Картина Андрея Либенсона "Тот, кто гасит свет" обладает очень редким для отечественного кинематографа достоинством: ее создатели точно знали, какого результата хотели достичь. Сплошь и рядом у нас бывает, что кинематографисты сами никак не могут определить, что именно снимают, - фильм не для всех, комедию, боевик или мелодраму. А вот создатели "Того, кто гасит свет" абсолютно ясно понимали, что снимают жанровое кино – маньячный триллер, предназначенный для поклонников жанра и только для них. Повторяю еще раз: любителям артхауса, романтических, смешных или приключенческих лент совершенно незачем смотреть "Того, кто гасит свет", но вот любители историй о жестоких и неуловимых серийных убийцах должны обязательно увидеть эту картину.
В новом российском фильме имеются и недостатки, придираться к которым можно долго, но благодаря четкому соответствию требованиям жанра он, безусловно, выделяется на общем фоне. Пожалуй, единственное, что способно разочаровать поклонников маньячных триллеров – практически полное отсутствие кровавых сцен. Но не исключено, что именно это обстоятельство привлечет в кинотеатры зрителей, не любящих обилие красной жидкости на экране, а достаточно откровенные (хотя и лишенные натуралистичных подробностей) рассказы о преступлениях неуловимого злодея придают ленте необходимую жесткость.
Кроме того, отсутствие кровавых сцен полностью компенсируется великолепной атмосферой картины. Это именно то, что необходимо триллеру – странный мир, одновременно обыденный и непривычный, простой и непостижимый. Создание такого замечательного места действия – безусловная заслуга режиссера, оператора, художника и монтажера.
Не менее впечатляющи актерские работы. Поскольку жанровое кино в России снимают редко, исполнители нечасто получают возможность покричать друг на друга и подраться в кадре. В данном случае они используют выпавший шанс на все сто и явно наслаждаются происходящим. Зрителей праздник жизни тоже не обошел стороной. Сыгравшие в этом фильме Алексей Гуськов, Алексей Горбунов, Сергей Гармаш, Артур Смольянинов, Андрей Смоляков и Иван Кокорин очень талантливы и обладают ярко выраженным отрицательным обаянием, так что гадать, кто из персонажей убийца – сплошное удовольствие для поклонников жанра. Единственное, что удивило лично меня – герой Горбунова опять несчастен в любви. Если так и дальше пойдет – зрительницы при просмотре подобных эпизодов с участием актера будут хором вопить: "Не верю!" Впрочем, возможно, кинематографисты именно этого и добиваются…
Мужчины в "Том, кто гасит свет" настолько хороши, что Екатерине Вилковой – единственной представительнице прекрасного пола в их суровой компании – можно искренне позавидовать. Наверняка немало зрительниц с удовольствием оказались бы на месте героини данной ленты, даже если бы ради этого пришлось поселиться в крохотном городке, где орудует маньяк.
От прекрасной дамы в жестком триллере многого не требуется – достаточно быть очаровательной и беспомощной. Однако среди звезд отечественного театра и кино Вилкова отнюдь не затерялась, а лишний раз доказала свой несомненный талант. В картине "Нас не догонишь" она играла обозленную на весь мир зэчку, в "Тисках" - некрасивую умницу, дочь богатых родителей, а здесь – роковую девицу провинциального городка. Во всех этих очень разных ролях актриса выглядит абсолютно убедительно.
Безусловно, "Тот, кто гасит свет", как и большинство произведений своего жанра, не обладает особой философской глубиной и не поднимает сложных жизненных проблем; впрочем, создатели фильма прекрасно понимали, что он не станет шедевром кинематографа. И, кстати говоря, ждать от безусловно развлекательной ленты смысловых подтекстов и тонких нюансов вообще не стоит. Конечно, было бы замечательно, если бы все комедии оказывались такими же умными, как "Кавказская пленница", мелодрамы силой и глубиной напоминали "Иронию судьбы", а детективы так же задевали за живое, как "Место встречи изменить нельзя". Но опыт даже советского кинематографа неопровержимо доказывает: среди жанровых картин появляются редкие шедевры только в том случае, если на экраны каждый год выходят десятки среднестатистических развлекательных фильмов. И эта закономерность вполне объяснима: не зная законов жанра, невозможно создать в нем шедевр. И как раз благодаря четкому следованию жанровым правилам "Тот, кто гасит свет" все же заставляет задуматься о некоторых любопытных вещах.
Во-первых, действие этой ленты происходит в провинции. В последнее время российская глубинка привлекает многих отечественных кинематографистов, и большинство из них воспринимают небольшие городки как странное место, затягивающее в себя приезжих, словно болото. Причины подобного отношения не очень понятны: то ли многие сценаристы лишь недавно посмотрели "Твин Пикс", то ли так проявляется страх столичных жителей перед наглыми провинциалами, которые, приехав в Москву и Питер, делают блестящую карьеру, отодвигая аборигенов на второй план.
В недавних отечественных картинах обитатели мегаполисов, волею судьбы оказавшиеся в российской глубинке, сталкиваются с огромными проблемами. Например, в фильме Кати Шагаловой "Однажды в провинции" переезд из столицы в крохотный городок завершился для неудачливой актрисы трагически; по поводу судьбы героини "Юрьева дня" Кирилла Серебренникова мнения разделились (хотя я все равно считаю, что всемирно известной оперной певице не нужно мыть полы в тюремном тубдиспансере). В "Том, кто гасит свет", разумеется, проблемы решаются гораздо проще: воплощение добра и справедливости с честью преодолевает все препятствия, выдерживает побои и после жестокой финальной битвы отправляет злодея туда, где ему самое место. Но провинция здесь выглядит такой же мрачной и пугающей, как и в других недавних лентах.
А, во-вторых, "Тот, кто гасит свет" может заставить задуматься о том, чем опасна неограниченная единоличная власть даже для самого правителя. Один из персонажей новой российской картины ни секунды не сомневался, что полностью контролирует ситуацию в родном городе, и очень болезненно реагировал на то, что считал посягательством на свои полномочия. Но борьба с истинными и мнимыми конкурентами так занимала этого человека, что на решение обычных деловых вопросов ему не хватало ни времени, ни сил, и он перепоручал их своим надежным подчиненным, не понимая, что реальная власть уходит у него из рук, словно вода. Последствия такого поведения оказались чудовищными…
Так что, возможно, данную ленту стоило бы увидеть и руководителям разного уровня: не исключено, что она поможет им пересмотреть свое отношение к жизни. Впрочем, большинство поклонников маньячных триллеров при просмотре "Того, кто гасит свет" не станут задумываться о философских вопросах, а просто получат удовольствие от фильма, созданного по всем правилам жанра. А вот тем, кто истории о неуловимых серийных убийцах не переваривает напрочь, лучше отказаться от просмотра этой картины.
Светлана Степнова
765 Прочтений • [Рецензия на "Тот, кто гасит свет"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]