Незабвенный Глеб Егорыч Жеглов говорил: "Даже словом "Здравствуй!" можно смертельно оскорбить человека. Даже слово "Сволочь!" можно сказать так, что человек растает от удовольствия." Произнесенные слова и в самом деле далеко не всегда отражают истинные мысли и намерения говорящего. Особенно это верно для театра и кино, где актеры могут придать своим репликам смысл, прямо противоположный тому, который в них обычно вкладывают.
Многие фильмы, снятые по сценариям Александра Миндадзе: "Охота на лис", "Остановился поезд", "Парад планет", "Плюмбум", "Слуга", недавний "Отрыв" – повествуют о людях, которые не умеют или не хотят выражать свои мысли открыто. Словами персонажи иногда пытаются поймать смысл, неясный даже для них самих, а порой скрывают его от собеседников или от себя. Режиссер Вадим Абдрашитов хорошо понимал эту особенность сценариев Миндадзе и великолепно отражал ее в своих картинах, очень глубоких и неоднозначных. Сам Александр, снявший по собственному сценарию "Отрыв", тоже, разумеется, знал, что хочет сказать той или иной репликой, и смысл каждой из них прекрасно виден в ленте.
А вот постановщик "Миннесоты", созданной на основе нового сценария Миндадзе, кажется, действовал по принципу: "Как слышится, так и пишется". В результате сложная и неоднозначная история получилась чем-то вроде западных фильмов о плохих родичах /друзьях, которые постоянно мешают жить положительным главным героям. (К счастью, ни одна из этих картин не стала шедевром кинематографа, со временем большинство из них забылось, так что в качестве примера можно привести разве что "Шулеров" Джона Дала). В финале подобных лент плохие друзья/родичи, изрядно попортив жизнь положительным персонажам, погибают к вящей радости зрителей, напоследок объясняя свои очень нехорошие поступки тщательно скрываемой любовью к тем, кому всячески отравляли жизнь. Но большинству людей трудно назвать подобные чувства любовью, – скорее, это зависть и/или собственнический инстинкт. К сожалению, друзья/родичи действительно порой могут очень сильно испортить жизнь своим близким, причем обычно верят, что действуют из лучших побуждений. Впрочем, в некоторых случаях больше вопросов вызывают личности "несчастных страдальцев", чем их якобы мучителей.
В "Миннесоте" старший брат положительного героя выглядит типичным плохим родичем – простым как портянка. Он называет младшего оскорбительным прозвищем, без стеснения занимается в его присутствии сексом со своими любимыми девушками (хорошо хоть, не со всеми одновременно), бьет не больно, но обидно и – самое страшное – произносит совершенно чудовищную фразу: "Без меня ты ничто". После такого младшему брату совершенно необходимо было уехать хоть в Тьмутаракань, потому что невозможно раскрыть свой талант рядом с близкими людьми, которые считают тебя ничтожеством. Поведение старшего брата можно было бы объяснить по-разному, но в фильме он постоянно обижает младшего от души, без всякой задней мысли, из природного хамства и зависти к чужому таланту. А финальное перевоспитание негодяя выглядит результатом не раскаяния и душевной работы над собой, а страха за собственное благополучие.
Но если после окончания "Миннесоты" тщательно обдумать увиденное, то ситуация оказывается вовсе не такой однозначной. У формально нехорошего старшего брата действительно есть причины психовать. Он наверняка понимает, что по возрасту играть будет уже недолго, и появление в родном городке спортивного менеджера – единственный шанс вырваться из своей провинциальной команды в престижный клуб. Кроме того, парень, пусть не слишком умный, но всю жизнь играющий в хоккей, не может не замечать огромный талант младшего брата, даже если не признается в этом самому себе. А осознание чужого превосходства непременно вызовет у любого нормального человека очень сложные и противоречивые чувства: и зависть (куда ж без нее?), и гордость за талантливого родича, и страх отпускать в самостоятельную жизнь младшенького, которого на чужбине могут обидеть-побить-загубить талант. Люди ведь, в отличие от манекенов и героев комиксов, не сразу, а с большим трудом преодолевают в себе нехорошие эмоции, да и не всем такое по плечу.
Но это понимаешь уже после окончания картины, обдумывая увиденное. Работа у критиков такая – любить кино, даже если совсем не хочется, и думать о нем. А на экране ситуация выглядит предельно простой и очень неприятной.
И ладно бы негодяем оказался только один старший брат – все остальные персонажи выглядят тоже… не так чтоб очень. Ладно, интересы спортивного менеджера прямо противоположны интересам хоккеистов, так что этот человек по определению не обязан быть щепетильным. Но и любимые девушки старшего брата выглядят очень уж грубыми и прямолинейно корыстными. Отец талантливых братьев-хоккеистов – алкаш, полностью утративший человеческий облик. Мать, хотя и не пьет, но явно не очень интересуется делами детей. Друзья главных героев обожают совершенно кошмарные розыгрыши и считают, что давние приятели "зазвездились". Наконец, тренер, который очень важен в жизни всех без исключения спортсменов, почему-то не обращает ни малейшего внимания на метания братьев, не пытается помочь им разобраться в трудной ситуации и хитросплетениях контрактов. (А ведь приглашение воспитанника в престижную команду – это огромная честь для любого наставника!) Безусловно, каждая из этих ситуаций вполне возможна в реальной жизни. Но все вместе взятое при полном отсутствии лучей света в темном царстве и на фоне чудовищных индустриальных пейзажей заводского северного города сильно смахивает на столь любимую иностранцами дикую, мерзкую и чернушную Рашу. А если учесть, что именно таким видит мир младший брат, положительный во всех отношениях, – возможно, проблема в нем самом, а не в жизни и людях, которые его окружают?!
Есть и еще один нюанс. Если в небольшом городе есть несколько хоккейных команд, - значит, у здешнего завода хватает денег на их содержание, у местных жителей имеется работа, и они тоже не бедствуют. А популярный спортсмен может разбогатеть, даже если вся его карьера проходит в маленьком, но не бедном городке. Скопив денег на квартиру с евроремонтом, нужно зарабатывать на загородный особняк. Для этого не помешает жениться на дочери местного богатого человека и войти в его бизнес или баллотироваться в городские органы власти. Разумеется, для достижения честолюбивых целей потребуется немало усилий, но талантливым и ответственным спортсменам не привыкать к нагрузкам. А в результате можно до конца дней своих безбедно и счастливо жить в родном городе, оставаясь всеми любимым и уважаемым человеком.
А смена команды, особенно связанная с переездом в чужую страну, - дело рискованное. При этом шансов сгинуть в безвестности гораздо больше, чем стать звездой мирового масштаба. Принимая решение о переходе в другой клуб, игроки, конечно, думают о деньгах. Но не менее важна в данном случае возможность поиграть в команде высокого класса, улучшить свой профессиональный уровень и – чем черт не шутит?! - войти в историю мирового спорта, подарить праздник не только землякам, но и болельщикам из разных стран. (Кто знает, сумел бы Илья Ковальчук забросить в финале Чемпионата мира-2008 две решающие шайбы, если бы не многолетний опыт игры в НХЛ?)
Безусловно, парни из крохотного северного городка не могут на полном серьезе обсуждать, как осчастливят человечество своей игрой, но хоть намеком показать эту заветную мечту любого спортсмена режиссер был обязан. Увы, ничего подобного в "Миннесоте" нет: все желания персонажей крутятся вокруг денег, славы, призов, общения со знаменитостями и прочей мишуры. Так что и в данном отношении ситуация неоправданно упрощена и огрублена.
Не знаю, какой получилась бы "Миннесота" в режиссуре Абдрашитова или самого Миндадзе, но в своем нынешнем виде это типичная чернуха про дикую Рашу, где по улицам ходят медведи и совершенно нельзя жить нормальным людям. Трудно сказать, как воспримут фильм фанаты хоккея и сыгравших здесь актеров, но у меня он вызвал жесточайшее раздражение.
Светлана Степнова
905 Прочтений • [Рецензия на "Миннесота"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]