За век с лишним существования кинематографа в самых разных странах мира было создано великое множество замечательных комедий, так что все желающие могут хотя бы приблизительно прикинуть, что нравится зрителям и делает фильм шедевром, а что гарантирует неуспех. И совершенно непонятно, почему и поныне в самых разных странах мира (даже в могущественном Голливуде) по-прежнему снимают комедии, изначально обреченные на неудачу.
Новая российская картина "Лопухи" словно специально собрала в себе все недостатки, которые мешают комедии стать событием на экране.
Во-первых, ее герои совершенно недостоверны, а чтобы зрители полюбили персонажей, они должны узнавать в них себя, своих друзей и знакомых. Забудем о Шурике и товарище Новосельцеве – даже Трус, Балбес и Бывалый абсолютно узнаваемы, по их манере себя вести можно многое узнать об их прошлом. (Наверняка Балбес в юности был городским или деревенским хулиганом; Бывалый родился в семье купца, лавочника или очень богатого крестьянина, а родители Труса – люди простые, но явно не лишенные образования, возможно, его отец работал заводским мастером высочайшей квалификации, сельским учителем или даже священником крохотного провинциального прихода.)
Но о героях "Лопухов" зрители не узнают практически ничего - после окончания ленты нельзя сказать ничего определенного ни о родителях, ни о жизни этих парней до отъезда в Москву. (Кстати, говорят они на удивление правильно для провинциальных разгильдяев.) А ведь даже на комедийном материале можно было бы показать очень многое. Например, чернокожий африканец, неведомо каким ветром занесенный в русскую глубинку, мог быть беженцем, готовым уехать из разоренной войной страны хоть на Северный полюс, - а мог оказаться бывшим студентом МГУ, у которого кончились деньги на учебу после военного переворота на родине, а возвращение домой означало верную смерть. Понятно, что поведение этого парня сильно различалось бы в зависимости от его прошлого. Увы, все до одного герои "Лопухов" так и остались загадкой для зрителей, а людям, о которых за полтора часа общения не узнаешь ничего важного, сочувствовать невозможно.
Во-вторых, сюжет новой отечественной комедии так же недостоверен, как и персонажи. Например, судьбы героев круто изменились в тот момент, когда их, только что прибывших в Москву из родной деревни, по ошибке приняли за комик-группу и повели выступать на пафосной корпоративной вечеринке. Похожие события происходят в классическом советском фильме "Веселые ребята" (там пастуха приняли за всемирно известного иностранного дирижера), и почти 80 лет назад это вполне могло случиться. Ведь в те времена зарубежных знаменитостей советские люди видели лишь на плохо напечатанных фотографиях, которые могли искажать истинное положение вещей как в лучшую, так и в худшую сторону. Кроме того, тогда почти не было пассажирских самолетов, а в поездах дальнего следования отсутствовал душ, так что иностранец, только что приехавший в СССР из-за границы, действительно мог не слишком отличаться от человека, который прибыл из советской провинции.
А сейчас все совершенно иначе. В Интернете можно найти не только фотографии, но и видеозаписи любых знаменитостей, так что спутать нужных людей с совершенно посторонними весьма затруднительно. Кроме того, корпоративная вечеринка проводилась в честь чисто конкретного руководителя, так что ее организаторы в случае неудачи могли поплатиться не карьерой, а жизнью. Это тоже сильно уменьшало возможность ошибки. Наконец, холеных столичных комиков трудно спутать с людьми, которые несколько суток ехали в автобусе и после приезда в Москву не успели даже умыться. Так что, увы, принять провинциалов за столичных артистов серьезные люди никак не могли.
В-третьих, сюжет не отражает реальных российских проблем. Разумеется, кинематографисты не обязаны в своем творчестве неустанно клеймить язвы современной жизни, но нельзя совсем не учитывать то, что происходит в стране. Например, положительные темнокожие персонажи появляются в каждой голливудской картине потому, что проблема межрасовых отношений в США гораздо более остра, чем можно судить по американскому кинематографу, а на экране воссоздается то положение вещей, которое люди демократических убеждений хотели бы видеть в реальной жизни.
Темнокожие россияне есть и у нас, но их сравнительно немного, и они не слишком раздражают общественное мнение. Гораздо хуже большинство жителей нашей страны относятся к представителям народов Кавказа, а также к китайцам, вьетнамцам и корейцам. И если уж создателям "Лопухов" хотелось проявить политкорректность, то стоило бы сделать одним из главных героев кавказца или уроженца одной из дальневосточных стран. (Положительный кавказец на экране все же появляется, но лишь на несколько минут и за это время не успевает вызвать у зрителей особенно теплые чувства.) Впрочем, если бы у темнокожего героя имелись те же проблемы, что и у большинства афророссиян, это было бы великолепно, но он выглядит таким же недостоверным, как и остальные персонажи.
В-четвертых, в новой отечественной комедии шутки… скажем так, на любителя. Самая забавная из них такова:
- Дорогая, ты даже не представляешь, какой я талантливый! Я столько всего знаю и умею! - Например, милый? - Я могу пробежать стометровку быстрее, чем ты!
Те, кому эта шутка кажется смешной, должны обязательно посмотреть "Лопухов" - там еще много подобных.
В-пятых, новая российская лента до отказа набита штампами. В ней есть и традиционные для современных отечественных фильмов шутки в адрес представителей нетрадиционной ориентации (честное слово, порой кажется, что многие сценаристы-комедиографы узнали об этом явлении за пару дней до начала новой работы и не могли не поделиться с окружающими своим волнующим открытием.)
Мафиози, как и следовало ожидать, оказались еще тупее главных героев. Как и другие киноворотилы криминального бизнеса, отрицательные персонажи "Лопухов" хранят деньги в чемоданах, которые прячут в машинах. Если бы мафиози посмотрели хоть сотую часть картин, где обыгрывается этот поворот сюжета, то никогда не стали бы так поступать! Жаль, кинозлодеи не смотрят ленты о себе любимых…
На таком фоне явные цитаты (например, из "Крестного отца" и "Криминального чтива") выглядят уже не цитатами, а очередными штампами. Плохо, когда в фильме нет ни одной оригинальной идеи…
В-шестых и в-главных, складывается впечатление, что актеры не любят своих героев, чувствуют себя умнее них и не пытаются их понять. Издеваться над провинциальными идиотами легко – гораздо труднее смеяться над собой. Но зрители по-настоящему любят только те комедии, в героях узнают себя.
Конечно, все не так просто. Например, вряд ли Владимир Этуш восхищается товарищем Сааховым и (особенно) обокраденным Шпаком, но при всей своей ненависти к подобным гражданам он очень хорошо понимает, почему они стали такими и наверняка благодарен им за то, что с их помощью может рассказать о том, что ненавидит в людях и окружающей жизни. Жаль, что актеры, сыгравшие в "Лопухах", не испытывают к своим персонажам ничего подобного.
А достоинств у новой российской комедии гораздо меньше, чем недостатков. Во-первых, в ней очень мало шуток ниже пояса, и они сравнительно невинны, так что в кинотеатр смело можно идти с детьми. Во-вторых, эта картина получилось на удивление не злой. Все нехорошие люди выглядят настолько нелепо, что поверить в их мерзкие намерения совершенно невозможно, а убитые погибают не навсегда, а лишь на время (хотя очень маловероятно, что человек, сбитый машиной, сможет самостоятельно подняться на ноги и передвигаться без посторонней помощи). Перевесят ли эти достоинства недостатки "Лопухов" - решать зрителям.
Светлана Степнова
1483 Прочтений • [Рецензия на "ЛОпуХИ: эпизод первый"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]