Порой названия фильмов не имеют ничего общего с их содержанием. Например, трудно представить, что "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Белое солнце пустыни" - это, пожалуй, лучшие приключенческие ленты советского кино. Бывает и так, что по названию можно точно представить не только содержание, но и качество картины. Скажем, "Карнавальная ночь" и "Гусарская баллада" - фильмы зрелищные и музыкальные.
По названию "Красный жемчуг любви" тоже можно составить об этой ленте очень точное представление. Дело в том, что жемчуг бывает белый и черный, изредка встречается розовый, а вот красного жемчуга в природе не существует. Если вы верите, что влюбленные где-нибудь или когда-нибудь могут найти красный жемчуг, то картина Андреса Пустумаа вам наверняка понравится. Если же вы полагаете, что чувства не в силах повлиять на законы природы, то новый российский фильм вас вряд ли впечатлит.
Пожалуй, главное достоинство "Красного жемчуга любви" – красота. Оксана Фандера ослепительно хороша, Евгений Цыганов чертовски привлекателен, Юрий Степанов восхитительно чудаковат, все остальные актеры и актрисы тоже великолепно смотрятся в стильных дизайнерских нарядах. Хотя кадры, в которых медленно течет неширокая река, очень уж напоминают "Сталкера" Андрея Тарковского, во всех остальных отношениях работа оператора, а также художника и художника по костюмам выше всяких похвал. Люди, которые ценят в любовных историях именно красоту, будут в восторге от ленты Пустумаа.
А вот у всех остальных зрителей возникнет немало претензий к новой российской картине. Хорошие мелодрамы либо точно отражают быт и нравы среды, в которой происходит действие, либо, не обладая житейской достоверностью, запоминаются убедительными, сложными характерами влюбленных, а также их друзей и врагов. Увы, "Красный жемчуг любви" не отличается ни тем, ни другим.
Действие фильма происходит в великосветских кругах современного Киева; среди персонажей – богатые бизнесмены и бизнеследи, их спутники и спутницы жизни, а также люди, близкие к сливкам общества. Понятно, что от большинства зрителей этот мир далек, и судить о точности изображения жизни олигархов они не могут. Так что о бытовой достоверности речи нет.
А характеры персонажей почти совсем неясны. Непонятно, почему героиня – страдающая от бессмысленности своего существования жена олигарха – влюбилась в парня, который, как и она, не имеет собственной жизни, а ублажает богатую предпринимательницу. Двум мотылькам не выжить в каменных джунглях без поддержки спонсоров, поэтому когда успевшая в юности нахлебаться горя женщина за тридцать говорит, что хочет уйти от богатого мужа к нищему любовнику, ее слова кажутся столь же осмысленными, как лепетание маленькой девочки, которая во что бы то ни стало желает получить красивую игрушку. На что собираются существовать два человека, привыкшие, что деньги для них зарабатывает кто-то другой?! Ведь ясно же, что олигарх отберет у бывшей супруги ее фитнесс-салон, а бизнеследи сумеет сделать так, чтобы ее экс-любовник лишился возможности участвовать в мотоциклетных гонках! Правда, в начале ленты зрителям пытались объяснить, что будущая супруга олигарха в юности обладала жестким, решительным характером, но в ее нынешней жизни эти черты не проявляются абсолютно. Сильная женщина ни при каких обстоятельствах не станет распивать с алкашами бутылку водки на троих, как это делает героиня "Красного жемчуга любви".
Евгений Цыганов в роли гонщика, который стремится не приехать к финишу первым, а поэффектнее упасть на радость любителям чужих неудач, выглядит более достоверно. Актер полностью отказался от романтизации своего персонажа. В исполнении Цыганова этот парень не имеет ничего общего со свободолюбивыми мотоциклистами 1960-ых годов. Он точно знает, с какой стороны у бутерброда масло, и использует романтический байкерский антураж лишь для того, чтобы внешне отличаться от прочих жиголо, предлагающих свои услуги богатым дамам. Образ получился очень точным и убедительным, вот только неясно, как такой циничный парень мог влюбиться в не имеющую собственных денег жену олигарха.
В целом отношения главных героев кажутся обычной интрижкой, имеющей к настоящей любви такое же отношение, как красный жемчуг – к жемчугу настоящему.
Юрий Степанов, как всегда, блестяще сыграл лже-шамана, предсказавшего несчастной жене олигарха грядущую великую любовь. Но дальнейшие действия фальшивого волшебника совершенно необъяснимы: он начинает терзаться угрызениями совести и намерен вернуть клиентке деньги, которые она ему заплатила за консультацию. Вообще-то, обычно жулики, даже благородные, не столь щепетильны, тем более что в данном случае богатая дама явно не будет голодать из-за того, что потратила крупную сумму во время визита к мнимому чародею. Степанов – очень хороший актер, но совершенно непонятно, зачем его персонаж появляется на экране так часто, ибо самозваный шаман не имеет ни малейшего отношения к основному сюжету.
В других случаях тоже неясно, почему кинематографисты включают в действие те или иные эпизоды. Например, зачем понадобилось рассказывать, что главная героиня родом из деревни? На дальнейшие события абсолютно не влияет ни данный факт, ни то, что девушка бросила театральное училище, не выдержав домогательств одного из преподавателей. Не повезло бедолаге – сколько замечательных актрис благополучно завершили учебу по специальности, счастливо избегнув приставаний профессоров! Такие невинно страдающие девушки, как героиня "Красного жемчуга любви", чаще встречаются в "мыльных операх", чем в серьезных лентах.
А ближе к финалу мелодрама становится надрывно сентиментальной, что не улучшает производимого ею впечатления. Зачем в очередной раз понадобилось доказывать, что богатые тоже плачут? Неужели кто-то из зрителей забыл этот немудреный факт?
Короче говоря, лучше все же покупать настоящие драгоценности, а в отсутствие денег на них собирать цветы, но не прельщаться фальшивками.