Рецензия на "Улыбка Бога, или Чисто одесская история"
Одесса – это не просто город, это тема. Как показала жизнь, – вечная. Одессы Жванецкого, не говоря уже об Одессе Бабеля и тем более Пушкина уже нет, но память о ней, ощущение и теплота живы до сих пор. Колорит, особый язык, мышление и мировосприятие - вот то, что рождало людей искусства на этой земле и заставляло непременно посетить этот город всех остальных здесь нерожденных. Эта оригинальность (во всех смыслах слова) неподдельна, и все попытки повторить ее зачастую превращаются в дешевую пародию. Подделки под Одессу не только откровенно плохи, они оскорбительны для людей, имеющих хотя бы какое-то представление об этом городе, о его культуре и о тех, кого взрастила эта земля. У каждого кто был там, непременно есть пара забавных историй, невыдуманных, потому что одесситы острят не задумываясь. И не повторяются. В отличие от "юмористов", предпринимающих попытки острить по-одесски. Эти попытки жалки и не новы.
И стоило бы остановиться и прекратить разрушение ореола самобытности Одессы, но тема эта неисчерпаема и хорошо продается. Вот и отдельные режиссеры после недавнего успеха "Ликвидации", поистине очаровавшей зрителей, решили снять пенки со своей одесской истории. Например, режиссер Владимир Алеников (известный историями о Петрове и Васечкине) поддался искушению и снял фильм "Улыбка Бога, или чисто одесская история". Конечно, сравнивать "Ликвидацию" и "Улыбку…" нельзя: различны сюжеты, темы и идеи, культура и степень таланта режиссеров и актеров. Но фон обеих картин – город и его отражение на экране не сравнить нельзя. Вкус, такт, тонкий юмор "Ликвидации" и псевдоностальгия и смакование штампов в "Улыбке…".
Ставку на Романа Карцева можно счесть коммерческим ходом. Успешным – ибо к игре актера не может быть никаких претензий. Но его участие в картине сведено к минимуму; он скорее предстает живым символом Одессы, нежели состоявшимся актером, пожалуй, единственным из команды фильма, кто стремится рассказать о безвозвратно ушедшей эпохе и ее отражении в этом городе. Это очень важно, но это не удалось передать в картине – город остается прежним, а времена меняются, ибо Одесса – величина постоянная. Сносят дома, уезжают люди, меняются режимы, веяния, но в схватке со временем город не проигрывает. По сей день, он притягивает, хотя Одесса та и эта, как говорят там, две большие разницы. Роман Карцев – единственный, кто достоин внимания в этом фильме и от кого ждешь какой-то магии. Ожидания оправдываются вопреки банальным монологам и плохому сценарию.
Писать о других актерах неловко. Скажу только, что в титрах замечены такие фамилии как Панкратов-Черный, Мигицко, Садальский, Жук, Долинский, Джигарханян, Усатова. Актерской же игры обнаружить не удалось.
Работа художников, то ли по вине режиссера, то ли от подбора их в соответствии с уровнем картины не выдерживает никакой критики. Не стоило и упоминать их, но от внешних раздражителей и несоответствий времени декораций и костюмов сильно страдает и без того нежизнеспособная история. Очень слабый, не лишенный заимствований сюжет в сочетании с якобы колоритным визуальным рядом раздражает невероятно. А музыкальная тема картины – композиция "Рыжий город" – не уступает по качеству сценарию.
Нарочитость – диагноз картины. Примитивный юмор и шаржированность персонажей убили все очарование и атмосферу "чисто одесской истории". У людей, особенно молодых и не знакомых с особенностями одесского юмора, сложится впечатление, что тот бред, что происходит на экране, – это и есть тот самый юмор. А ведь одесский юмор феноменален. Он не имеет аналогов. Он остроумный. Авторы же полусумасшедших персонажей почему-то внушают нам, что такими и были среднестатистические одесситы. Люди, выходящие после просмотра, ответят лишь непониманием.
Впрочем, здесь как раз все ясно. Одесса – город бренд. В этом городе туристы, памятуя песни Леонида Утесова, с удовольствием покупают воздух, закатанный в специальные консервные банки. Расчет создателей фильма очевиден. Тема в художественном кино (не многосерийном) подзабыта, но за счет людей, по большей части пожилого и среднего возраста (в которых живы воспоминания), претендующая на успех. Слово "одесская" заманит зрителей в кинотеатры и фильм, и без того не затратный, скоро окупится. Что ж коммерческой жилки создателям не занимать. Но все же при создании кино, претендующего на ценность (не цену!), стоит руководствоваться если не прежде всего, то и другими мотивами.
Живы в памяти многих такие фильмы как "Интервенция", "Опасные гастроли", "Как это делалось в Одессе" и т.д. и т.п. где, несмотря на побочность темы, одесского было больше чем достаточно. Ведь и сам Владимир Алеников – автор замечательного фильма "Биндюжник и король".
Фильм "Улыбка…" призван восстановить дней, связующую нить. Но автор сценария Георгий Голубенко - это не Исаак Бабель, и даже участие режиссера, очевидно не забывшего как ставить фильмы с одесской "начиночкой", в работе над сценарием, не спасло положения.
Замысел благороден. Оттого фильм поощрен несколькими наградами. Но воплощение должно быть не менее достойным, чем замысел. Построить декорации, взять десяток другой старых анекдотов, сымитировать акцент и интонации – все это не означает сделать фильм об Одессе. Единственный положительный его эффект – напоминание. Не ностальгия об эпохе – она вызывающе-нарочита, а о молодости, о личной Одессе каждого. После фильма захочется перечесть Бабеля, Куприна, сходить на концерт Жванецкого, посмотреть старые верные фильмы.
А ведь могла получиться хорошая картина, с ярким колоритом и непотрепанным юмором. Можно было бы и поплакать и посмеяться. Все предпосылки есть. И никто бы не упрекнул в избитости и неактуальности темы. Одесса – это шум приморского бульвара. Это ступеньки Лондонской. Дюк. Море. Уникальные тем, что не осознают своей уникальности люди. Не надо их обижать и смеяться над ними. Над нашим общим прошлым.
Эмилия Деменцова
1946 Прочтений • [Рецензия на "Улыбка Бога, или Чисто одесская история"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]