Создатели "Черной молнии" скромно называют ее первым российским фильмом о супергерое, хотя самая очевидная аналогия – это голливудские экранизации комиксов о Бэтмене, Супермене, Человеке-Пауке и. т. д. Но в нашей стране комиксы по-прежнему не слишком популярны, и создатели первого отечественного кинокомикса издали его литературную основу в качестве книги. Что ж, герои России действительно нужны, а сказки и фантастические романы о людях, совершавших невероятные подвиги, появились задолго до того, как комиксы стали популярны в США. Так что все путем. Впрочем, результат огромных усилий по созданию национального супергероя все равно получился совершенно неожиданным. Но обо всем по порядку, и начать приходится с грустного.
Наверняка немало зрителей сочтут главным недостатком "Черной молнии" ее перегруженность скрытой рекламой товаров и услуг. Но выбора у отечественных кинематографистов сейчас нет: в условиях кризиса и безденежья реклама – одна из немногих возможностей увеличить финансирование картины. И если российские зрители хотят смотреть отечественные крупнобюджетные боевики, то должны смириться с размещенной там скрытой рекламой. Если это кажется непосильной задачей – нужно переключаться на западные блокбастеры, где рекламы не меньше, или на российский артхаус.
Но нехорошо, когда излишняя реклама вредит сюжету. Создатели "Черной молнии" так увлеклись раскруткой одного отечественного Интернет-ресурса, что позволили таинственному супергерою на его страницах обратиться к людям с просьбой сообщать ему обо всех проблемах Москвы. Здравствуйте, приехали! Да после такого призыва неуловимого мстителя за пять минут вычислили бы не только сотрудники его фирмы-провайдера, но и множество хакеров, и спецслужбы всех стран... Грустно, когда желание угодить рекламодателю так явно вредит достоверности сюжета.
Впрочем, интересные идеи в сценарии тоже есть, и лучшая из них – летающий автомобиль. Конечно, все поклонники книг Джоан Роулинг сразу вспомнят старенький фордик "Англия", на котором Гарри и Рон летели в Хогвартс в начале второго года обучения. Но заимствование идей плагиатом не является, а супермашина из "Черной молнии" очень удачна сразу по нескольким причинам.
Во-первых, многие российские зрители с недоверием относятся к людям-мутантам, и приключения, например, Человека-Комара заинтересуют не всех. А ситуация, когда обычный парень совершает подвиги с помощью уникального технического средства, выглядит гораздо более естественной.
Во-вторых, никакие супер-мега-гигаспособности не сделают труса и подлеца смелым и порядочным человеком. Поэтому хорошо, что при просмотре "Черной молнии" нет ни малейших сомнений: положительные стороны характера были у героя всегда, а не появились в результате воздействия чудо-техники.
В-третьих, российские кинематографисты то ли не умеют создавать качественные спецэффекты, то ли не имеют на это денег. А нарисовать автомобиль на фоне городского неба сумеет и ребенок, хорошо знакомый с графическими редакторами. Таким образом, замысел сценаристов привел к упрощению и удешевлению кинопроизводства, что для современной России жизненно важно.
При этом часть сценария, связанная с летающей "Волгой", продумана до мельчайших подробностей, что в российском кино – очень редкое достоинство. Все, ну вот просто все без исключения сюжетные повороты, имеющие отношение к чудо-автомобилю, выглядят достоверно и обоснованно. Это просто бальзам на нежную и ранимую душу кинокритика!
А главный недостаток сценария новой отечественной ленты – это наноредуктор, нанокондуктор, наноквадрофон, нанобандиктор и наноконстриктор. На самом деле слово для обозначения принципа работы чудо-машины только одно, и за два часа, которые идет "Черная молния", звучит оно раз сто как минимум. Я честно пыталась запомнить этот термин, но, увы, забыла его сразу после выхода из кинотеатра, так что привожу наиболее близкие варианты. Совершенно непонятно, зачем понадобилось каждые полминуты поминать непроизносимый нанодрандулет, если он все равно выдуман от начала до конца. Кроме того, термин "нанотехнологии" не является обозначением всех современных и перспективных научных разработок. Это название вполне определенного научного и производственного метода, основанного на использовании свойств объектов и материалов в нанометровом масштабе (во всяком случае, так утверждает Википедия). А если называть нанотрансплюкаторами все, что нам нравится, то скоро появятся наносветофоры и ведра с оцинкованным нанопокрытием (какое-то отношение к наномасштабу имеет и то, и другое). И зачем это нужно? Честное слово, проще было бы назвать гравицапой аппарат, который позволяет машине летать! Его ведь все равно не существует…
Особенно часто приходится поминать нанограммофон персонажам Екатерины Васильевой, Валерия Золотухина и Юозаса Будрайтиса. Видно, судьба, у советских актеров такая – непременно произносить монологи если не о победе социализма и росте надоев/удоев, то о нанодыроколах. Но от судьбы не уйдешь, и наши актеры – действительно лучшие в мире. Они способны сделать достоверными даже самые непроизносимые реплики.
А если вынести за скобки наностробоскопы, то история советских ученых и их забытого открытия получилась просто великолепно. Даже в условном мире кинокомикса достоверность бытовых деталей сценария в сочетании с замечательной актерской игрой позволили добиться превосходного результата. За очень короткое экранное время удалось создать не просто яркие и убедительные образы персонажей, но и мир, в котором они жили, – мир советской науки, ныне навсегда ушедший в прошлое.
Очень удачными оказались скрытые цитаты из легендарного фильма "Чародеи". А если вспомнить, что поставлен он по сценарию братьев Стругацких, то сразу становится понятно, почему нищие советские инженеры наплевали на возможную Нобелевку, чины и звания и похоронили чудо-двигатель. Ясноглазому мальчику можно рассказать любую сказку, но в советские времена любой интель точно знал, как спецслужбы любой страны используют любые научные открытия. Понятно, что ни один нормальный человек не хотел видеть, как летающие автомобили с красными звездами бомбят Лондон, Нью-Йорк и Париж. Точно так же неприятно было бы наблюдать, как машины с звездно-полосатым флагом сбрасывают бомбы на Москву и Ленинград. Вот и закопали интели чудо-двигатель так глубоко, чтобы и судья с ищейкой не нашел, наврали властям с три короба, а главный изобретатель ушел в бега (с таким интеллектом это было, наверное, возможно даже в СССР). Простая, грустная и достоверная история.
Сценарист "Черной молнии" явно очень хорошо знает и любит советских ученых, но жизнь богатых людей нашего времени ему, увы, гораздо менее интересна и понятна. Например, главный злодей, очень обеспеченный человек, читая в университете лекцию, призывал студентов никогда и никому не помогать. А почему, собственно? Ежели подлый негодяй стремится к мировому господству, то очень нуждается в поддержке как можно большего числа людей. Так что по логике вещей он должен требовать от учеников бесконечного альтруизма, даже если сам кидает всех, кто когда-либо ему помогал. А призывая студентов к безжалостности, враг всего светлого и прекрасного фактически усложнял свою собственную жизнь.
Самый приятный момент, связанный с главным злодеем "Черной молнии", – то, что кинематографисты умудрились ни разу не упомянуть, кто он, собственно, такой. В наше интересное время такая политкорректность дорогого стоит. А по логике вещей это может быть как олигарх, так и влиятельный чиновник. (Кстати, именно человек, имеющий отношение к власти, лучше других знает и секретные карты залежей полезных ископаемых, и столь же засекреченные данные научных исследований.)
Конечно, на личность мерзкого негодяя повлияло и то, что он живет в условном мире кинокомикса. Все без исключения злодеи, действующие в этом жанре, стремятся к мировому господству и пытаются его достичь, скажем прямо, не самыми умными способами. Например, если бы врагу человечества в реальной жизни приспичило добывать алмазы из месторождения, расположенного под огромным городом, то подлый негодяй наблюдал бы за данным процессом с помощью видеокамер, а сам, чтобы не рисковать, находился бы в это время в другой стране или даже на другом полушарии. Но злодеи из комиксов умом не блещут и регулярно подвергают себя страшной опасности, иначе ясноглазые и наивные супергерои просто не смогут их победить. Впрочем, несмотря на отсутствие ума, в американских экранизациях комиксов злодеи обычно оказываются на несколько порядков обаятельнее и интереснее положительных персонажей.
Однако Виктор Вержбицкий играет врага всего светлого и прекрасного очень сдержанно и сделал своего героя человеком несимпатичным. Думаю, именно этого требовал режиссер и продюсеры: в России и так хватает плохих парней, которым сочувствуют люди. Так что отсутствие в "Черной молнии" харизматичного негодяя – это не проблема.
Гораздо хуже то, что положительный персонаж получился еще более бледным. Насколько тщательно сценаристы продумали интригу с нанолактометром, настолько же они профилонили все, что касается главного героя. А ведь придумать можно было многое!
Он вырос в небогатой простой семье, и поступить в МГУ такому парню намного сложнее, чем детям обеспеченных родителей. Вот и показали бы зрителям, как, например, в свободное от школы время он учил младшеклассников, чтобы заработать на репетиторов для себя и на подготовительные курсы. Именно такие бытовые трудности и воспитывают будущих героев.
Ребята из богатых семей держатся своей компанией и редко дружат с теми, кто намного беднее. И было бы очень интересно увидеть, как сын водителя трамвая заставил мальчиков-мажоров уважать себя, как осваивался в студенческой среде, где приняты совсем иные правила поведения, чем там, где он вырос. Но всего этого зрителям не показали. Остается только гадать, как небогатый парень подружился с владельцем шикарной иномарки.
Финансовое положение семьи главного героя тоже вызывает вопросы. Водитель трамвая сейчас, возможно, действительно способен прокормить жену и двоих детей, хотя они наверняка будут жить очень скромно. Но после гибели главы семьи его близкие окажутся в очень тяжелой ситуации. Ведь вдове уже за сорок, а в таком возрасте женщины зарабатывают или очень много (бухгалтеры, бизнеследи, врачи частных клиник), или очень мало (государственные врачи, учителя, библиотекари). Зрители не знают, кем работала мама главного героя, но если верен первый вариант, то она получала в несколько раз больше мужа, и такое положение вещей непременно нужно было отразить в сюжете. Если же женщина трудилась за чисто символическую плату, то после гибели супруга оказалась вместе с детьми на грани нищеты. В таких обстоятельствах старшему сыну, видимо, пришлось бы бросить учебу и начать работать (а он, наоборот, прекратил развозить цветы и стал спасать людей). Непонятно и неубедительно!
Жертва парня ради любимой девушки тоже выглядит довольно странно. Екатерина Вилкова способна блестяще исполнить любую роль – и умную "серую мышку", и шикарную красотку, и стерву. Если в "Черной молнии" она играет не особо умную куклу Барби, – значит, именно так требовал режиссер. При этом по сценарию девица приехала из Нижнего Новгорода и, поступив в МГУ, стала снимать квартиру в Москве. Одевалась студентка в явно очень дорогие стильные белоснежные наряды, а этот цвет не только красив, но и легко пачкается…
Понятно, что родители героини "Черной молнии" – люди богатые и не отказывали дочери ни в чем. Однако, несмотря на идеальные условия для жизни и учебы, эта краля регулярно получала плохие оценки и почти завалила важнейший экзамен, – значит, интеллект у нее и в самом деле хромал. Так с какой радости лучший студент курса, парень из бедной семьи, должен отдавать свое бюджетное место тупой богатенькой Барби?! Если она хочет получить образование – пусть учится, а не по ресторанам шляется. Если мозгов не хватает – пусть поступает на платное отделение, родители наверняка это потянут. А если они откажутся оплачивать учебу дочуры – можно перестать снимать квартиру и переехать в общежитие, а сэкономленными деньгами платить за обучение. Кто знает, вдруг именно в условиях общаги у девушки-мажорки проснется желание учиться?!
Кстати, жертва героя была бы вполне понятна и уместна, если бы на месте тупой Барби оказалась девушка вроде Катерины из ленты "Москва слезам не верит". Можно и нужно сочувствовать студентке, если она днем учится, вечерами моет полы в супермаркете, по ночам работает официанткой в ночном клубе, в свободное от этих занятий время воспитывает ребенка (своего или безвременно погибших родителей) и порой засыпает за партой от усталости. Такая девушка – самый подходящий человек для заботы супергероя. А Барби пусть Кен помогает…
Безусловно, любая из бытовых мелочей не имеет особого значения – при условии, что остальные показаны достоверно. Увы, все сюжетные линии, связанные с жизнью главного героя "Черной молнии" и его любимой девушки, условны, схематичны и лишены убедительности. Потому и сочувствовать влюбленным не получается, и наблюдать за ними неинтересно.
Но с незапамятных времен в России были, есть и будут герои, которым для совершения подвигов не нужны ни наногравицапы, ни самоходные печи. И в "Черной молнии" благодаря великолепной игре Сергея Гармаша такой герой есть. Это водитель трамвая, который дома моет посуду и играет с женой в лото, а на улице способен защитить от воров незнакомую женщину. Возможно, в исполнении другого актера такой персонаж смотрелся бы фальшиво и неубедительно, но Гармаш создает невероятно яркий, достоверный и несентиментальный образ. Настолько впечатляющего Настоящего Мужчину я не припомню даже в советских мелодрамах. Браво!
И, говоря об актерских работах, нельзя не упомянуть Михаила Ефремова. Я не понимаю, как из бессловесной крохотной роли алкоголика можно сделать ВООООТ ТАКУЮ конфету, но актеру это удалось. Майский день, именины сердца!
Так что "Черную молнию" стоит посмотреть хотя бы ради замечательной игры актеров старшего поколения. Романтичным девушкам-подросткам эта история, наверное, тоже понравится. А вот поклонники боевиков, возможно, останутся разочарованы сравнительно небольшим количеством спецэффектов и отсутствием драк и погонь. Другими словами, новая российская картина будет не очень интересна именно тем, кому кинематографисты и собирались рассказать сказку о бесстрашном герое. Ведь кино о семье и любви мальчишки не любят – им подавай погони, драки и спецэффекты…
А лично я не отказалась бы посмотреть приквел "Черной молнии" - о водителе трамвая, который однажды помог ученым отбить их девушку у хулиганов. В благодарность ученые подарили парню кусочек наногравицапы, но он пользовался им редко – только для того, чтобы покатать по небесам свою любимую девушку и наказать вконец распоясавшихся хулиганов. А потом вагоновожатый вместе с учеными спасал бы гравицапу от советской и американской разведок…
Но это уже прошлое. А в современной России положительных супергероев, увы, все еще нет. И это очень печально.
Светлана Степнова
1213 Прочтений • [Рецензия на "Черная молния"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]