Фильм Юрия Грымова "Чужие" создан по сюжету, сейчас очень редкому, но невероятно популярному в советском кинематографе. В довольно уже далекие времена власть любила картины о мире загнивающего капитализма, поскольку они наглядно демонстрировали гражданам страны Советов все ужасы западной жизни, а обычные зрители с удовольствием смотрели истории о холеных людях в красивой одежде, живущих в изящно обставленных квартирах и ездящих на шикарных автомобилях. И неважно, что персонажи подобных лент были очень мало похожи на настоящих американцев, англичан и французов – наши земляки, не имевшие возможности сравнивать, были счастливы хотя бы так приобщиться к загнивающей и чуждой, но очень красивой жизни.
После распада СССР российские кинематографисты практически перестали снимать фильмы о жизни иностранцев, что вполне закономерно: все желающие увидеть чужеземцев вполне могли сделать это, посмотрев американские, французские, испанские или гонконгские картины. А поклонники отечественных лент ожидали от них рассказов о современных российских реалиях.
Зачем же Юрию Грымову понадобилось воскрешать почти забытый ныне жанр? При ответе на этот вопрос хорошо бы учитывать, что Грымов пришел в кино из рекламы. Ничего зазорного в этом нет, но рекламщик, даже бывший, в отличие от остальных режиссеров, еще до начала работы просчитывает, для кого и ради чего она предназначена, и выполняет ее в соответствии с заранее намеченной целью. (Например, реклама йогурта, создаваемая для девочек-подростков, будет сильно отличаться от той, что адресована женщинам среднего возраста). И если задуматься, для кого и ради чего снимались "Чужие", выводы оказываются интересными.
Совершенно очевидно, что созданный в России фильм, главными действующими лицами которого являются граждане США, не заинтересует американцев ни при каких обстоятельствах. Даже если бы жители самой могущественной державы мира в этой картине были показаны благородными, смелыми и добрыми, земляки персонажей при просмотре все равно непременно обнаружили бы массу бытовых неточностей и не приняли бы как своих увиденных на экране замечательных людей. Но в "Чужих" все до одного американцы выглядят субъектами крайне неприятными. Семейная пара геев (один белый, другой - афроамериканец) воплощает самые заезженные штампы о представителях нетрадиционной сексуальной ориентации, немолодая учительница оказывается алкоголичкой и нимфоманкой. Красивые гетеросексуальные супруги тоже не так благополучны, как кажутся: в финале муж проявляет себя абсолютно бессовестным подонком, а поскольку он не может иметь детей, его жена спит с каждым встречным в надежде забеременеть…
Слов нет, даже о чудиках и неудачниках можно рассказать так, что зрители задохнутся от восхищения и жалости, и самое удивительное, что в новой российской ленте такой персонаж имеется. Военнопленный русский хирург, слегка съехавший с катушек от многомесячного сидения в яме, поначалу кажется неадекватным, особенно когда под аккордеон горланит идиотские песни, но в нечеловеческой ситуации ведет себя с таким достоинством, что испытываешь неподдельную гордость за родную страну, в которой такие люди ЕСТЬ. За это чувство нужно сказать огромное спасибо замечательному актеру Виктору Бычкову и режиссеру Юрию Грымову, сумевшему правильно расставить все акценты. И, по-моему, совершенно очевидно, что если граждане США по сравнению с нашим героическим земляком выглядят, скажем так, совершенно иначе, это не просчет, а сознательный замысел постановщика.
Вряд ли Грымов думает, что все американцы таковы, какими он показал их в "Чужих"; значит, с помощью сгущения красок режиссер хотел донести до зрителей некую идею. И гадать о ней долго не приходится: поскольку этот фильм повествует о полном провале миссии врачей, приехавших из США помогать жителям раздираемой войной страны, очевидно, что режиссер намеревался показать агрессивность и аморальность американской внешней политики.
Прав ли Грымов? Безусловно! За последние годы действия США в ближних и дальних государствах нанесли серьезный ущерб не только этой стране, но и репутации идей демократии, западных ценностей и христианства.
Проблема в том, что самих американцев "Чужие" уж точно не перевоспитают по причинам, указанным выше, и еще потому, что никто не любит выслушивать поучения иностранцев. А большинство россиян и так понимают, насколько ошибочна внешняя политика США, потому что вряд ли успели забыть кошмарные последствия, к которым привели почти такие же действия Советского Союза. Зачем же понадобилось в очередной раз доказывать вполне очевидные факты?! Вопрос, конечно, интересный!
Возможно, разобраться в ситуации помогут некоторые детали. Как ни крути, но желание США осчастливить весь мир вполне объяснимо. Американский образ жизни – это высокий уровень благосостояния людей, равноправие всех граждан независимо от национальности и вероисповедания (бытовой расизм, конечно, существует, но на позицию властей почти не влияет) и сравнительно небольшая для среднестатистического человека опасность быть арестованным безвинно (судебные ошибки случаются и в США, но реже, чем во многих других странах). Почему в последние полтора десятилетия не удается создать столь замечательный общественный строй в иных государствах (ведь с Японией и Западной Германией после Второй мировой войны все прекрасно получилось) – другой вопрос, но такое желание американцев как минимум понятно. Конечно, США – это не рай, но все же очень удобное место для жизни. Вряд ли американцы сумели бы сделать свою страну такой, если бы все поголовно были дураками и подонками. И показывать граждан США идиотами, подлецами и злодеями, на мой взгляд, не очень разумно и немного смахивает на обыкновенную зависть.
Есть и еще один нюанс. Действие "Чужих" происходит в южной (почти наверняка мусульманской) стране, но главными злодеями показаны не местные жители, против которых воюют российские солдаты, а нехорошие американцы. Беда в том, что большинство войн, идущих сейчас в мусульманском мире, спонсируют представители направления в мусульманстве, которые не воспринимают иноверцев как людей, с чьим мнением нужно считаться. (Судить по этой секте обо всех мусульманах так же неверно, как считать всех католиков сторонниками инквизиции или православных – приверженцами идей старообрядцев о массовом самосожжении.) И окончательно договориться с поджигателями войны невозможно: если им потребуется, они нарушат любые соглашения с неверными собаками, то есть нами. (Точно так же СССР не церемонился ни с классовыми врагами – капиталистическими странами, ни с друзьями по соцлагерю, которые в любом случае не имели права возражать "старшему брату".) Однако это не значит, что с представителями данного течения в мусульманстве необходимо непременно воевать, - наоборот, люди тысячелетиями жили рядом, например, с волками и не тратили время и силы на самоубийственную бойню. Но замалчивать опасность тоже нельзя – о ней нужно говорить прямо, помогая людям понять, чем грозят России поджигатели войны и чем от них отличаются большинство мусульман. Таким образом, новая российская картина существенно искажает очень опасную ситуацию. (Кстати говоря, в лентах "Никто кроме нас" и "Пленный", действие которых также происходит в "горячих точках", тоже почти ничего не говорилось о тех, с кем воевали российские солдаты, но противники хотя бы выглядели сильными и опасными бойцами.)
И, наконец, очень о многом говорит то, как в "Чужих" показана российская армия. О военном хирурге я уже упоминала; все остальное не столь убедительно, но не менее прекрасно. Православные и мусульмане, солдаты и офицеры служат в атмосфере согласия и взаимного уважения, без колебаний приходят на помощь друг другу и всем, кто попал в беду. Я даже могу поверить, что в боевых условиях нет ни дедовщины, ни офицеров, торгующих солдатами, но общеизвестно, что бездарные генералы, которые продают противнику военное имущество и секретные документы, там имеются. В фильмах "Никто кроме нас" и "Пленный" упоминалось, хотя и вскользь, о недостатках нашей армии, зато в "Чужих" все прекрасно и безмятежно.
И вот это сочетание ужасно плохих американцев и безупречных россиян делает новую российскую картину точно такой же агиткой, какие во множестве снимались в советские времена. Я не удивлюсь, если многим зрителям она очень понравится – приятно, черт побери, знать, какие мы хорошие, особенно по сравнению с наглыми янки! Только это неправда, – точнее, не вся правда, что в данном случае одно и то же.
И мне очень грустно оттого, что наши кинематографисты не пытаются разобраться в проблемах родной страны, а вновь занялись бичеванием чужих пороков; лично я предпочитаю американский подход к делу. Голливуд регулярно выпускает ленты, посвященные всему плохому, что есть в Америке, – расизму, наркомании, бессмысленной жизни среднего класса, произволу военных, полиции и крупных бизнесменов... Вспоминая последние два десятилетия, назову навскидку те фильмы, названия которых первыми пришли в голову: "Несколько хороших парней", "Филадельфия", "Время убивать", "Красота по-американски", "Ураган", "Эрин Брокович", "Траффик", "На обочине", "Как малые дети"… Список далеко не полон, но достаточно красноречив. Вместо того чтобы поучать бестолковых иностранцев, большинство американских кинематографистов изо всех своих немаленьких сил стараются сделать лучше родную страну, потому что очень любят ее. Такая позиция вызывает у меня огромное уважение. И мне кажется, что американские актеры, согласившиеся сниматься в "Чужих", сделали это не из-за денег и не ради возможности получить, может быть, единственную большую роль в своей карьере, а потому, что тоже любят свою страну и хотят заставить зрителей задуматься о ее проблемах.
А вот зачем Юрию Грымову понадобилось снимать такую картину, я, если честно, так и не поняла. Отмечу лишь, что она очень напоминает мне полуторачасовку ненависти (пятиминутки этого ужасного чувства каждое утро проводились в романе Дж. Оруэлла "1984"). А все, что сделано без любви, долго не проживет.
Светлана Степнова
956 Прочтений • [Рецензия на "Чужие"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]