Александр Иншаков – знаковая фигура отечественного кинематографа. В середине 1990-ых годов, когда кино у нас практически не было, Иншаков поставил фильм "Крестоносец" и сыграл в нем главную роль. Качество картины, конечно, оставляло желать лучшего, но она предназначалась для обычных зрителей, в ней сыграли многие хорошие актеры, а также имелся достаточно сложный, хотя и неправдоподобный, сюжет и множество трюков. Все это для своего времени было настоящей роскошью.
Созданный в нынешнем году "Мальтийский крест", в котором Иншаков сыграл главную роль и выступил в качестве продюсера, своим сюжетом немного напоминает "Крестоносца". В обеих лентах главные действующие лица – благородные каскадеры, вынужденные противостоять бандитам. Но в новом российском фильме намного больше пафоса, что явно не идет ему на пользу, а прочие недостатки примерно такие же, как в "Крестоносце". Но если в середине 1990-ых годов полнометражной отечественной картине многое прощалось уже за то, что она была создана, то сейчас наше кино способно радовать не только одним фактом своего существования, но и достоинствами. И с каждым днем требования к российским кинематографистам становятся все более строгими…
Главная проблема "Мальтийского креста" - совершенно неубедительный сценарий. По замыслу его создателей, царь Павел I вручил рыцарям Мальтийского ордена очень крупную сумму для передачи наследнику рода Романовых, который предъявит им старинную драгоценность – мальтийский крест. Допустим, дела обстоят именно так, и орденцы сумели уберечь дар русского императора от всех кризисов и инфляций.
Узнавший об этой давней истории современный русский мафиози решил похитить мальтийский крест, купить письма одного из Романовых к своей тайной возлюбленной и выдать себя за незаконнорожденного потомка русских царей. При этом физиономия злоумышленника – самая что ни на есть рабоче-крестьянская. Спрашивается, неужели орденцы отдадут несметные сокровища первому встречному и не проведут собственное расследование? Сомневаюсь! Мальтийский крест, по замыслу сценаристов, - реликвия легендарная, так что ее похищение не останется незамеченным, и известие о случившемся непременно попадет на страницы криминальной хроники. Рыцари при всем желании не смогут не обратить внимания на дерзкую кражу и непременно заинтересуются человеком, который предъявит им находящуюся в розыске драгоценность. Так что подлый замысел а любом случае обречен на неудачу…
Как должен был поступить мафиози, чтобы пропажа исторической ценности не привлекла ничьего внимания? Да очень просто – заменить крест фальшивкой, тем более что в семье, где он хранится, работает человек мафии, способный осуществить такую операцию с минимальными усилиями.
Однако злобный злодей выбрал самое нелепое решение из всех возможных – он похитил юного наследника Романовых, бабушка которого хранила крест, и потребовал реликвию в обмен на возвращение ребенка. Хотя почтенная дама повела себя совершенно по-идиотски и не сообщила о похищении внука властям, но об этом ужасном событии все равно узнали многие люди, так что рыцарям Мальтийского ордена в своем расследовании не составило бы труда выяснить правду.
Похищение ребенка произошло во время его визита в Москву, и посещение российской столицы юным Романовым и его бабушкой показано в фильме с невероятным и совершенно необъяснимым пафосом. Кажется даже, что "Мальтийский крест" был создан в конце 1980-ых годов, когда проживающие за границей дальние родственники последнего русского царя были очень популярны в нашей стране.
Но с тех пор прошло около двадцати лет, и большинству людей стало понятно, что реставрация монархии не решит проблем России. В тех странах Европы, где короли по-прежнему правят, они выполняют лишь представительские функции, а реальная власть принадлежит избираемым политикам. Это вполне разумно: управлять государством должны люди, которые хотят этим заниматься, а не те, кто по праву рождения вынуждены выполнять работу, порой очень для себя неприятную (например, юный Романов в новой российской картине мечтает стать кинооператором – так зачем ему царский трон?!).
Кроме того, высокие морально-нравственные качества не передаются по наследству, и отпрыски очень толкового и доброго правителя могут оказаться дураками и злодеями. При этом даже самый мудрый и бескорыстный властитель бессилен без поддержки влиятельных политиков и бизнесменов, а человек, знающий, что останется у власти до самой своей смерти, нередко склонен недооценивать своих помощников…
Так что совершенно непонятно, почему создатели "Мальтийского креста" так умиляются визиту Романовых в Россию. Да, это трогательно, но имеет значение лишь для самих дальних родичей последнего русского царя… То есть с политической точки зрения новая российская лента абсолютно неубедительна.
Криминальные эпизоды также совершенно недостоверны. Под стать главному злодею, не догадавшемуся скрыть кражу необходимой ему реликвии, и мелкие мафиози, которые, похищая ребенка на съемочной площадке, умудрились не заметить работающую там кинокамеру. (Я уж молчу о том, что на "Мосфильм" невозможно попасть без именного пропуска, поэтому установить личности похитителей не составило бы ни малейшего труда). Физиономии мелких мафиози, как и их лидера, настолько выразительны, что так и просятся на стенд "Их разыскивает милиция" и не могут не привлечь самое пристальное внимание как минимум гаишников.
При этом ближайший сподвижник главного негодяя носит прическу, которая свела бы с ума пэтэушниц в начале 1980-ых годов, но сейчас выглядит просто нелепо. Почти все злодеи большую часть времени носят белые костюмы, а положительных героев чаще можно увидеть в черном; данная закономерность нарушается лишь в финале, когда персонажи надевают одежду более подходящих своим убеждениям цветов. Мало того, что в реальной жизни моральный облик далеко не всегда соответствует любимому цвету одежды человека, так еще и белые мужские костюмы сейчас абсолютно немодны! Неужели у российских преступников нет финансовой возможности одеваться так, как это делают законопослушные люди?!
А шикарный особняк самого главного мафиози до отказа наполнен бутылками вина, но полностью лишен системы видеонаблюдения, так что охранники умудрились не заметить появление положительного героя. Если верить "Мальтийскому кресту", преступность в России невероятно далека от достижений цивилизации!
Положительные герои так же неубедительны, как и их противники. Персонаж, сыгранный Иншаковым, - профессиональный каскадер - окружен недалекими и алчными людьми, а коллеги по нелегкому делу исполнения трюков, которые, по идее, должны хотя бы стремиться достигнуть морально-нравственного уровня своего лидера, на экране почти не появляются. Зрителям показали лишь молоденькую девушку, которая мечтает стать каскадером, но даже в повседневной жизни она дергается и суетится так часто, что совершенно очевидно: этой особе противопоказано исполнение трюков, требующее постоянной сосредоточенности и хладнокровия. В общем, здесь все почти так же, как и в "Тарифе новогоднем": супермен окружен маленькими-маленькими людьми. Мне такой подход к жизни определенно не нравится!
Мир российского кино, увиденный создателями "Мальтийского креста", потрясает до чрезвычайности. Люди, которые дают работу героическому лучу света в темном царстве и его коллегам, все поголовно жадны, безответственны и глупы. Преуспевающие кинематографисты немалую часть экранного времени щеголяют в нелепых белых костюмах и, подтверждая свою злонамеренность, отказываются принимать в работу написанный главным героем сценарий о последней любви пожилого учителя.
Даже если оставить в стороне литературные качества сценария, созданного каскадером (хороший человек ведь далеко не всегда обладает литературным талантом), ленты о пожилых людях редко пользуются кассовым успехом как у нас, так и на Западе. А продюсеры не занимаются благотворительностью; они вкладывают деньги лишь в проекты, которые могут принести прибыль или получить престижные призы.
Тем не менее, истории о стариках все же порой выходят на экраны и привлекают внимание как критиков, так и зрителей. Например, по итогам прошлого года премии "Оскар" за лучший фильм и режиссуру достались картине "Старикам здесь не место", главный герой которой - представитель старшего поколения. В России, несмотря на все проблемы с финансированием, в 2000 году была создана потрясающая лента "Луной был полон сад"; в Казахстане в этом году поставили замечательный фильм "БаксЫ"… То есть продюсеры отнюдь не идиоты и готовы рискнуть, если находят подходящий материал. Если же сценарий их не заинтересовал, то, возможно, проблема заключается в его недостатках, а не в глупости кинематографистов…
Однако в "Мальтийском кресте", помимо героического, но одинокого каскадера, второй луч света в темном царстве российского кинематографа – это немолодой актер, народный артист СССР, всенародный любимец, который когда-то блестяще сыграл Николая II, а ныне живет в деревне и удивляет соседей, с аппетитом поедая такую простую еду, как студень из свиных ножек. Похоже, по мнению сценаристов, данное положение вещей должно вызывать ужас зрителей, но я не вижу в происходящем ничего плохого. Как ни крути, но в советские времена народные артисты были очень обеспеченными людьми, жили в шикарных квартирах и нередко строили для себя добротные дома в сельской местности. То есть в том факте, что стареющий актер решил остаток жизни провести на лоне природы, нет ничего дурного. Если же любимец публики стал жертвой аферистов, лишился городской квартиры и нажитого за долгие годы имущества, из-за чего был вынужден переехать в сельскую местность, то рассказывать об этой драме нужно напрямую. А студень – очень вкусное блюдо, да и артисты питаются не только осетриной с крабами, но и супами из пакетиков; вот если бы кумир нескольких поколений ел крыс или собак – это было бы действительно страшно.
Довершает абсурдность ситуации то, что знаменитый актер принципиально не покупает мобильник, считая, что те, кому он нужен, найдут его и так. По-моему, это неуважение к агентам по кастингу, которые очень заняты и не могут тратить целый день на визит к живущему в далекой деревне строптивому артисту… Короче говоря, и рассказ о современном российском кинематографе в "Мальтийском кресте" абсолютно не соответствует действительности.
Кинематографическое воплощение не слишком удачного сценария тоже далеко от совершенства. О костюмах и прическах персонажей я уже упоминала, а трюки – единственное, что могло бы примирить с недостоверностью сюжета, - меня тоже не впечатлили. Автомобильные гонки на мой дилетантский взгляд выглядят неплохо, но их очень мало, а драки, в которых десятки охранников покорно ждут своей очереди вступить в единоборство с положительным героем, мне кажутся абсолютно неубедительными.
Впрочем, несмотря на все перечисленные выше недостатки, "Мальтийский крест" вполне может понравиться монархистам, а также поклонникам Александра Иншакова, Олега Тактарова и картины "Крестоносец". Возможно, новая российская лента придется по душе и любительницам мелодрам, но остальные зрители вряд ли останутся довольны увиденным.
Светлана Степнова
1090 Прочтений • [Рецензия на "Мальтийский крест"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]