Как и недавняя картина "Отдамся в хорошие руки", "Каникулы строгого режима" - это сказка для детей и взрослых. Очень радует тот факт, что, несмотря на кризис, нынешним летом на российские экраны вышли сразу два отечественных фильма для семейного просмотра. Многие детские ленты, снятые в советское время, стали классикой кино, и очень приятно, что сейчас возрождается традиция создания подобных картин. Кстати, на Западе именно фильмы данного жанра регулярно делают огромные кассовые сборы (например, невероятно прибыльными оказались циклы о Гарри Потере, Нарнии и пиратах Карибского моря). Конечно, до уровня и советских, и голливудских шедевров работам современных российских кинематографистов пока далеко, но лиха беда – начало! И это очень неплохое начало…
Если сюжет "Отдамся в хорошие руки" не вызывает практически никаких нареканий, то с "Каникулами" все сложнее. Можно поспорить о том, нужно ли рекламировать уголовников и блатной жаргон в детской ленте, ведь большинство наших мальчишек и так увлечены криминальной романтикой. С одной стороны, российские преступники и тюрьмы явно не нуждаются в дополнительной раскрутке, с другой – раз уж многие дети с удовольствием используют блатные слова и мечтают стать ворами в законе, то пусть лучше подражают героям "Каникул", а не персонажам кровавых криминальных сериалов.
И если уж рассказывать юным зрителям об уголовном мире, то нужно делать это так, как создатели новой отечественной картины. Она снята практически с безупречным вкусом, почти полностью лишена пошлости. Все актеры и режиссер точно попадают в тон абсурдистской комедии, что в данном жанре, пожалуй, самое важное. (Об уровне абсурда "Каникул" можно судить хотя бы по тому, что заключенные ставят спектакль "Сказка о попе и его работнике Балде" в традициях японского театра.) Конечно, большинство шуток рассчитаны на детей, а у взрослых вызовут в лучшем случае улыбку, но настроение после просмотра непременно улучшится.
При этом тюремные эпизоды сняты без особых жестокостей, но очень жестко (захотят ли дети заметить эту жесткость – другой вопрос). Кинематографисты честно старались показать, насколько бесправна жизнь заключенных, как мало в ней радости.
А причиной одного из главных недостатков фильма стала могучая отечественная бюрократия. Если судить по западным комедиям, там все желающие могут поступить куда угодно (даже беглые уголовники – в женский монастырь), не предъявляя никаких документов. (Так ли это на самом деле – другой вопрос.) Но совершенно невозможно поверить, что немолодая начальница детского лагеря не потребовала даже паспортов у странно одетых людей, которые решили устроиться вожатыми. Педагоги, далекие от жизни, действительно могли не узнать беглых зэков (тем более, что в провинции мало мужчин, а те немногие, которые не уехали в большие города и не спились, с удовольствием слушают радио "Шансон"). Но нанять людей без документов директрисе не позволил бы ее многолетний опыт работы при советской власти. Тут не помогло бы даже хорошее отношение к человеку, который рекомендовал этих подозрительных типов.
Но преодолеть бдительность российских чиновников невозможно в принципе, а без этого не было бы сюжета, так что приходится принять правила игры в "Каникулах" как данность. Трудно поверить и в то, что дети, не пробыв в лагере даже суток, сдружились настолько, что начали устраивать вожатым всевозможные каверзы, но таковы уж законы жанра.
А дальнейшие события и большинство персонажей выглядят вполне достоверно. Привычный абсурд жизни детей в лагерях отдыха, мальчишки, болтающие на блатном жаргоне не хуже матерых уголовников, энергичные женщины разных возрастов с неустроенной личной жизнью, отдающие все силы заботе о своих подопечных… Все узнаваемо.
Все актеры – и взрослые, и юные – играют хорошо, вопросы возникают только к главным героям.
Дмитрий Дюжев вполне убедителен в роли кристально честного милиционера, попавшего за решетку из-за своей порядочности. Не возникает ни малейших сомнений в его благородстве и в том, что такой человек способен найти управу на самых озорных мальчишек и подружиться с ними. Но порой в речи этого персонажа слышны узнаваемые интонации Юрия Никулина, которые здесь явно не к месту; все же такой опытный и талантливый актер, как Дюжев, мог придумать что-то свое.
А у героя Сергея Безрукова все гораздо сложнее. Актер сыграл великолепно: его персонаж не похож ни на одну прежнюю роль Сергея, ни на него самого. Проблема в том, что на зэка, который провел за решеткой всю свою взрослую жизнь и отвечает за тюремный общак, этот человек не похож тоже. Скорее, персонаж Безрукова в "Каникулах" напоминает очень мрачного потомственного интеллигента. Вполне вероятно, что он попал за решетку в ранней юности, так и не смог выйти на свободу, обозлился на весь мир и начал копировать манеры своих товарищей по несчастью, но настолько необычную судьбу нужно было подробнее отразить в сценарии.
Впрочем, в жизни возможно все, и не исключено, что парень из простой семьи в тюрьме занялся самообразованием и очень сильно повысил свой интеллектуальный уровень. Но в этом случае трудно поверить, что настолько сильный и опасный человек быстро перевоспитается под влиянием общения с детьми. Для такой внезапной перемены он должен быть немного наивным, а назвать героя Безрукова можно мрачным, несчастным, одиноким, опасным, решительным, – но ни в коем случае не наивным.
В принципе, такой человек тоже способен пересмотреть свое отношение к жизни, но показывать это нужно с максимально возможной психологической достоверностью. А в "Каникулах" все просто: пострадал хранитель общака от проделок хулиганистых детишек, рассказал им свою версию сказки о Курочке Рябе, искупался вместе с симпатичной вожатой – и сразу же стал фанатом пионерлагерной жизни. В эксцентрической комедии такое развитие событий вполне приемлемо, но персонаж Безрукова выглядит слишком сложным и неоднозначным для того, чтобы полностью измениться с полпинка.
Впрочем, странности и недостатки не мешают получать от ленты удовольствие до того момента, когда отрицательные уголовники захватили в заложники детей. Чтобы не портить зрителям настроение, кинематографисты постарались оставить самые жуткие события за кадром, но эпизод все равно очень сильно царапает душу. Хочется верить, что юные зрители тоже его запомнят и сделают правильные выводы.
Отсутствие хэппи-энда очень радует: именно так должна была завершиться эта история в нашей стране. На Западе журналисты и общественные организации наверняка бы рассказали всем землякам о подвиге беглых зэков, которые, рискуя жизнью, спасли детей от своих прежних подельников, и герои наверняка стали бы кумирами миллионов, были бы помилованы и вышли на свободу досрочно. В России, увы, все иначе: спасители детей вернулись в ту же самую тюрьму, откуда сбежали, – на расправу друзьям злодеев, которых помогли арестовать. Удивительно еще, что человек, устроивший беглых зэков вожатыми, не сел вместе с ними на нары!
Но, несмотря на некоторые мрачные моменты, в целом "Каникулы строгого режима" получились жизнерадостными и оптимистичными. Они наверняка порадуют любителей хорошей режиссуры и актерской игры. Самых маленьких детей картина, возможно, напугает, но мальчишкам постарше, увлекающимся блатной романтикой, она наверняка понравится. А показывать ли "Каникулы" детям, которых криминальный мир не интересует, пусть решают их родители.