Наверное, режиссер Александр Рогожкин знаком с провидцем, который великолепно умеет предсказывать будущее. Решение снимать фильм о подвигах российских футболистов в ту пору, когда мы пробились на Чемпионат Европы только благодаря самоотверженным усилиям сборной Хорватии и позорно проиграли румынам, казалось очень странным. Но "Игра" выходит на экраны несколько дней спустя после того, как "Зенит" завоевал Кубок УЕФА, а наши хоккеисты победили на Чемпионате мира, и при ее просмотре невозможно не думать об этих замечательных успехах отечественных спортсменов. Дорога ложка к обеду, и Рогожкин не мог бы выбрать более подходящего момента для премьеры своей новой ленты.
Как и многие картины этого режиссера, "Игра" не имеет ни малейшего отношения к авторскому кинематографу, она предназначена для всех зрителей без исключения. Но, отправляясь в кинотеатр, нужно быть готовыми к тому, что данный фильм повествует не о футболистах, а о тех, кто помогает им играть и выигрывать, - администраторах, врачах, уборщицах - о людях, которые считают футбол своей жизнью с не меньшим основанием, чем игроки и тренеры. С одной стороны, жаль, что на экране мы почти не увидели трудовых будней спортсменов (да и сами мастера кожаного мяча в кадре тоже почти не появляются), но, с другой стороны, наши футболисты так часто разочаровывают своей игрой, что похвалы в их адрес могут и подождать (до конца Чемпионата Европы, например). А вот о людях, самоотверженные усилия которых остаются вне поля зрения не только фанатов, но порой и самих спортсменов, о людях, беззаветно живущих одним футболом (и это не красивые слова, а констатация факта), рассказать нужно уже сейчас.
Я не имею ни малейшего отношения к закулисью спорта и потому не могу определить, достоверно ли изображены в ленте будни тренировочной базы российской сборной, но выглядит все очень убедительно. Отсутствие ярко выраженного сюжета объясняется выбором персонажей, о которых идет речь, - людей, чей труд почти всегда незаметен. Тихая, неторопливая жизнь, наполненная повседневными заботами, прерывается лишь яркими, словно вспышки фейерверка, матчами, подготовка к которым требует полной самоотдачи не только от игроков, но и от всего обслуживающего персонала. Люди разных возрастов и профессий – от пожилых врачей до мальчишек-фанатов, правдами и неправдами проникающих на базу, – готовы сделать все, даже заговаривать бутсы футболистам и устанавливать игровой мяч особым образом, чтобы наши спортсмены наконец победили, ПОБЕДИЛИ, ПОБЕДИЛИ! А когда прозвучит свисток арбитра и начнется ИГРА, обслуживающий персонал, никем не замечаемый, останется у кромки поля (а то и вовсе у телевизора) и радостно или с отчаянием станет следить за ходом матча, молча моля то ли Бога, то ли Верховного футбольного судью о том, чтобы наконец пришла наша победа – одна на всех, та самая, единственная, ради которой только и имеет смысл жить!
Такое восприятие ситуации определяет и форму повествования, напоминающую современную сказку. И события, и персонажи здесь подчеркнуто не претендуют на достоверность. Новая картина Рогожкина повествует о том, как в России впервые в истории прошел Чемпионат мира по футболу, который наша сборная, разумеется, выиграла. Эту победу за несколько дней до финального матча предсказал бывший врач, ныне алкоголик, работающий сторожем на тренировочной базе. (Зная заранее о веренице поражений наших спортсменов, спиться действительно нетрудно.) Молоденькая уборщица - по образованию филолог - поступила на тренировочную базу, чтобы в непринужденной обстановке изучать современную ненормативную лексику и жаргонизмы. Мальчишка из детдома для детей с отклонениями в развитии оказывается великолепным футболистом… Список сказочного можно продолжать еще долго. Что ж, отечественные мастера кожаного мяча радуют нас нечасто, поэтому реалистичное произведение о своих победах они пока, по-моему, еще не заработали.
Впрочем, сюжет "Игры" не лишен некоторых недостатков. Да, в сказке необходим злодей, но непонятно, почему здесь им оказался администратор спортивной базы – человек, на котором лежит огромнейшая ответственность. Неясно, зачем понадобилось делать именно его недалеким корыстолюбцем. Начальство обычно не любят, но кто-то ведь должен принимать неприятные решения и выполнять рутинную работу! Не уважать таких людей неправильно.
Да и подельник нехорошего администратора – предприниматель Азиз – тоже вызвал у меня некоторые сомнения. Конечно, Даниил Страхов в этой роли выглядит забавно, но все же бизнесмены (хоть Сидоровы, хоть Абрамовичи, хоть Мухамедовы) большому спорту чаще помогают, чем мешают.
Зато все актерские работы в новом российском фильме очень хороши. Артисты играют с такой самоотдачей, словно их усилия и в самом деле помогут нашим футболистам стать чемпионами мира. Благодаря мастерству исполнителей и великолепной режиссуре самоотверженность сотрудников тренировочной базы выглядит особенно достоверно.
Замечательные диалоги и смешные шутки тоже по-настоящему украшают ленту Рогожкина. Многие шутки не имеют прямого отношения к сюжету, но это скорее плюс, чем минус: они придают происходящему на экране дополнительные смысловые оттенки.
Безусловно, эта картина не стала шедевром даже развлекательного кинематографа: все-таки режиссеру не удалось полностью компенсировать отсутствие динамичного действия. Но тем, кто посмотрит "Игру" в мае-июне 2008 года, она всегда будет напоминать о замечательных победах наших спортсменов. Возможно, в другое время фильм воспринимался бы более критично, но сейчас к нему абсолютно не хочется придираться.
Светлана Степнова
934 Прочтений • [Рецензия на "Игра"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]