Если бы создатели фильма "Мы из будущего" хотели снять обычную кассовую молодежную приключенческую ленту, то сделали бы ее героями байкеров-экстремалов или, например, толкиенистов. Но эта картина повествует о "черных копателях", которые по воле случая из нашего времени переместились в далекий 1942 год. Ясно, что кинематографисты хотели не просто развлечь зрителей, но и рассказать о Второй мировой войне, которую младшее поколение понемногу стало забывать.
Сказать, что перед создателями "Мы из будущего" стояла очень сложная задача, - это не сказать ничего. С одной стороны, для многих зрителей (и особенно для молодежи) патриотизм означает либо национализм, либо казенщину и скуку. И, чтобы увлечь тинейджеров, привыкших к динамичным и зрелищным голливудским боевикам, новая российская лента также должна была стать яркой, эффектной и увлекательной, насыщенной событиями и спецэффектами.
С другой стороны, если речь в фильме идет о Второй мировой войне, он не может быть всего лишь безмозглым аттракционом. В данном случае кинематографисты не обязаны следовать исторической правде в мелких бытовых деталях (приключенческая лента – это не историческая драма), но должны непременно передать настроение и цвет того страшного и жестокого времени. А рецептов успешного совмещения развлекательной формы и глубокого содержания в природе не существует.
Все ли получилось у создателей "Мы из будущего"? Безусловно, не все; впрочем, в такой ситуации компромиссы были абсолютно неизбежны. Но новая российская картина способна заинтересовать и зрителей старшего поколения, которые ценят лучшие советские и российские фильмы о войне, и тинейджеров, обожающих приключенческое кино. Во всяком случае, виденная мной в кинотеатре шумная компания подростков с попкорном и пивом смеялась там, где этого не предполагали кинематографисты, гораздо реже, чем можно было ожидать (и преимущественно над любовными сценами, что в таком возрасте вполне естественно).
Итак, что же в ленте "Мы из будущего" заслуживает внимания людей разного возраста и вкусов? Во-первых, динамичный, наполненный событиями сюжет - действие не останавливается ни на минуту, не позволяя зрителям утратить интерес к происходящему на экране. Темп повествования ненадолго замедляется только во второй половине фильма, когда эпизоды боев сменяются любовными сценами. Впрочем, происходит это незадолго перед атакой, так что подобное затишье вполне объяснимо: ожидание атаки – время для солдат непростое.
Во-вторых, сюжет нового российского фильма не только динамичен, но и оригинален, а также неплохо продуман. Например, механизм перемещения главных героев во времени оказался хотя и не слишком достоверным (впрочем, никакой достоверности здесь требовать нельзя), зато неожиданным и необычным. Во всяком случае, мне ничего подобного ранее не встречалось.
Очень радует также то, что, вопреки штампам плохой фантастики, гости из будущего попадают в прошлое абсолютно безоружными. С помощью гранатометов, ядерных бомб и прочих гравицап выиграть Вторую мировую было бы действительно легко; проблема в том, что подобного супероружия в ту пору не было.
Время, в котором оказываются герои, тоже выбрано очень правильно. Август 1942-ого – это не хаос годичной давности, но и не последующие годы, когда с каждым днем все больше людей верили в победу над Гитлером. Летом 1942-ого ситуация оставалась неопределенной, поэтому сражаться с фашистами было особенно страшно.
В-третьих, самое главное достоинство новой российской ленты, ради которого ее и нужно смотреть, - это очень впечатляющее воссоздание военного времени. Возможно, у историков окажется множество претензий к деталям, но в приключенческих фильмах художественная правда важнее исторической. А в "Мы из будущего" кинематографистам удалось добиться главного – достоверности, как внешней, так и психологической.
Благодаря замечательной работе художников два временных пласта - 1942 год и наше время - сильно отличаются друг от друга. Современное разноцветье сменяется скупой палитрой военного лета, когда из всех красок, кажется, остались только две: зелень листвы и обмундирования, а также все оттенки цвета крови.
Даже небольшой по советским или голливудским меркам бюджет этой военной картины не помешал операторам, монтажеру и мастерам спецэффектов в полной мере проявить свое мастерство. Достаточно скромные по масштабам сцены боев сняты так ярко и достоверно, что позволяют каждому зрителю почувствовать себя участником сражения. Кажется, что любая пуля и любой снаряд хотят убить именно тебя. Неважно, соответствуют ли эти эпизоды исторической правде или нет, – главное, они позволяют зрителям понять, ЧТО довелось пережить ветеранам Второй мировой.
Еще одно несомненное достоинство нового российского фильма – практически полное отсутствие казенного пафоса и слюнявой сентиментальности (небольшое ее количество имеется лишь в любовных сценах). Никто из персонажей не произносит патриотических претенциозных монологов. Все очень просто: идет война, и нужно сражаться с врагом. А речи – дело тех, кто отсиживается в тылу… При этом многие эпизоды, даже драматические, показаны с юмором, что усиливает впечатление от происходящего на экране. Ироничное отношение даже к самым ужасным событиям более типично для солдат на передовой, чем истерики и пафос.
Тем не менее, недостатки в "Мы из будущего" тоже имеются и необходимо упомянуть самые заметные из них. Конечно, точного соблюдения исторической правды в приключенческой картине не требуется, но правилами здравого смысла пренебрегать все же не стоило бы.
Например, очень странно смотрится элегантная прическа медсестры, служащей в воинской части в самых разгар ожесточенных боев 1942 года. Даже в последующие, более благополучные военные годы на передовой не было ни шампуней, ни гелей. Даже хозяйственного мыла не всегда хватало; кроме того, двум-трем медсестрам, работающим среди сотни мужчин, было вообще трудно найти время и место, чтобы спокойно помыться.
Да и концерт, который вышеупомянутая медсестра в перерыве между вражескими атаками проводит для бойцов, выглядит не очень достоверно. Подобные выступления могла устраивать "поющая эскадрилья" из фильма "В бой идут одни "старики", потому что для летчиков война начиналась, когда они отправлялись на боевые задания. А на передовой во время передышек между боями солдаты наверняка отсыпались, а не самодеятельностью занимались. Впрочем, возможно, в этом вопросе фронтовики со мной не согласятся.
А еще один эпизод фильма напомнил мне реальный случай военного времени: брат моей бабушки, посланный за "языком", немца захватил, но случайно убил его по дороге в часть и за невыполнение приказа был отправлен в штрафбат, где погиб в первом же бою. Поэтому мне было очень странно видеть, что в новой российской ленте особист никак не наказал четверых изначально подозрительных солдат, которые отправились под командованием проверенного старшины за "языком", но вернулись с большим опозданием без пленного и без своего командира. Даже в разгар боев подобная доброта особиста кажется неубедительной.
Кроме того, неприятной данью современной официальной идеологии выглядит эпизод, в котором военный произносит заупокойную молитву на похоронах боевых друзей. Вполне возможно, что на фронте подобное случалось, но не слишком часто. Ведь солдатам советской армии (особенно в первые военные годы) было опасно проявлять свои религиозные чувства, тем более в присутствии особиста…
Помимо исторических неточностей, "Мы из будущего" не лишены и чисто кинематографических недочетов. Например, характеры главных героев недостаточно ярки даже для приключенческого фильма, где тонкий психологизм персонажей – не главное. По воле сценариста в прошлое отправились четверо очень разных молодых людей (даже непонятно, как им удалось подружиться и довольно долго работать вместе) – правильный мажор, зубрила-отличник, любитель рэпа и неонацист. Но увлечения – это не характеры! К сожалению, за два часа экранного времени мы узнаем о личностях главных героев очень немногое.
Так же мало зрителям рассказывают и о персонажах из прошлого, особенно о лирической героине. Кем была эта медсестричка до войны? Где она жила - в деревне или в городе? В какой семье выросла – простой или интеллигентной? Увы, ни на один из этих вопросов мы ответа не получаем. А для лирической героини подобная неопределенность особенно губительна, поскольку очень плохо сказывается на достоверности любовной линии.
Песни, звучащие в фильме, тоже оставляют желать лучшего. Неудачная стилизация под старинные романсы, которую поет влюбленная медсестра, как и имитация бардовской песни, исполняемая для однополчан гостем из будущего, не слишком впечатляют. Возможно, музыкальным редакторам ради большей достоверности стоило бы поискать полузабытые песни военных лет.
Цитата из "Судьбы человека" выглядит абсолютно неуместно. Легендарная лента Сергея Бондарчука - шедевр кинематографа. До этого уровня "Мы из будущего" явно не дотягивают, так что лучше было бы обойтись без заимствований…
А главный недостаток новой российской картины напрямую связан с ее важным достоинством – отсутствием пафоса и обличений. По логике событий, если бы вместо "черных копателей" в прошлое попали, например, немцы-антифашисты, действительно помогающие хоронить павших воинов, то этим ненавидящим нацизм парням все равно пришлось бы вступать в гитлеровскую армию! Летом 1942 года у немцев, сдававшихся в плен советским войскам, было мало шансов уцелеть. Впрочем, даже если бы наши солдаты и удержались от самосуда, то пленных немцев ждали бы ужасы сибирских лагерей… Так что принцип "Сначала ввязываться в бой, а речи пусть произносят другие" не всегда работает должным образом.
Да и идея отправлять современных российских фашистов и "черных копателей" на перевоспитание в эпоху Второй мировой войны кажется не слишком удачной. Далеко не все из современных поклонников Гитлера присоединятся там к советской армии – некоторые сдадутся в плен к немцам, вступят, например, в армию Власова и начнут воевать против своей страны. А большинство неофашистов, попав в прошлое, наверняка постараются скрыться в тылу и начнут грабить и убивать мирных жителей, пользуясь общей неразберихой…
Впрочем, абсолютного лекарства от нацистских идей все равно не существует. Картина "Мы из будущего" вряд ли заставит закоренелых поклонников Гитлера пересмотреть свои взгляды на жизнь. Но этот фильм способен заинтересовать тинейджеров, которые уже начали забывать, кто с кем воевал во Второй мировой, и напомнить подросткам о подвиге их прадедов.
Светлана Степнова
1222 Прочтений • [Рецензия на "Мы из будущего"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]