Фильм Игоря Волошина "Нирвана" рассказывает о людях, не понаслышке знающих, что такое наркотики, – наркоманах, наркоторговцах, врачах. С одной стороны, выход на экраны подобной картины можно только приветствовать: в России проблема наркотиков очень серьезна, а искусство, хотя и не в силах решить ее, но способно заставить людей задуматься о происходящем. С другой стороны, некоторые ленты об этой страшной беде скорее пропагандируют образ жизни наркоманов, чем рассказывают о том, как наркотики разрушают жизни тех, кто их употребляет. Впрочем, любое произведение искусства, повествующее о темных сторонах жизни, некоторые воспринимают как рекламу данных темных сторон, так что это вопрос скорее субъективный, чем объективный. (Даже "Иваново детство" Андрея Тарковского многие осуждали за пропаганду жестокости.)
Так вот, если говорить субъективно, то и сценарий "Нирваны", и ее художественное решение, и эмоциональное воздействие показались мне слабее, чем в вышедшем прошлой зимой фильме "Открытое пространство". При этом, как ни странно (возможно, потому, что в картине Волошина наркоманы действуют в привычном для них мире большого города, а не вынуждены бороться за выживание в тайге, как персонажи "Открытого пространства"), актерские работы в "Нирване" по-настоящему впечатляют.
Очень приятно снова видеть на экране легендарную Татьяну Самойлову, которая в последние годы снимается нечасто. Татьяна Евгеньевна сыграла женщину, которая, несмотря на тяжелую болезнь, не утратила доброту, интерес к жизни и окружающим людям. В этой роли прославленная актриса блистательно доказывает, что красоту, талант и чувство собственного достоинства можно сохранять в любом возрасте.
А снимавшиеся в "Нирване" молодые исполнители подтверждают, что легендарным звездам советского кино растет достойная смена.
Обладательница премии "Тэфи" за лучшую женскую роль по итогам телесезона 2006/2007 годов Ольга Сутулова, замечательно сыгравшая милиционера в блокадном "Ленинграде" и стилизованную под Одри Хэпберн романтичную парикмахершу в "Контракте на любовь", столь же великолепно перевоплотилась в элегантную медсестру, скрывающую за изысканностью манер и одежды душевную и физическую боль.
Обладательница "Ники" и премии фестиваля "Кинотавр" за лучшую женскую роль по итогам 2007 года Мария Шалаева, обычно играющая девчонок-сорванцов, невероятно достоверна в роли модной девушки, которая за внешней жесткостью и экстравагантностью прячет бесконечную преданность любимому человеку и готова ради него пожертвовать всем.
Артур Смольянинов завораживающе обаятелен в роли парня, в борьбе за внимание которого две незаурядные девушки схлестнулись не на жизнь, а на смерть. Лично для меня проблема заключается в том, что сам Артур мне кажется непредсказуемым, любящим приключения, веселым, порой жестким, но ни в коем случае не слабым и беззащитным, каким считают персонажа, сыгранного актером в "Нирване", влюбленные в него девушки.
А вот Михаил Евланов, последнее время нередко играющий облака в штанах, невообразимо хорош в роли крутого наркоторговца. Этот персонаж появляется на экране нечасто, но производит очень сильное впечатление; жаль только, текст иногда подводит актера. (Да и украшающий голову наркоторговца панковский ирокез, который был последним писком моды в начале 80-ых и обычным украшением неформалов в конце того десятилетия, сейчас выглядит явным анахронизмом; впрочем, не исключено, что в данном вопросе я просто отстала от жизни; в любом случае, это недочет не актера, а художника.)
Многие реплики не только наркоторговца, но и других героев "Нирваны" кажутся излишне пафосными; прекрасные актеры частично справляются с этой проблемой, но, увы, даже самые талантливые исполнители не всемогущи.
Во всех остальных отношениях сценарий тоже недотягивает до уровня актерских работ, да и в целом история выглядит не очень достоверной. Начинается она с того, что медсестра, решив сменить место жительства, сняла комнату в квартире, где уже жили двое наркоманов. В первый же вечер на новом месте девушка приняла ухаживания соседа по кличке Мертвый, который сразу после знакомства сообщил ей, что его девушка работает барменом в ночном клубе и возвращается под утро. Безусловно, личная жизнь – личное дело каждого, но медсестра не может не знать, кто такие наркоманы, как часто они заражаются СПИДом, во что превращаются во время ломки и как могут поступить с теми, кто теоретически способен достать им очередную дозу, но отказывается это сделать. Зачем с виду нормальной девушке такое сокровище, как склонный к случайным сексуальным связям наркоман с дивной кличкой Мертвый?! Конечно, сердцу не прикажешь, да и ближе к финалу причины пофигизма медсестры попытаются разъяснить, но я все равно не поняла, чем ее так привлек новый сосед.
Естественно, узнав о случившемся, постоянная подруга наркомана начала мстить разлучнице; та тоже не осталась в долгу. (Кстати, зрителям не объяснили, где и когда манерная медсестричка так здорово научилась драться.) Лютая вражда закончилась парадоксально для обычной жизни и предсказуемо для кино: девушки помирились и подружились, и возникновение симпатии между ними показано достоверно и убедительно.
Однако дружба с наркоманом означает необходимость регулярно выводить его из ломки или передоза, а также помогать искать деньги на выплату долгов за зелье. Если с первой проблемой медсестра худо-бедно справлялась, то вторая оказалась гораздо серьезнее, и новые подруги, пытаясь найти средства на возврат долга, прошли все круги питерского андерграунда, который в этой ленте, на мой взгляд, выглядит недостаточно ярким и впечатляющим.
С превеликим трудом девушки все же собрали необходимую сумму, но дальнейшие события приняли совсем уж депрессивный оборот. Потеряв обоих новых знакомых, медсестра впервые в жизни попробовала наркотики, под кайфом встретилась с покойной подругой, пообещала ей больше не колоться и, придя в себя, отправилась в Москву. У меня к этому финалу возникли две претензии. Во-первых, под кайфом наркоманы далеко не всегда видят любимых людей, ушедших из жизни, и, наверное, не стоило бы рекламировать наркотики как способ пообщаться с родными и друзьями, навсегда покинувшими наш мир. Во-вторых, многие становятся наркозависимыми уже после первой дозы; конечно, стойкость героини, которая не поддалась искушению и решила начать новую жизнь, вызывает уважение, но далеко не все на ее месте сумели бы вести себя так же мужественно…
Как и сценарий, кинематографическое решение "Нирваны" тоже, на мой взгляд, далеко от идеала. Оно напомнило мне множество фильмов, созданных намного раньше.
О наркоманах и их своеобразном восприятии мира блистательно рассказали, например, Гас ван Сент в "Аптечном ковбое" и Денни Бойл в "На игле". Яркие истории о дружбе непохожих женщин, вынужденных противостоять и преступникам, и правоохранительным органам, нередко появляются на киноэкранах; первые картины, которые вспоминаются, - "Тельма и Луиза" Ридли Скотта и "Страна глухих" Валерия Тодоровского. Лент, где девушки спасают парней, тоже в последние годы создано немало; одна из самых ярких – "Беги, Лола, беги" Тома Тыквера (кстати, отчаянный бег героини, узнавшей о смерти лучшей подруги, тоже напомнил мне об этом немецком фильме). Теневая сторона жизни больших и красивых городов великолепно показана, например, в "Ассе" Сергея Соловьева и "Брате" Алексея Балабанова. Замедленный проезд девушек на мотоцикле напомнил мне похожий эпизод в фильме Луи Маля "Зази в метро". Сцена самоубийства одной из героинь "Нирваны" воскрешает в памяти строки из знаменитой песни группы "Наутилус Помпилиус": "Я крошил стекло, как шоколад, в руке, я ломал эти пальцы за то, что они не могут прикоснуться к тебе…" Даже странно, что песни "Я хочу быть с тобой" нет в саундтреке новой российской картины.
Спору нет, даже самую заезженную историю можно рассказать так, что зрители воспримут ее как оригинальную и необычную, но в "Нирване" я не открыла для себя ничего нового. Впрочем, тем, кто не видел ни одну из выше перечисленных лент, фильм Волошина вполне может показаться ярким и оригинальным.
Но я так и не поняла, зачем данная картина вообще была снята. То есть если режиссер хотел показать, как жалки и ничтожны метания молодых наркоманов – он добился своей цели блистательно. В "Нирване" представители современного андерграунда со своими мелкими страстишками и ничтожными несчастьями выглядят особенно нелепо рядом с людьми старшего поколения, беды которых действительно настоящие, а воля к жизни и сила духа, позволяющие их преодолевать, вызывают огромное уважение. А вот к девушкам, кончающим с собой после гибели возлюбленного, я испытываю некоторое сочувствие, но не чувствую ни малейшего уважения. На мой взгляд, каждый человек обязан бороться за жизнь, что бы ни случилось. Проблема в том, что немало юных и романтичных зрительниц увидят в подобном самоубийстве высшую доблесть и пример для подражания; впрочем, не исключено, что я недооцениваю младшее поколение…
Подводя итоги, можно сказать следующее. "Нирвана" получилась спорной и неоднозначной, но эта картину имеет смысл увидеть всем, кто ценит хорошую игру как молодых актеров, так и легендарных звезд старшего поколения. Впечатлительным девушкам данный фильм категорически не рекомендуется.
Светлана Степнова
1305 Прочтений • [Рецензия на "Нирвана"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]