Картина Михаила Косырева-Нестерова "Океан" не типична для отечественного кинематографа, она больше похожа на фильмы, снятые в рамках проекта "Догма", и на такие работы модных латиноамериканских режиссеров, как "И твою маму тоже" Альфонсо Куарона, "Город Бога" Фернанду Мейреллейша и особенно на "Центральный вокзал" Уолтера Саллеша.
Все эти ленты рассказывают о жизни обычно бедных и всегда несчастных людей, действие подчеркнуто лишено кинематографической красивости и развивается очень приземленно. Музыка звучит только тогда, когда ее слышат персонажи, оператор нередко снимает с помощью ручной кинокамеры, а актеры работают почти без грима.
В таких картинах сюжет особого значения не имеет, он обычно очень прост и максимально реалистичен. "Океан" не стал исключением. Этот фильм повествует о том, как деревенский парень приехал в Гавану и начал заниматься боксом, стремясь добиться успеха и богатства. Истории о провинциалах, покоряющих столицу, похожи друг на друга, даже если снимаются на разных континентах, и в новой российской ленте есть немало персонажей и сюжетных ходов, хорошо знакомых любителям кино. Проститутка, разумеется, обладает золотым сердцем; представители нетрадиционной сексуальной ориентации выясняют отношения, словно сварливые кумушки; тренер по боксу за внешней резкостью прячет доброту и заботливость; первая любовь главного героя, естественно, несчастна с мужем, который оказывается редким мерзавцем, и. т. д. Такая предсказуемость характеров и ситуаций, возможно, вызовет у некоторых зрителей раздражение.
Но главное в картине Косырева-Нестерова – это не сюжет, а воплощение на экране жизни людей, которые очень не похожи на нас. Сказочно красивые чернокожие женщины, которые даже скандалят с достоинством королев, белокожие женщины – все до единой блондинки, обаятельные парни-латинос и энергичные чернокожие боксеры – все это выглядит сказкой, несмотря на подчеркнутую приземленность повествования. Откровенность и яркость чувств, энергия и музыкальность, проявляющиеся в каждом движении любого персонажа независимо от пола, возраста и цвета кожи, пьянят не хуже текилы.
Потому, на мой взгляд, "Океан" получился более романтичным, чем другие фильмы, снятые в той же стилистике. Возможно, это связано с тем, что чужая жизнь, даже бедная и трудная, всегда кажется красивее, чем она есть на самом деле. Приезжая в отпуск или по делам в экзотическую страну, ты видишь пальмы, море, пляжи, цветущие деревья и свежие фрукты – все, чего так не хватает в России. На этом фоне грязь и полуразвалившиеся дома бедных кварталов не то что не бросаются в глаза, но кажутся чем-то незначительным. И еще труднее стороннему наблюдателю заметить, что местным жителям зачастую не хватает ни еды, ни чистой воды, ни медицинской помощи. А бороться со своим оптимистичным восприятием экзотических стран практически невозможно… Поэтому, хотя режиссер старательно воссоздает на экране бедную и трудную жизнь простых кубинцев, она почему-то все равно кажется немного волшебной.
Бытовые реалии почти не влияют на чарующую атмосферу ленты, но о них имеет смысл задуматься всем, кто с тоской вспоминает советские времена. В Гаване (кубинской столице) сейчас ни у кого из горожан, даже у преуспевающего художника и театрального актера, нет мобильных телефонов, а местный мафиози ездит на шикарной американской машине, выпущенной в 1950-ые годы. Безусловно, Куба находится в экономической блокаде и положение там очень сложное, но даже в Советском Союзе в благополучные 1980-ые годы стиральные машины и цветные телевизоры считались предметами роскоши, а на иностранных автомобилях ездили только невообразимо богатые люди. И это не случайность: дело в том, что при социализме и регулируемых государством ценах никому не выгодно ни ввозить в страну, ни производить там как можно больше пользующихся спросом товаров, отсюда и дефицит.
А политические особенности кубинской жизни в новой российской картине практически не отражены - только один раз пареньку, приехавшему в Гавану из деревни, угрожали сообщить в Комитет защиты революции о том, что он живет в столице без работы. Однако и эта угроза осталась неосуществленной, а проблема быстро разрешилась.
Положение представителей нетрадиционной сексуальной ориентации на Кубе, если верить "Океану", сейчас стало гораздо более благополучным, чем во времена, когда Фидель Кастро только пришел к власти. Например, фильм "Пока не наступит ночь" Джулиана Шнабеля, основанный на подлинных событиях, рассказывал о том, что в 1960-ые годы многие геи покидали Кубу, опасаясь стать жертвой репрессий.
Но издалека трудно судить, насколько верно отражена в новой отечественной ленте политическая ситуация на далеком южном острове. А большинство проблем, с которыми сталкиваются герои картины Косырева-Нестерова, наверняка будут понятны и российским зрителям, потому что на далекой Кубе люди любят, борются и страдают, как и мы. Возможность почувствовать единство с теми, кто совсем на тебя не похож, появляется нечасто, и "Океан" имеет смысл посмотреть хотя бы ради нее. Данный фильм также рекомендуется всем поклонникам интеллектуального кино и "жизненных" историй. Любители "мыльных опер" о латиноамериканских миллионерах и фанаты боевиков, скорее всего, будут разочарованы увиденным.
Светлана Степнова
1710 Прочтений • [Рецензия на "Океан"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]