Проблемы новой комедии начинаются с названия: знатокам кино оно напомнит об английском фильме "О, счастливчик!", созданном в 1973 году. Эта картина стала одним из самых ярких событий своего времени, лишний раз подтвердив, что в Британии закончилась эпоха джентльменов и началось время кокни – простонародья. И сравнение двух одноименных лент явно получается не в пользу отечественной.
А тех, кто никогда не слышал о легендарном британском фильме, название "О, счастливчик!" отпугнет своей незвучностью. Произнося "счастливчик", можно сломать язык, а перед ним еще и "о" стоит!
Название – это, конечно, не главное, но и все остальное в новой комедии вызывает массу вопросов. Ее жанр – современная сказка, что само по себе неплохо: в наше интересное время людям очень нужны истории, помогающие даже в самых отчаянных обстоятельствах не терять надежду на лучшее. Вот только для того, чтобы зрители поверили в фантастические события, череду удач и счастливый конец, сказка должна быть абсолютно достоверной и в психологии героев, и в бытовых реалиях. Иначе персонажи будут вызывать не сочувствие, а раздражение своей фальшивостью и неестественностью.
Увы, с достоверностью в "О, счастливчике!" очень большие проблемы. Понятно, что к сказочной завязке не может быть никаких претензий, и кинематографисты имеют полное право рассказать о том, как два эксцентричных волшебника подобрали на улице расклейщика объявлений, создали ему фальшивую биографию выпускника одного из самых элитных западных университетов и устроили в крупную российскую фирму заместителем директора. (При просмотре сказки можно и не задумываться о том, за какие заслуги два богатых старика могли облагодетельствовать нищего молодого парня.) Но это только начало истории, а настоящие события начались, когда на новом месте работы главный герой столкнулся с множеством проблем.
Для бизнесмена высокого ранга такое положение вещей вполне естественно. Происки конкурентов, атаки бандитов, желающих обложить данью успешные предприятия, и регулярные набеги вымогающих взятки пожарников, санэпидстанции и т. д. не позволят заскучать ни одному деловому человеку. Но, защищая свое дело, легко полюбить его, а это создателей "О, счастливчика!" явно не устраивало. О причинах подобного отношения интересно подумать: среди кинематографистов есть немало людей старше тридцати, и они наверняка помнят начало 1980-х, когда в провинции невозможно было купить мясо, и конец 1980-х, когда и в Москве приходилось часами стоять в очередях, чтобы приобрести молоко и масло. Неужели взрослые, образованные люди до сих пор считают, что товары появились на прилавках наших магазинов по мановению волшебной палочки, а бизнесмены тут ни при чем?! Очень хочется надеяться, что России больше не придется дорого расплачиваться за подобную наивность…
Но вернемся к "О, счастливчику!". Озаботить героя данной картины реальными проблемами бизнесменов кинематографисты не сочли возможным и вместо этого обрушили на голову несчастного парня ворох неприятностей, в равной степени неразрешимых и недостоверных.
Понятно, что современная российская комедия без бандитов – уже не комедия, но герой почему-то сталкивается с криминалом исключительно по причине собственной невезучести, а не из-за дел бизнеса, что было бы гораздо естественнее. Агент британской разведки выглядит очень мило, и эта сюжетная линия получилась, пожалуй, самой забавной, но, к счастью, немногим россиянам в реальной жизни приходится общаться с сотрудниками иностранных спецслужб, так что о достоверности здесь речи нет. Мстящие богачам социалисты-революционеры у нас тоже встречаются нечасто, так что и эту проблему не назовешь самой типичной. Впрочем, понаблюдать за их жизнью было бы все равно интересно, но появляются неуловимые мстители на экране лишь на пару минут и на дальнейшие события, увы, не влияют. (А лично я не отказалась бы увидеть ленту о том, как парочка новых красных попала в советскую провинцию года этак 1981-ого и попыталась там прожить.)
Но самый большой мрак в "О, счастливчике!" начался, когда на экране появились жители одной из то ли республик, то ли стран Северного Кавказа. Проблема межнациональных отношений в России остра по-прежнему, и вряд ли она будет решена в ближайшие годы. Если уж в благополучной Америке действуют фашистские организации, то нам попросту наивно надеяться на скорое наступление эры всеобщей любви. И именно поэтому люди творческих профессий должны быть очень осторожны, изображая представителей других народов.
Примеры правильного решения межнациональных проблем в отечественном искусстве существуют. "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород" Гоголя стали частью русской культуры, как и Остап Бендер, и "оригинальный куплетист" Буба Касторский из "Неуловимых мстителей", и одессизмы Михаила Жванецкого. Среди недавних фильмов тоже есть очень удачные, например, "Ликвидация". На удивление ярко и достоверно изображены кавказцы и в "Платоне": хотя в комедийном жанре гротеск вполне допустим, но в этой картине жители южных республик России, несмотря на все свои странности и недостатки, выглядят людьми, а не карикатурами и не идиотами.
Увы, в "О, счастливчике!" все гораздо хуже. Непонятен и конфликт (зачем забеременевшей девушке искали именно русского мужа даже после того, как отец ее ребенка погиб?), и поведение, и характеры персонажей, и даже их акцент. Например, брат опозоренной девушки говорит то с очень сильным акцентом, то вообще без него, а время от времени окает как настоящий волжанин. Неприятных последствий у такого изображения персонажей много, и одно из них – то, что исходящую от этих людей угрозу невозможно принимать всерьез. Конечно, страна у нас большая, и вполне вероятно, что создатели новой российской комедии действительно ничего не знают о кавказцах, но зачем было делать героями своей картины тех, о ком не имеешь ни малейшего представления?!
Недостоверность событий и героев – не единственная проблема "О, счастливчика!"; есть и еще одна, не менее серьезная. Понятно, что создатели этой ленты выступают против алчности и бессмысленной временами офисной работы, которая заменяет людям и обычную жизнь, и человеческие чувства. Но совершенно неясно, что кинематографисты предлагают взамен. Строго говоря, что вообще может быть Настоящего в человеческой жизни? Дружба, любовь, дети и работа (последовательность каждый выбирает сам). И как же со всем этим обстоят дела в новой российской комедии?
Детей у главного героя нет, так что данный аспект жизни для него не имеет значения. Зато у этого парня есть друг, обожающий компьютерные игры. Когда новоиспеченный бизнесмен попал в жуткую передрягу, геймер оторвался от монитора и немедленно бросился на помощь. Этот поступок удивителен как минимум по двум причинам. Во-первых, добившись успеха, главный герой надолго забыл о своем давнем друге и обратился к нему, лишь когда оказался в страшной опасности, но геймер не обиделся на такое пренебрежение, а помогал всеми силами. Во-вторых, поддержка человека, за которым гоняется отечественная мафия и иностранная разведка, – дело, очень опасное для жизни, но это не остановило любителя компьютерных баталий. Другими словами, он – замечательный человек, и его преданность и мужество заслуживают огромного уважения. Однако зрители видят этого парня всего лишь несколько минут, а его порядочность воспринимается главным героем как нечто само собой разумеющееся.
С любовью дела обстоят еще более смутно. В финале герой-таки встречает девушку своей мечты, но зрители так мало узнают и о ней, и о счастье влюбленных, что не успевают поверить в происходящее. С отрицательной героиней у парня хотя бы была гармония в сексуальной жизни…
А с работой все вообще никак. С поста заместителя директора фирмы герой явно ушел навсегда, а на новую работу до конца ленты так и не устроился. Так что одно из двух: или он поступит в другую фирму, где продолжит пудрить мозги коллегам, или станет жить на деньги, которые зарабатывает возлюбленная. Не сказочные это перспективы, совсем не сказочные! На таком фоне даже служба в офисе, позволяющая неплохо зарабатывать, выглядит вполне симпатично.
А главное достоинство "О, счастливчика!" – то, что многие сыгравшие там актеры смогли даже за короткое экранное время создать яркие, интересные образы. Особенно радует то, что молодые исполнители главных ролей Михаил Тарабукин и Поля Полякова серьезно подошли к работе и приложили немало усилий, чтобы сделать живыми людьми своих комедийных и во многом условных персонажей.
А звезды российского кино, конечно же, отрываются на всю катушку даже за пару минут экранного времени. Смотреть "О, счастливчика!" лучше всего большими компаниями и по окончании сеанса сравнить, сколько знаменитостей заметил каждый. Вот только в новом российском фильме столько недостатков, что заинтересовать он может, наверное, только поклонников сыгравших здесь актеров.
Светлана Степнова
1278 Прочтений • [Рецензия на "О, счастливчик!"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]