грабли. Понятно, что телезвездам не очень хочется читать разгромные рецензии о себе. Но любимые комедии у популярным комиков есть наверняка, так почему же они, создавая собственные киноленты, делают все совсем не так, как им самим нравится?
А бедным рецензентам опять приходится начинать с главных героев. Давно известно: зрители больше всего любят те комедии, в чьих героях узнают себя и знакомых. Но вот беда: большинство россиян становятся похожими на Джумджуда и Равшана, только когда уезжают за границу и пытаются объясниться с местными жителями в стиле "моя-твоя не понимай". А во всех остальных случаях увидеть себя в чужаках гораздо сложнее, чем в ком бы то ни было еще. Такое тоже иногда случается (например, герои малороссийских повестей Гоголя стали частью русской культуры), но для этого персонажей нужно изображать очень точно, с большим количеством бытовых деталей и огромной любовью.
В "Яйцах судьбы" ничего подобного нет и в помине. Сценаристы и актеры, кажется, знают о главных героях ненамного больше, чем рассказывают зрителям. Совершенно непонятно, откуда Равшан и Джумджуд приехали, чем они занимаются на родине, есть ли у них семьи. В коротких скетчах такие подробности действительно не нужны, а в кино они жизненно необходимы, даже если это комедия. Условная манера актерской игры, вполне достаточная для скетчей, абсолютно неуместна в кинематографе. Персонажи выглядят полными идиотами, пусть не злыми, но все равно раздражающими своим кретинизмом, и сочувствовать им совершенно не хочется.
Условность характеров можно было бы простить, если бы "Яйца судьбы" показали точную и достоверную картину современной российской жизни. Но и этого ведь нет! Например, в Москве постоянно живут очень много гастарбайтеров, готовых трудиться за копейки. Так что совершенно непонятно, зачем бригадиру строительной бригады понадобилось вызывать Равшана и Джумджуда с их далекой родины, если можно без проблем нанять рабочих в своем родном городе.
Вышеупомянутый бригадир одет совсем как герои Михаила Кокшенова в комедиях тридцатилетней давности, что тоже вызывает недоумение. Большинство отечественных швейных предприятий уже давно разорилось, рубашки с немодным воротником больше нигде не выпускаются, и найти сейчас такие просто негде. Поэтому в наше время даже самые дремучие провинциалы покупают вещи на тех же рынках, что и остальные люди, и носят те же темные немаркие свитера и джинсы, что и большинство россиян.
Ближайший помощник олигарха наверняка очень дорожит своей должностью, поэтому, помогая ему решать проблемы, обратится не к нищим знакомым, а в элитные фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя.
Очень богатые люди уже лет пятнадцать носят не красные пиджаки, а стильную одежду от лучших модельеров. Олигархи покупают себе не квартиры в небоскребе, а огромные особняки или личные небоскребы. И, разумеется, даже бизнесмен среднего достатка оборудует свое жилье аварийной сигнализацией и видеокамерами с круглосуточным наблюдением, которые защитят от несанкционированного вторжения и варварства… Короче говоря, ни облик персонажей, ни сюжетные повороты "Яиц судьбы" не выдерживают никакой критики.
Как и в большинстве российских фильмов последнего времени, в новой комедии главными негодяями оказываются олигархи. О причинах такой неприязни интересно подумать, но даже то, что мы видим на экране, вызывает некоторое недоумение. Например, кинематографистов явно возмущают богатые люди, которые приглашают популярных артистов на свои вечеринки. Но, извините, звезд никто не заставляет выступать там, за работу они получают немалое вознаграждение, а те, кто хотят оставаться бедными и гордыми, смело могут следовать своим принципам. В советские времена у артистов выбора не было: когда их приглашали совершенно бесплатно выступить перед советскими бонзами, то отказ означал полный крах карьеры. Сейчас жизнь, возможно, не улучшилась по сравнению с прошлым, но она совершенно точно стала честнее: за выступление перед новыми хозяевами жизни положена щедрая оплата, а соглашаться на это или нет – дело личных предпочтений каждого.
А представления кинематографистов о причинах успеха олигархов хорошо иллюстрирует один сюжетный поворот. Чтобы выполнить любое свое желание, главный злодей в новой отечественной комедии должен только потереть волшебный артефакт – золотые яйца. На самом деле все гораздо сложнее. Большинство богатых людей добились своего положения не с помощью магии, а благодаря уму, изобретательности, беспринципности и помощи коррумпированных чиновников. Да, это не самые лучшие качества, и относиться к ним можно по-разному. Но если меня спросят, кто хуже, – беспринципный богатый олигарх, который дает работу сотням и тысячам людей и регулярно платит им зарплату, или беспринципный нищий милиционер, пытками выбивающий из задержанных признательные показания, – то я ни на секунду не усомнюсь в своем ответе.
О полной недостоверности персонажей и ситуаций "Яиц судьбы" удалось бы забыть, если бы в картине имелся динамичный, пусть и неубедительный сюжет. В конце концов, вокруг погони олигарха за гастарбайтерами, укравшими его яйца судьбы, можно было бы накрутить много головокружительных событий. Но ничего подобного в ленте тоже нет. Действие развивается страшно медленно, погони и драки отсутствуют в принципе. Единственной экшн-сценой можно назвать разгром главными героями навороченной квартиры олигарха, но мне при просмотре было безумно жаль красивых вещей, уничтоженных безмозглыми кретинами. Некоторое оживление наблюдалось, когда вылезший из могилы бригадир начал гоняться за нерадивыми подчиненными (и происходящее начало явно пародировать популярные голливудские фильмы о зомби), но длился этот праздник жизни очень недолго.
Хоть немного сгладить впечатление могли бы смешные шутки, но их в "Яйцах судьбы" тоже нет. Вообще. Зато имеется традиционный набор, с позволения сказать, юмора в адрес представителей нетрадиционной сексуальной ориентации и еще более традиционный набор сортирных шуток (здесь они не такие мерзкие, как, скажем, в "Самом лучшем фильме", но все равно неприятные). Подколки в адрес недобросовестных переводчиков иностранных картин были актуальны лет тридцать назад, в ханжеские советские времена, а сейчас тех, кто дублирует голливудские ленты, нужно высмеивать совсем за другие недостатки…
Впрочем, как бы ни ругались критики, все поклонники передачи "Наша Russia" все равно отправятся в кинотеатр, чтобы полюбоваться на своих кумиров. А остальным зрителям предлагаю пройти тест. Те, кому кажутся смешными слова "дохерарх" и "какули" (да, это именно то, что вы подумали), должны непременно увидеть "Яйца судьбы" – там таких шуток еще много. А всем остальным необходимо очень хорошо подумать, нужно ли им смотреть эту комедию.