Два фильма Ларисы Садиловой – "Ничего личного" и "Сынок" – во многом похожи. Действие обеих картин происходит в небольших городках, в сюжетах есть детективная интрига, но в целом это скорее драмы. Однако имеется и очень важное различие: если к героям "Ничего личного" режиссер относилась, на мой взгляд, излишне жестко и отстраненно, то персонажи "Сынка" показаны с гораздо большей симпатией. Но, несмотря на несколько фамильярное название, новая лента Садиловой полностью лишена слащавости – это мелодрама в самом высоком и самом прекрасном смысле слова.
Кроме того, в "Сынке" изображение жизни крохотного российского городка очень похоже на то, что мне доводилось видеть собственными глазами. Люди, живущие по столичным меркам совсем небогато, обладают чувством собственного достоинства, искренне любят родные места и всегда готовы помочь даже незнакомцам. Безусловно, это только одна сторона медали, и идеализировать российскую провинцию не стоит. Там очень непростая жизнь, мало работы, во многих домах нет ни газового отопления, ни водопровода, а среди жителей наверняка есть и вульгарные крикливые тетки, и алкоголики, и жестокие подлецы, и безответственные люди, похожие на главную героиню фильма "Волчок" (именно поэтому в России столько беспризорников). Но хорошего в наших маленьких городках тоже очень много, так что в "Сынке" не меньше правды, чем в картине Сигарева. Просто это другая сторона правды, и о ней тоже нельзя забывать.
Убедительное воссоздание жизни современной российской провинции – это безусловная заслуга Садиловой как режиссера. Но можно предположить, что немалый вклад в достоверность ленты внесли и жители крохотного города Трубчевска, где проходили съемки. Люди смогли с очень большой точностью перенести на киноэкран свою повседневную жизнь, а это невероятно сложно сделать. Такой успех – в равной степени результат как профессионализма режиссера и второго режиссера, так и горожан, сумевших преодолеть волнение и вести себя перед кинокамерой как в жизни.
Не меньших похвал заслуживает Виктор Сухоруков, который в тихом мире российской провинции выглядит не приглашенной звездой, а одним из местных жителей. Актер, прославившийся ролями людей жестких и бесцеремонных, великолепно перевоплотился в застенчивого, мягкого, бесконечно любящего человека. Лично мне при просмотре "Сынка" все равно немного мешали воспоминания о предыдущих работах Сухорукова, но это чисто субъективное мнение, а сыграл актер замечательно.
А история, рассказанная в фильме Садиловой, очень проста. После развода с женой отец-одиночка полностью посвятил свою жизнь сыну, и, как и многие любящие родители, чрезмерно опекал уже взрослого парня. Тот, как и большинство его сверстников, страдал от излишней отцовской заботы и мечтал убежать от нее куда подальше. Когда такой случай представился, парень без колебаний покинул родной город и отправился на поиски приключений. Вот только на свободе, конечно, красиво, но очень холодно: какая бы беда ни приключилась, никто не поможет и не спасет. И лихо пришлось бы парню, попавшему в действительно страшную передрягу, если бы не папа, который, узнав о случившемся, немедленно бросился выручать сына…
В любой другой ситуации чудесное спасение молодого человека, в виновности которого был убежден даже его адвокат, выглядело бы странно и не очень убедительно. Но в "Сынке" очень важна достоверно воссозданная спокойная и дружелюбная атмосфера маленького городка. Здесь даже наглый и бесцеремонный журналист искренне хочет помочь героям своих статей и узнать правду (страшно представить, что могла сотворить бессовестная "акула пера" из истории отца, который так увлекся воспитанием сына, что даже не водил в свой дом женщин). Поэтому вполне логично предположить, что местные сотрудники правоохранительных органов тоже хотели найти преступника, а не выбить признание у задержанного. А при желании добиться можно любой цели…
Безусловно, даже самая сильная родительская любовь не всегда спасает детей от бед. Но каждая любовь – это чудо, и Сухоруков сумел создать очень убедительное воплощение родительской Любви. А поскольку в сердцах большинства горожан это прекрасное чувство тоже было сильнее ненависти, то объединенные усилия общей любви совершили настоящее чудо и остановили Зло, которое чуть не совершилось. Вот такая светлая, добрая, достоверная и напрочь лишенная слащавости и фальши история, которая в пересказе выглядит намного пафоснее, чем есть на самом деле.
Детективная интрига, ставшая сюжетом "Сынка", очень проста, и Садилова решила ее немного усложнить, поменяв местами некоторые эпизоды (финальные показаны в начале, а более ранние – в конце картины). Этот прием тоже оказался на удивление удачным: в ленте появились загадочность и недосказанность, которые очень ее украшают.
"Сынок" рекомендуется всем поклонникам хорошей режиссуры и актерской игры, а также тем, кто хочет узнать, как сейчас живут маленькие российские города. Люди старшего поколения после просмотра этого фильма наверняка задумаются о том, что взрослых детей невозможно полностью защитить от жизненных неурядиц, и чем сильнее опека, тем яростнее будет бунт против нее.
Возможно, подросткам картина покажется скучноватой, но им стоит ее увидеть хотя бы для профилактики – чтобы понять, например, как родители воспринимают побег своих детей на свободу. Младшее поколение никогда не перестанет вырываться из-под опеки взрослых – таков закон жизни. Но, возможно, новая российская лента заставит хоть кого-то из подростков понять, что путь к свободе не должен переезжать сердца родителей.
Светлана Степнова
1086 Прочтений • [Рецензия на "Сынок"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]