Сергей Соловьев представил зрителям продолжение фильма "Асса", очень громкую не только по количеству знаменитых имен, но и по силе децибел картину. Лента "2АССА2" - первая часть дилогии режиссера. Вторая – "Анна Каренина". Сочетание, на первый взгляд, странноватое. На второй тоже.
Написать краткое содержание – практически невозможно: отрывки из первого фильма, кадры из "Анны Карениной", видеоряд, яркие пятна, Ульянов (Ленин) в титрах, элементы анимации, выступление Цоя, отрывки концерта Сергея Шнурова и Кати Волковой (сыгравших одни из самых запоминающихся ролей), выступления Юрия Башмета и Анны Соловьевой (дочь режиссера, принявшая активное участие в создании фильма как актриса, композитор, исполнитель), и приправлено все это двумя легендами: о графе Л.Н.Т., который как Агасфер, слоняется по России, потому как на небе неугоден, ибо при жизни имел разногласия с церковью, и о великом инквизиторе. Есть еще тюремный хор и говорящая голова. Даже фирменная заставка периодически возникает. В общем, фраза вечного скитальца "все смешалось" актуальна для дилогии в целом.
В центре внимания – Алика Алданова (Татьяна Друбич), в первом фильме, убившая своего любовника, в продолжении картины она стала известной актрисой, снимающейся в роли "Анны Карениной" (роль режиссера прекрасно исполнил С. Маковецкий). Она была в тюрьме, родила дочь, добилась успеха, при этом не найдя места в этой новой жизни. Прошлое не отпускает ее, да и она не хочет ничего забывать, наоборот, хватаясь за тонкие ниточки, пытается понять, вернуть что-то, обрести себя. Экранные странности можно объяснить только ее странствиями по коридорам памяти. Анна Каренина бросится под поезд, актриса, исполняющая ее роль, – тоже и жизнь ее дочери также полетит под откос. Гости из прошлого расправятся со всеми. А в финале, прямо как в "Зойкиной квартире" М.Булгакова, возникнут китайцы и всех убьют. Ну, или почти всех.
"Асса" закончилась на том, что всем хотелось перемен. Через четверть века решили подвести промежуточные итоги. И перемены явно оказались не к лучшему. Понятно, что за этот период у режиссера накопилось много материала, идей, концепций. О многом захотелось рассказать, множество проблем затронуть, объять необъятное. Но фильм не получился. Получился клип, который можно записать в раздел "дополнительные материалы" на диск с фильмом "Асса" или "Анна Каренина".
Юрий Башмет, хотя и укрылся под псевдонимом, сыграл отчасти себя. Его герой - ребро любовного треугольника: дочь любит его, он любит мать, мать любит свое прошлое. На экране его игру (на альте, а не актерскую) сопровождает бегущая строка с перечислением различных званий и регалий. Зачем непонятно. Башмет в представлении не нуждается, а фильму эта строка художественности не придает. Исполнение говорит само за себя.
Встречу Башмета и Шнурова "весьма различных меж собой" на экране наблюдать увлекательно. Кстати зрителям этот музыкальный дуэт знаком по новогоднему телепроекту "Первая ночь с Олегом Меньшиковым" .
Сергей Шнуров, пришедший на смену Цою, – это перемена к лучшему. Он невероятно органичен, а его актерская игра в высшей степени профессиональна. Хотя может это и не игра вовсе, а та самая "живая жизнь"?
Катя Волкова в роли спутницы Шнурова, а капелла исполняющая свой хит "Попкорн" обворожительна. Это, пожалуй, самая цельная пара в фильме. Ну и Кинг –Конг. При чем тут Кинг-Конг, спросите вы? "Кинг-Конг при всем" - ответят герои фильма.
Как итог – фильм получился семейный. Не в том смысле, что рекомендован к просмотру "всей семьей", а в том, что это новый сорт фильмов. В России прежней были популярны домашние семейные спектакли, в России нынешней – домашние семейные фильмы. И то, и другое – для собственного удовольствия. Разница лишь в том, что домашние спектакли не играли на профессиональной сцене и допущены к просмотру были только близкие люди. Впрочем, перед сеансом режиссер сказал, что считает зал Дома кино, в котором проходила премьера, своим домом. Это, наверное, и есть ключ к пониманию картины. Только вот, не должно домашнее видео превращаться в семейное предприятие.
Сергей Соловьев – признанный режиссер, Татьяна Друбич – талантливая актриса, их дочь – наверное, талантливый композитор и исполнитель – но вместе они не сложили хороший семейный портрет. Увы.
Эпиграф фильма – "В прекрасном и яростном мире я делаю харакири". Эпилог – "Уныние – страшный грех". Но зрители после просмотра "яростного мира", грешным делом, приуныли.
Эмилия Деменцова
852 Прочтений • [Рецензия на "2-Асса-2"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]